«Клады» Медвежьей пещеры

«Республика» начинает цикл публикаций о самых впечатляющих местах Коми края. Есть объекты, доступ к которым свободен, и их ежегодно посещают туристы со всей страны и даже из-за рубежа. А есть уникальные и труднодоступные, где к тому же посещение ограниченно, чтобы не нанести ущерб природе и не нарушить первозданный вид места. Именно к таким объектам относится Медвежья пещера, расположенная на территории Печоро-Илычского государственного природного биосферного заповедника, являющаяся природным и археологическим памятником Республики Коми.

Официальной датой открытия памятника считается 1960 год, когда археологи Коми филиала Академии наук СССР Борис Гуслицер и Вячеслав Канивец исследовали пещеру. Медвежьей она названа из-за большого числа костей пещерного медведя, найденных в ее глубине. Но обитали здесь не только доисторические медведи – ученые обнаружили в гроте и лабиринтах Медвежьей одну из самых северных верхнепалеолитических стоянок человека и самое крупное на севере Европы местонахождение плейстоценовой фауны. Во время раскопок были найдены 150 кремневых артефактов и многочисленные костные останки животных – как вымерших, так и ныне существующих видов – саблезубого тигра, мамонта, шерстистого носорога, овцебыка, северного оленя, зубра, лося, лошади, песца, волка, зайца, копытного лемминга. Всего обнаружено около ста тысяч костей.

В 1965 году в издательстве «Наука» вышел в свет труд Бориса Гуслицера и Вячеслава Канивца «Пещеры Печорского Урала», где они подробно описали все исследованные ими полости. Оказывается, наиболее раннее известное ученым упоминание о пещерах в Северном Приуралье содержится на карте мира, составленной итальянским монахом Фра Мауро в 1459 году. Оригинал этой карты хранится во Дворце дожей в Венеции. На карте на крайнем северо-востоке Европы, западнее Рифейских гор, как тогда назывались Уральские горы, вблизи Ледовитого океана помещена странная надпись, знакомящая со страной Пермией и ее обитателями – пермянами. Заканчивается надпись словами: «…далее к северу они живут в пещерах и под землею вследствие чрезмерной стужи». В двух других надписях, расположенных на карте восточнее (в одном случае в пределах Пермии, а в другом – в Зауралье), вновь отмечено, что население этой территории жило «под землей».

Первые же достоверные известия о пещерах Северного Урала относятся к XVIII веку. Например, управляющий Уральскими казенными заводами, выдающийся инженер генерал Вильгельм де Геннин совершил ряд служебных поездок по Уралу, во время которых описал одну из увиденных им североуральских пещер. Снаружи она казалась маленькой «яко очаг печной», а внутри оказалась настолько вместительной, что «можно в нея коретой с шестью лошадьми въехать». Чтобы оценить глубину скважины, туда бросали зажженную бересту, но дна пропасти так и не увидели. Некоторые историки XVIII века наивно сопоставляли древние этническое и топонимическое понятия «печера» и «Печора» с русским словом «пещера».

«В етой земле, – писал историк Лерберг, – есть много пещер в горах и пригорках, которыя некогда были обитаемы, следственно, ничего нет вернее того, что как земля и главная река, так и жители тамошние названы от русских по сим пещерам».

Новые сведения о древних подземных жилищах в Северном Приуралье собрал в 1837 году путешественник Шренк. В своем отчете он подробно остановился на «земляных пещерах, которые находятся на Нижней Печоре и в разных местах и которые русские из этих местностей называют «чудскими пещерами», чему, бесспорно, обязана своим названием река Печора». Местное население было убеждено, в этих «пещерах» некогда жила «чудь» – древние обитатели Севера. Такие «чудские пещеры» осмотрели и описали еще несколько исследователей.

В XIX веке была открыта Уньинская пещера, судя по описаниям, очень схожая с Медвежьей. В 1847 году здесь побывали участники географической экспедиции под руководством Гофмана. В одном из проходов ученый наткнулся на непривычно большой позвонок медведя. Через сто с лишним лет было установлено, что эти кости принадлежали крупной разновидности пещерных медведей. В известняковом массиве, который видел издали Гофман, была открыта группа пещер, и среди них особенно интересна Медвежья. О ней и пойдет речь.

Находки в экспедиции

С 1921 года в бассейне верхней и средней Печоры начались систематические геологические исследования. В 1926 году один из первых исследователей геологии Печорского края Николай Иорданский открыл крупный грот в карстовом логу у нижних ключей, выше впадения реки Шежим в Печору. Впоследствии лог был назван именем Иорданского, а пещера получила название Медвежьей.

С 1955 года изучением горных пород в этих местах занимался молодой сотрудник Коми филиала Академии наук СССР Борис Гуслицер. За четыре экспедиционных сезона на реке Унье он обследовал и описал все известные ранее пещеры и открыл более 40 новых, в том числе Ледяную пещеру, в Медвежьей нашел большое количество костей пещерного медведя.

С 1959 года коллега Бориса Гуслицера Вячеслав Канивец начал разведку и раскопки пещерных археологических памятников на Печорском Урале, и в 1960 году к Медвежьей была отправлена комплексная экспедиция. Выяснилось, что пещера имеет очень древний возраст (ее формирование началось еще в доледниковое время) и скрывает в себе много интересного. Ученые проникли во все галереи, коридоры и лазы и подробно описали содержимое полости – геологические и биологические слои, виды сталактитов и сталагмитов. Особое внимание уделено останкам доисторического обитателя, в честь которого и названа пещера, – медведя.

«Одинаково часто встречаются кости старых животных, у которых нижние челюсти и черепа с сильно стертыми зубами, относительно молодых особей и совсем юных медвежат (маленькие хрупкие челюсти с прорезывающимися зубами). Длина черепов взрослых особей достигает 48 сантиметров», – отметили в своем научном труде авторы.

На северном участке исследователи обнаружили погребенный входной грот, где жили и умирали пещерные медведи. В одном из «залов» была найдена нижняя челюсть еще одного древнего обитателя этих мест – саблезубого тигра. А некоторые из ходов до самого свода оказались забиты костями северного оленя. Но поскольку кости располагались не в анатомическом порядке, ученые сделали вывод, что останки этих животных переместились на этот участок с другого, верхнего, слоя вместе с грунтом.

Обнаружили археологи в пещере и кости овцебыка. Далее по мере продвижения и углубления раскопок количество костных остатков вымерших представителей фауны возросло. Были найдены кости мамонта, шерстистого носорога, саблезубого тигра. Здесь же попадались кости лося, белки и зубра. Не исключено, что они были пищей древних людей, чья стоянка обнаружилась в Медвежьей пещере.

Палеолитическая стоянка

Выбор Медвежьей пещеры для поисков культурных остатков палеолитического возраста был неслучаен. Зимой 1959-1960 годов при планировании экспедиционных работ эта пещера была намечена в качестве первоочередного объекта, даже невзирая на то, что она относится к числу наиболее отдаленных на Печоре и к числу особенно трудных для раскопок. Решающим здесь стало то обстоятельство, что ни одна из известных на тот период пещер на Печорском Урале не имела столь обширного и удобного для поселения грота, как Медвежья пещера. И такие доводы оказались более чем обоснованными.

Но прежде чем докопаться до культурного слоя человека каменного века, ученые обнаружили на поверхности в средней части грота остатки временного жилища, сооруженного местным населением, скорее всего манси. Здесь на крупных глыбах лежало 16 полусгнивших трехметровых жердей, служивших остовом чума. На одной из жердей были заметны следы резцов бобра. А так как бобры на верхней Печоре были истреблены еще в XIX веке, ученые предположили, что остатки жилья имеют столетний или даже более древний возраст. Рядом с жердями сохранились остатки открытого очага – обожженные и закопченные камни, угли и зола. Судя по этим находкам, здесь в непогоду нашла убежище небольшая группа людей.

А вот в культурном слое палеолитической стоянки место разведения огня найти не удалось. Нашли только отдельные мелкие древесные угольки. Раскопки велись в передней части грота и на склоне перед ним. В древности этот участок был защищен навесом, который за многие века обвалился. У восточной стены грота археологи проложили трехметровый шурф, где обнаружили большое количество минерализованных костей животных, что уже само по себе представляло интерес. На этом участке, у самого скального ложа, на глубине двух метров от поверхности были сделаны первые находки обработанного человеком кремня. Археологи нашли множество кремневых и костяных орудий, расщепленный кремень и порфирит, кости животных, преднамеренно разбитые или расколотые вдоль.

Впрочем, большое количество обнаруженных в пещере костей – не только дело рук человека. Время обитания в Медвежьей хищных животных было неизмеримо более продолжительным, чем период присутствия здесь человека, то есть значительная часть остатков фауны была занесена в пещеру волками, росомахами, саблезубыми тиграми. На многих костях видны следы погрызов, оставленных их зубами. Охотничьей же добычей человека были прежде всего крупные животные – мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь, зубр или тур, мускусный овцебык, лошадь и северный олень. И здесь признаки присутствия человека налицо: на обломке бивня сохранились следы работы, часть крупных трубчатых костей, несомненно, расколота человеком. А черепная крышка с рогами, принадлежавшая мускусному овцебыку, по мнению археологов, могла быть объектом почитания палеолитического человека, украшала кровлю жилищ.

В Медвежьей пещере найдены кремневые ножи и скребки-отбойники, а также расколотая галька, объяснить расщепление которой естественным путем трудно. Для раскалывания гальки столь твердой породы, как кремнистый песчаник, требуется сильный направленный удар.

Археологи обратили внимание на господство мелкого кремня в инвентаре стоянки:

«Еще до того как удалось обнаружить следы «мастерской», по составу инвентаря можно было определить, что на стоянке производилась обработка кремня. Основная масса найденного здесь кремня – отходы производства, главным образом осколки, чешуйки и обломки случайной формы. Такие осколки, чешуйки и обломки составляют около 72 процентов общего числа кремней (свыше 520 экземпляров). Форму законченных орудий или следы употребления в работе имеют 58 изделий. Целых законченных изделий хорошей выделки здесь почти нет. Состав инвентаря показывает, что стоянка не была покинута внезапно – ее обитатели забрали с собой все, что в их глазах представляло какую-то ценность».

Резюмируя, Борис Гуслицер и Вячеслав Канивец отмечают в своем научном труде, что стоянка в Медвежьей пещере заметно отличается от других палеолитических пещерных местонахождений Урала. Пещеры на Южном Урале и Среднем Зауралье служили лишь временными убежищами для охотников каменного века, поскольку имели малые размеры, в них было сыро. Ненадолго задерживаясь в этих укрытиях, люди оставляли на месте стойбища кухонные отбросы и единичные кремневые или костяные предметы со следами обработки. Ясно, что они пользовались принесенными с собой кремневыми изделиями и не занимались в убежищах изготовлением новых орудий.

Иным был облик стоянки в Медвежьей пещере. Просторный, сухой и светлый входной грот представлял собой весьма удобное место для длительного поселения. Вероятно, что Медвежья пещера использовалась для жилья довольно продолжительное время. Обитатели грота производили на месте обработку кремня и даже добывали в этом же районе сырье для орудий. По-видимому, местность, где находилась стоянка, имела для охотников особую привлекательность. Здесь, у края плато, отвесно обрывающегося к логу, можно было вести загонную охоту. По логу могла пролегать тропа, по которой животные шли на водопой в долину Печоры, что облегчало добывание зверя.

Итоговый вывод, сделанный учеными: люди верхнепалеолитического времени заселяли не только умеренную полосу Европы, но и ее субарктическую зону, ведь Медвежья пещера расположена выше 62° северной широты. Открытие в 1963 году стоянки Бызовой, находящейся уже недалеко от полярного круга, не только подтвердило правильность этого вывода, но и значительно расширило наши представления о границах расселения палеолитического человека.

«Теперь не приходится сомневаться, что, продвигаясь вслед за стадами северных оленей, лошадей, мускусных овцебыков и других крупных животных, охотники эпохи палеолита достигли древнего побережья Ледовитого океана. Но наступившее похолодание вынудило обитателей европейского северо-востока уйти на юг, и новое заселение этой территории наступило лишь в самом конце плейстоцена или в начале голоцена», – подытожили свое исследование Борис Гуслицер и Вячеслав Канивец.

Доступ только для ученых

В интернете можно найти впечатления посетивших Медвежью путешественников, но в настоящее время посещение заповедной пещеры для туристов закрыто. Как сообщила «Республике» начальник отдела обеспечения туристической деятельности и экологического просвещения Печоро-Илычского заповедника Ира Москвитина, сейчас организация экскурсий не планируется. Это объясняется особо строгим режимом охраны заповедной территории и соображениями безопасности. После раскопок обвалилась большая часть свода пещеры, и весь древний (культурный) слой погребен под завалами камней. К археологическому памятнику допускаются только ученые по согласованию с администрацией заповедника. На данный момент научная работа на объекте не ведется. При этом в текущем году планируется организация по городам республики передвижной выставки костей пещерного медведя, найденных в пещере.

Галина БОБРАКОВА

Фото Артура АРТЕЕВА и Леонида СИМАКИНА

Медвежья пещера расположена в 200 метрах от устья лога Иорданского, в одной из скал его правого борта, в 500 метрах к северу от современного берега реки Печоры, на территории Печоро-Илычского заповедника. Вход в пещеру находится на высоте 40 метров над уровнем Печоры и 22-24 метров над дном лога. К входу можно подняться со дна лога по не очень крутому, покрытому лесом склону. Снаружи Медвежья имеет вид небольшой арки, ширина входного участка пещеры – 12 метров, высота – три метра.

Оставьте первый комментарий для "«Клады» Медвежьей пещеры"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.