Рельефные страницы истории

В Сыктывкаре открылась необычная выставка «История в рельефе». Все ее экспонаты можно не только посмотреть, но и потрогать руками. Дело в том, что экспозиция открылась в Специальной библиотеке для слепых Республики Коми имени Луи Брайля и адресована, в первую очередь, незрячим сыктывкарцам. Впрочем, зрячие жители города при желании тоже могут посетить выставку.

Образцы рельефной графики – тифлогорельефы – знакомят слепых и слабовидящих читателей с известными памятниками, архитектурными сооружениями, портретами выдающихся людей и даже изображениями советских космических станций.

– Материалы для выставки рельефно-графических пособий предоставлены нам региональной организацией Всероссийского общества слепых, – рассказала «Республике» главный библиотекарь учреждения культуры Лариса Игонина. – При переезде в новое помещение они поделились с нами рельефными изображениями, изготовленными еще в 80-х годах прошлого века. И мы решили провести выставку. В советскую эпоху такие издания, скорее всего, рассылались во все регионы, и наши незрячие бережно сохранили эти тактильные страницы истории.

Среди экспонатов выставки есть работа Иосифа Чайкова «Футболисты». В оригинале высота созданной в 1938 году скульптуры более двух с половиной метров. Спортсмены запечатлены в момент борьбы за мяч. Один из них падает и лишь одной ногой касается земли, а соперник в прыжке пытается отнять мяч. Вся композиция держится на одной точке соприкосновения с опорой – ноге падающего спортсмена. Правда, в рельефном исполнении сложно понять замысел автора – показать прыжок.

Другие представленные в рельефе скульптуры: «Булыжник – орудие пролетариата» Ивана Шадра, «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, монумент «Стоять насмерть», «Родина-мать» и «Перекуем мечи на орала» Евгения Вучетича, памятник Чапаеву в Самаре.

Научно-исследовательский космический орбитальный комплекс: «Прогресс», «Салют», «Союз», первый советский пилотируемый космический корабль «Восток»: спускаемый аппарат, третья ступень ракетоносителя – все это память о советской космонавтике.

Из архитектурных сооружений представлены Кремлевский дворец съездов, Смольный дворец (бывший институт благородных девиц).

Дополняют выставку четыре портрета: писателя Николая Островского – автора книги «Как закалялась сталь», незрячего скульптора Лины По, ученого Михаила Ломоносова и композитора Дмитрия Шостаковича.

Помимо этого, незрячие люди могут узнать, как выглядит рельеф красного знамени с классическими профилями основоположников марксизма-ленинизма: Владимира Ленина, Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

История рельефной графики в СССР началась в 1973 году, когда на базе Московского учебно-производственного предприятия Всероссийского общества слепых было организовано подразделение по разработке и выпуску рельефных наглядных пособий. Рельефно-графические пособия представляют собой тифлобарельеф (высота изображения над плоскостью до 25 миллиметров) или тифлогорельеф (высота изображения над плоскостью свыше 25 миллиметров). К тифлогорельефам относятся трехмерные изображения скульптур, зданий, технических устройств, выполненные с соблюдением масштаба.

Как рассказала «Республике» Лариса Игонина, универсальный по содержанию фонд библиотеки для слепых сейчас насчитывает более 58 тысяч экземпляров изданий на различных носителях информации. Это «говорящие», рельефно-точечные и тактильные книги, рельефно-графические пособия, издания с укрупненным шрифтом.

В фондах библиотеки есть коллекции разнообразных рельефно-графических пособий. Это географические и исторические карты, барельефы, альбомы по ботанике, анатомии, массажу, тифлографические изображения памятников архитектуры, портретов, пособия по ориентировке слепых на местности, транспортные средства и т.д. Они выполняют роль иллюстративного материала, помогающего незрячему в работе с книгой, расширяющего его кругозор.

Два года назад в спецбиблиотеке прошла выставка рельефно-графических иллюстраций «Прикосновение». Это изображения рисунков, выполненные тактильно-выпуклым способом на полимерной пленке. Коллекция иллюстраций собрана из специализированных журналов для слепых «Наша жизнь» и «Школьный вестник». На выставке были представлены изображения самых известных архитектурных достопримечательностей России и мира. Часть иллюстраций сопровождалась пояснительным текстом шрифтом Брайля.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Рельефные страницы истории"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.