Огромное небо – одно на двоих

Справа – супруги Николай Майков и Мария Погорелова, крайний слева – командир авиаотряда Северного управления Главного управления лагерей железнодорожного строительства МВД СССР Герой Советского Союза Василий Борисов.

В российский Год памяти и славы «Республика» продолжает цикл статей о наших земляках – участниках и героях войны. В первые послевоенные годы в небе над страной в основном летали перешедшие в гражданскую авиацию летчики-фронтовики. В числе тех, кто летал над Коми АССР, оказались супруги Николай Майков и Мария Погорелова. Оба были опытными военными летчиками. Поженились они на фронте – вместе служили в 4-й гвардейской бомбардировочной авиационной Борисовской Краснознаменной дивизии. Сведений о других семьях, созданных нашими летчиками во время войны, найти не удалось. И возможно, что семья Николая и Марии, была единственная такая на фронте. Супруги-пилоты выходили победителями из множества боев с асами люфтваффе, но погибли в мирное время в Коми АССР.

Трагедия в горах

21 декабря 1948 года военно-транспортный самолет Ли-2, принадлежавший Северному управлению Главного управления лагерей железнодорожного строительства МВД СССР, вылетел из Салехарда в поселок Мыс Каменный. Здесь на борт были взяты служебные пассажиры. Самолет полетел на базу в Абезь, но во время полета через перевал Полярного Урала в сложных метеоусловиях – мела пурга – самолет столкнулся со склоном горы Райиз. Погибли семь членов экипажа (все, кроме одного, фронтовики, награжденные орденами и медалями) и двенадцать пассажиров. Это был последний полет перед уходом экипажа в отпуск. Почти месяц шли поиски пропавшего самолета. На поиски были направлены железнодорожники, геологи, строители, летчики, оленеводы. Место катастрофы обнаружил оленевод, ненец Викула Хатанзейский.

Командиром погибшего экипажа был Николай Майков, а вторым пилотом его жена Мария Погорелова. Их и других жертв катастрофы с воинскими почестями 1 января 1949 года похоронили на кладбище в Абези.

«Ужасный холод, много снега. Железнодорожные вагоны, в которых доставили замороженных, засыпанных снегом, выгрузили и перенесли в помещение клуба, – сохранились воспоминания одной из жительниц Абези. – В момент похорон начало процессии было на кладбище, а конец еще тянулся по улице поселка. Гробы несли до самого кладбища на плечах, крышки гробов везли на санях. На подушечках несли ордена и медали погибших, было много венков. Погибшие были забинтованы, и среди всех выделялась блондинка, женщина. Даже мертвая она была красива. Это была Мария Погорелова. В первых рядах несли ее большой фотопортрет, где она стоит у самолета Ли-2».

На могилах были высажены саженцы ели, установлены деревянные пирамидки со звездами. К 40-летию Великой Победы на этом месте возвели воинский мемориал, украшенный большой красной пятиконечной звездой. В 1985 году ниже звезды установили мемориальную плиту с надписью: «Членам экипажа самолета Ли-2 и участникам экспедиции – пионерам освоения Крайнего Севера, погибшим 21.12.1948».

Экипаж Майкова работал при Северном управлении лагерей железнодорожного строительства, когда строился участок Чум – Лабытнанги. Полярная авиация, в которой служили Николай и Мария, перевозила грузы, почту, медикаменты, а также пассажиров (в основном служебных). Тогда в поселке находился аэродром, созданный в 1940 году. Самолеты были старые, списанные из войск морской авиации, в том числе Ли-2, По-2, У-2, трофейный Юнкерс. Летать приходилось без устойчивой радиосвязи и радионавигации и при этом чаще всего в условиях снежных бурь, нулевой видимости и низких температур за бортом. Севжелдорлаг в 1947-1953 годах в тяжелейших условиях арктического климата осуществлял строительство трансполярной железнодорожной магистрали Салехард – Надым – Игарка.

Из фотоальбома, посвящённого воинам 125-го (женского) гвардейского бомбардировочного авиационного Борисовского орденов Суворова и Кутузова полка имени Героя Советского Союза Марии Расковой.

Война над облаками

Николай Майков – выпускник 1928 года 2-й (Борисоглебской) военной школы летчиков имени Осоавиахима СССР. Он родился в 1907 году и был потомственным авиатором. Его отец Павел Николаевич Майков и брат Александр Павлович – профессиональные военные летчики. Но сведений о Николае сохранилось немного. Значительно больше известно о его жене – Марии. В некоторых источниках ее даже называют первой советской полярной летчицей.

Мария Погорелова родилась в 1921 году в селе Политотдельское Николаевского района Волгоградской области. Она была шестым и последним ребенком в крестьянской семье. Вскоре после рождения Маши умер ее отец. В 1932 году старший брат Иван забрал сестру и мать в Москву. Молодой командир броневых сил с военно-инженерным образованием служил в управлении по механизации и моторизации РККА. Через два года Машу забрала старшая сестра Катя – колхозный счетовод в Поволжье. Но вскоре Катя как высококвалифицированный финансовый работник получила назначение в аппарат Госбанка, и сестры переехали в Москву. В 1936 году 15-летняя Мария устроилась работать на Московскую печатную фабрику Гознака, ей дали комнату в коммуналке. В 17 лет девушка пришла на учебу в аэроклуб. В Дзержинском аэроклубе Москвы она окончила планерную школу, а затем, в 1938 году, – девятимесячную летную. В характеристике, выданной аэроклубом, отмечено, что девушка «владеет хорошими волевыми качествами командира. Смелая, находчивая. Отличная техника пилотирования… Может быть хорошим летчиком-инструктором и преподавателем в авиации Осоавиахима или ГВФ». Марию оставили в клубе инструктором-летчиком. В 1940 году ее направили учиться на инструкторские курсы Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР. Окончила она ее с отличием и хорошей характеристикой.

С 1943 года Мария Погорелова находилась в рядах ВВС Красной армии в звании младшего лейтенанта. На фронт попала только в апреле 1944 года, до этого переучивалась на пилота бомбардировщика. Была назначена командиром экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2 из состава 125-го женского гвардейского бомбардировочного авиационного полка имени Героя Советского Союза Марины Расковой. Участвовала в Белорусской, Прибалтийской и Восточно-Прусской стратегических наступательных операциях. Всего Мария Погорелова совершила сорок успешных боевых вылетов с общим боевым налетом более сорока часов. И каждый полет мог стать последним. Как-то пришлось возвращаться с подбитым мотором. За боевые заслуги у нее два ордена (Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени) и две медали – «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и «За взятие Кёнигсберга».

Женские авиаполки

В Великой Отечественной войне участвовало около 800 тысяч женщин Советского Союза. Большинство из них служили в госпиталях, в подразделениях связи, дорожных войсках и в других войсках, в том числе зенитчиками и снайперами. Немало известно также о «ночных ведьмах» – летчицах, летавших на «кукурузниках» По-2. Летали женщины-пилоты во время войны и на других самолетах.

Инициатором создания женских авиаполков выступила Герой Советского Союза майор Марина Раскова. В первые дни войны она получила сотни писем от летчиц с просьбами помочь им попасть в действующую армию. Тогда у Расковой возник план: внести предложение в правительство об использовании женских летно-технических кадров в боевых действиях на фронте. Правительство поддержало ее инициативу. 8 октября 1941 года сформировали три женских авиационных полка: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й легких ночных бомбардировщиков. Сама Марина Раскова возглавила 587-й бомбардировочный полк, боевая деятельность которого началась во время Сталинградской битвы. 1 декабря 1942 года он убыл в действующую армию. При перелете на фронт 4 января, попав в сложные метеоусловия, погибла в авиационной катастрофе командир полка Марина Раскова. По просьбе летчиц полку было присвоено ее имя.

Первым самолетом, сбитым женщиной, считается Юнкерс-88. Это произошло 13 сентября 1942 года над Сталинградом, за штурвалом была сержант Лилия Литвяк. Она же в паре со старшим лейтенантом Раисой Беляевой в том же бою сбила Мессершмитт-109.

Артур АРТЕЕВ

Фото voenspec.ru

Оставьте первый комментарий для "Огромное небо – одно на двоих"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.