Влюбленные в сцену

1 мая 1938 года объячевские артисты представили землякам свою первую работу – спектакль о гражданской войне по пьесе Даниила Дэля «Музыкантская команда».

Объячевский театр радует зрителей уже более восьмидесяти лет

Есть театры, в которых играют не профессиональные актеры, а учителя, воспитатели, медики, библиотекари, бухгалтеры и водители. Днем они работают, а вечерами несколько раз в неделю собираются в районном или городском доме культуры, репетируют роли и ставят спектакли. Потом выходят на сцену перед земляками, а иногда выезжают на фестивали. Такие театры называются народными. В российский Год театра, объявленный Владимиром Путиным, газета «Республика» начинает новый проект «Народный театр». Мы расскажем о самодеятельных театральных коллективах и студиях в городах и районах Коми. Первым, у кого побывал в гостях корреспондент газеты, стал Объячевский народный театр имени Гения Горчакова. Об истории и современности своей труппы изданию рассказал режиссер театра Сергей Чуркин.

Театральная жизнь в Объячево началась в 1938 году, когда в селе организовали колхозно-совхозный профессиональный театр. Его труппе было передано здание районного Дома культуры, который располагался в бывшей церкви.

Тогда в Коми крае действовало три аналогичных театра: в Объячево, Ижме и Усть-Куломе. В каждый из них были направлены профессиональные артисты, чтобы обучить сельских актеров. Первым директором Объячевского театра был Александр Паршуков, а художественным руководителем – Николай Дьяконов. Из Сыктывкара на работу в село направили актеров драмтеатра Пунегова, Ершова и Кузнецова. В марте 1938 года районная газета «Выль луз» сообщила об открытии в Объячево колхозного театра. А 1 мая того же года артисты представили землякам свою первую работу – спектакль о гражданской войне по пьесе Даниила Дэля «Музыкантская команда» (Дэль – это псевдоним популярного в те годы драматурга и сценариста Леонида Любашевского). Пьесу для постановки в Объячево перевели на коми язык. События в пьесе происходят в 1919 году в одном из северных городов, занятых белогвардейцами. Сохранилась фотография этого спектакля – прилузские актеры стоят на улице в костюмах белогвардейцев и красных. Один молодой человек на снимке – в белоснежной матросской форме.

Корреспондент «Выль луз» отметил, что премьера прошла с успехом, о котором свидетельствовали шумные аплодисменты после каждой картины: «Бывшие колхозники, шоферы, избачи, пионервожатые с успехом справились с поставленной задачей. Конечно, были и недостатки, но учитывая, что театр существует только месяц, можно думать, что они будут преодолены».

Театр начал активно гастролировать по окрестным селам и деревням. Постановки дополняли музыкальными концертами. В первый же год было показано 96 спектаклей русских и советских драматургов. Среди них «Бешеные деньги», «Свои люди – сочтемся» Островского, «Свадьба в Малиновке» Бориса Лавренева, «Любовь Яровая» Константина Тренева. Часть пьес была переведена на коми язык. Из местного репертуара – драма Николая Дьяконова и Степана Ермолина «Кырнышъяс» («Вороны»).

В годы войны на фронт были мобилизованы многие актеры (пятеро объячевских артистов погибли в боях), и театр оказался на грани закрытия. Но в село направили пять эвакуированных московских артистов. Художественным руководителем театра стал москвич Александр Юдин. Лишних машин в колхозе не было, и артисты гастролировали по району пешком. Только декорации и сундуки с реквизитом везли на телеге или санях. Ставили в основном военно-патриотические пьесы: «Парень из нашего города», «Русские люди», «Пограничники», «Синий платочек», «Человек с ружьем» и другие. Работали ударно: за 1943 год театр показал 286 спектаклей и театрализованных представлений. Выступали артисты и в госпитале в Кировской области.

В апреле 2018 года президент России Владимир Путин подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года театра». «В целях дальнейшего развития театрального искусства постановляю провести в 2019 году в Российской Федерации Год театра», – говорится в тексте документа. Основные задачи тематического года связаны с сохранением и популяризацией лучших отечественных театральных традиций и достижений, доступностью лучших образцов театрального искусства для жителей разных городов, совершенствованием организации театрального дела и привлечением внимания к вопросам театрального образования. Мероприятия охватят все регионы Российской Федерации. В основу логотипа Года театра лег план греко-римского амфитеатра, который является прообразом и символом современного театра.

После войны московские артисты вернулись домой, так что сельская труппа снова осталась без профессиональных актеров. Местных артистов направляли на учебу в студию при Коми областном национальном театре. В послевоенные годы театр активно гастролировал, начал ставить сложные спектакли в четырех-пяти действиях. В 1949 году после перевода всех театров, за исключением академических и республиканских национальных, на самоокупаемость Объячевский театр, показав напоследок спектакль «Трудные дни», закрылся. За одиннадцать лет он выпустил семьдесят премьер и показал порядка двух тысяч спектаклей и театрализованных представлений. В этом театре начинали свою деятельность Николай Дьяконов – автор пьесы «Свадьба с приданым» и Иван Аврамов, впоследствии главный режиссер республиканского драматического театра.

После закрытия колхозно-совхозного профессионального театра в селе театральную жизнь продолжил самодеятельный драматический коллектив, режиссером которого стал Гений Горчаков, имя которого сейчас носит театр. Он возглавлял театр до 1967 года. В 1959 году коллективу было присвоено звание «Народный театр», и комедией Николая Зарудного «Веселка» труппа начала сезон в новом статусе. После переезда Горчакова в Сыктывкар режиссеры здесь менялись несколько раз. В 1984 году театр возглавил выпускник Пермского института культуры Сергей Чуркин.

Иван Абрамов, Петр Кузнецов в спектакле «Любовь Яровая», 1939 год.

– В профессиональных театрах актеры получают зарплату, а у нас играют только из любви к искусству, – рассказал он «Республике». – У нас театр любительский, от слова любить. И наши актеры – это люди, которые просто одержимы сценой.

Почти в каждом человеке спит актер, но не всем удается поступить в театральный вуз, а мечта выйти на сцену есть у многих. Но театр – это самый сложный вид самодеятельности. Поэтому здесь остаются только самые целеустремленные. Отличие любительских театров в их искренности, ведь люди работают по зову сердца.

Как рассказал Сергей Чуркин, за много лет в его труппе сложился крепкий актерский костяк – двадцать человек. Это учителя, воспитатели (есть даже «усатый нянь» из местного детсада «Чебурашка»), водитель и так далее. Многие играют на сцене уже по тридцать лет. Возраст актеров от двадцати до семидесяти лет. Один из молодых актеров Объячевского театра Дмитрий Смолин выбрал профессиональную карьеру актера, окончил Российскую академию театрального искусства. Сейчас он работает в московском театре «Современник», снимается в фильмах и сериалах.

Трехчасовые репетиции в сельском театре проходят по вечерам трижды в неделю. В среднем за творческий сезон ставится по два спектакля.

– Через год после меня в Объячево приехал Виктор Напалков – также выпускник Пермского института культуры, – вспоминает Сергей Чуркин. – Вместе мы возродили традиции театра. Виктор ставил спектакли на коми языке, а я на русском. Но в 1993 году Виктор переехал в Сыктывкар.

За 35 лет Сергей Чуркин поставил несколько десятков спектаклей – в основном по пьесам русских и советских авторов. Это Островский, Маяковский, Гайдар, Рощин, Вампилов, Арбузов, Шукшин, Нагибин, Айтматов, Горин, Филатов, Петрушевская, Птушкина и другие. В репертуаре – классика и музыкальные спектакли, пьесы современных драматургов и спектакли на военную тему. Многие постановки стали лауреатами республиканских и всероссийских фестивалей. Так, осенью 2016 года театр завоевал Гран-при Всероссийского фестиваля-конкурса любительских театров «Невские театральные встречи». В Санкт-Петербурге сельские артисты представили на суд жюри и зрителей комедию по пьесе Игоря Муренко «Шутки в глухомани».

Спектакли коми авторов уроженец усть-цилемской глубинки не ставит из-за незнания коми языка. Мало в репертуаре детских спектаклей и практически нет зарубежных авторов. Пока «на Вильяма, нашего Шекспира» объячевская труппа не замахивалась.

Сергей Чуркин одновременно совмещает нескольких должностей. Он свето- и музыкальный оформитель, художник по свету, по костюмам. Разве что пьесы сам не пишет.

Финансы на новые постановки выделяет районное управление культуры за счет внебюджетных средств Центра культуры и досуга Объячево. Также театр не раз получал грантовую поддержку главы Коми в области культурно-досуговой деятельности. В 2014 году – на гастроли по северу республики, в 2017 году – на пополнение гардероба театра историческими и театральными костюмами «От Андерсена до Горина». Часто в новых спектаклях используют костюмы и декорации от прежних постановок.

Сергей Чуркин стал одним из инициаторов проведения с 2000 года республиканского фестиваля-конкурса театрального искусства «Неделя театра в Прилузье». В этом году юбилейный, уже десятый фестиваль народных и любительских театров пройдет под эгидой Года театра в России.

– Фестиваль проводится один раз в два года, длится одну неделю, а участие в нем принимают любительские коллективы от северных городов до южных районов республики, – рассказал режиссер. – Торжественное открытие или театральный капустник, посвященный закрытию фестиваля, как правило, приходится на 27 марта – Всемирный день театра. В этом году даты немного сместились – фестиваль пройдет с 25 по 30 марта.

А 8 февраля труппа откроет Год театра на прилузской сцене спектаклем по пьесе Льва Яковлева «Любовь и ненависть в Козелках».

Артур АРТЕЕВ

Фото автора и из архива Объячевского народного театра

3 Комментариев для "Влюбленные в сцену"

  1. Дмитрий не Смолин, а Смолев.

  2. Вера Морозова | 30.01.2019 в 20:04 | Ответить

    Иван не Абрамов, а Аврамов. Но в целом — тему газета выбрала самую подходящую. Спасибо за публкацию.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.