Герои иного времени

Ветеран коми журналистики Никон Хатанзейский поделился записями из своего блокнота

13 января – День российской печати. Его отмечают журналисты, корреспонденты, редакторы и представители многих других профессий, причастных к выпуску газет, журналов, а теперь и электронных изданий. Именно в этот день в 1703 году в России по указу Петра I наши соотечественники получили первый номер первой российской газеты «Ведомости». Летом 1918 года вышел в свет первый номер первой газеты в Коми крае. Один из старейших коми журналистов Никон Хатанзейский тридцать пять лет проработал в ижемской газете «Новый Север». Переехав из родной Ижмы в Сыктывкар, он и сейчас продолжает заниматься публицистикой. Накануне Дня российской печати ветеран журналистики принес в «Республику» свои рукописные заметки – воспоминания о некоторых героях своих публикаций.

Рождение песни

«В весенние вечера на берегу реки Ижмы собиралась не только молодежь, но и люди почтенного возраста. Организатором спевок на берегу в послевоенное время был фронтовик и отличный баянист Глеб Семяшкин. Собирались здесь и те, кто стали первыми артистами ансамбля песни и танца районного Дома культуры. Пели про Ермака, Катюшу, землянку и другие песни военных лет. Звучали и коми народные песни. До утра на берегу не гас песенный костер.

В год пятидесятилетия советской власти ижемские самодеятельные артисты выступили на сцене Кремлевского Дворца съездов. Многие жители Коми помнят фильм «Народные таланты», где немало места уделено выступлению ижемцев в Москве. В 1969 году Глеб Семяшкин начал работать в Бакуринском доме культуры, где создал лучший в Коми АССР ансамбль песни и танца. Вместе с этим ансамблем мне в 1981 году посчастливилось побывать в Коми-Пермяцком автономном округе. Все концерты проходили с аншлагом, и меня переполняла гордость за своих земляков. Затем я побывал с нашими артистами на гастролях по городам и селам на Оби.

Никон Хатанзейский принимал участие в боевых действиях в составе 3-го Белорусского, 1-го Прибалтийского и 1-го Дальневосточного фронтов. Награжден орденами Отечественной войны 1 степени, Славы 3 степени, медалью «За отвагу» и еще шестнадцатью медалями. С 1964 по 1983 год – редактор Ижемской районной газеты «Выль войвыв», с 1967 года – газеты «Новый Север». После выхода на пенсию 15 лет работал в Ижемском краеведческом музее, из них более десяти лет возглавлял музей. Издал несколько книг, посвященных истории и современности Ижемского края. Председатель общества краеведов Ижемского района. Член президиума общества изучения Коми края. За трудовую и общественную деятельность удостоен множества званий. Награжден почетным знаком «Золотое перо» за личный вклад в журналистику Республики Коми. Вырастил двоих детей. У него три внучки, три правнука и четыре правнучки.

Не забыть мне и тот день, когда в последний раз отмечали день рождения Глеба Семяшкина. Выпили за здоровье хозяина, потом попросили его что-то сыграть. Музыкант взял в руки баян, еле слышно прошел по его ладам. И вдруг нетерпеливые пальцы его частым и звучным перебором прошлись по всей клавиатуре. Баян в его руках то тихо плакал о чем-то бесконечно дорогом и утраченном, то гордо и страстно трубил на весь свет о том, как непобедима душа человека, если он верит в свои силы, знает она, что ты нужен людям. Человек себя может уважать до тех пор, пока сознает свою силу в обществе. Всего 57 лет Глеб прожил на этом свете. Но память о фронтовике и заслуженном деятеле искусств Коми АССР свято хранит Ижма. Живут и созданные им песни. Их более тридцати».

Хозяин тундры

«Как-то в Москве во время семинара журналистов я побывал на художественной выставке. Очень впечатлила картина Дмитрия Свешникова «Хозяин тундры». Вот он едет, откинувшись на нарты, хозяин северной земли. Чувствуется в нем законная гордость и уверенность в завтрашнем дне. Герой картины напомнил мне бригадира оленеводческой бригады из Кипиево – Ивана Чупрова. В один из морозных январских дней я побывал в его бригаде. Олени бегут ровной рысью. Иногда вырывается вперед правый пристяжной из упряжки. К стойбищу подошли под вечер. Чум поднимался на возвышенности над редколесьем. Оленей видно не было – паслись в ближайшем лесу. Пастухи тепло встретили нас, накормили ужином, и мы остались у них ночевать. Все в чуме уснули, но мне не спалось. Сухо, как выстрел из винтовки, треснуло дерево: мороз крепчал. Пока топилась печка, в чуме было тепло. Но вскоре огонь погас. Через открытую дыру – дымоход, который у нас называется «мокота рузь», были видны крупные звезды. Пытаюсь угадать, которая из них смотрит на наш чум. Но кто разберет эти звезды, которые появляются то в одиночку, то целой гурьбой. А потом небо озарилось будто отблеском пожара. Мне не раз уже доводилось видеть северное сияние, но наблюдать за ним через дымоход – впервые. Темное покрывало неба играло разными цветами: розовым, зеленым, желтым, оранжевым. Потом всполохи вычертили какие-то неясные фигуры. На душе стало муторно, поднялся и затопил печку.

На рассвете бригадир дал мне пимы-тобоки и лыжи. Мы с ним пошли обходить стадо. О многом Иван Чупров рассказал мне в тот день. Очерк об «академике тундры» (так в Большеземельской тундре величали бригадира) писался легко».

Под разлапистой елью

«Александру Беляеву из Мохчи никогда не видели хмурой. Веселая, острая на язык, она другим не давала скучать. С пятнадцати лет трудилась в колхозе. У миловидной девушки был красивый низкий голос, к которому никто не оставался равнодушным. В ее пении была искренность, душевность и какая-то тайная радость. Ей бы в музыкальную школу, но не до этого было в послевоенное время. В неполные восемнадцать лет ее направили на лесозаготовки. Она валила лес поперечной пилой, затем освоила лучковую пилу. Девять лет валила лес. Как-то осенью с другими рубщиками леса пришла на отведенный участок, а там даже ветхого сарая не было. Расположились под разлапистой елью у небольшой речушки. Соорудили из еловых веток два больших шалаша. Уже густо падал снег, когда плотники завершили строительство барака. Жили и работали дружно, и каждый вечер звучали песни. Обычно просили спеть Александру. Голос ее звучал нежно и протяжно. У девушки не было музыкального образования, школой для нее было все то, что ее окружало. Она пела легко и свободно, интонации голоса передавали радость и грусть. Ее песни помогали преодолевать все трудности.

Затем Александра вышла замуж, родились дети. Работала в полеводстве, стоговала сено. Потом устроилась нянечкой в детсад. И где бы она ни трудилась, никогда не расставалась с песней. Вместе с коллективом Мохченского дома культуры выступала в Сыктывкаре. Охотно рассказывала о своих встречах с приезжавшим в конце 70-х годов прошлого века в столицу Коми композитором Яном Френкелем, которому очень понравилось песенное мастерство ижемки».

Подготовил Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Герои иного времени"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.