Ветеран коми журналистики Никон Хатанзейский поделился записями из своего блокнота
13 января – День российской печати. Его отмечают журналисты, корреспонденты, редакторы и представители многих других профессий, причастных к выпуску газет, журналов, а теперь и электронных изданий. Именно в этот день в 1703 году в России по указу Петра I наши соотечественники получили первый номер первой российской газеты «Ведомости». Летом 1918 года вышел в свет первый номер первой газеты в Коми крае. Один из старейших коми журналистов Никон Хатанзейский тридцать пять лет проработал в ижемской газете «Новый Север». Переехав из родной Ижмы в Сыктывкар, он и сейчас продолжает заниматься публицистикой. Накануне Дня российской печати ветеран журналистики принес в «Республику» свои рукописные заметки – воспоминания о некоторых героях своих публикаций.
Рождение песни
«В весенние вечера на берегу реки Ижмы собиралась не только молодежь, но и люди почтенного возраста. Организатором спевок на берегу в послевоенное время был фронтовик и отличный баянист Глеб Семяшкин. Собирались здесь и те, кто стали первыми артистами ансамбля песни и танца районного Дома культуры. Пели про Ермака, Катюшу, землянку и другие песни военных лет. Звучали и коми народные песни. До утра на берегу не гас песенный костер.
В год пятидесятилетия советской власти ижемские самодеятельные артисты выступили на сцене Кремлевского Дворца съездов. Многие жители Коми помнят фильм «Народные таланты», где немало места уделено выступлению ижемцев в Москве. В 1969 году Глеб Семяшкин начал работать в Бакуринском доме культуры, где создал лучший в Коми АССР ансамбль песни и танца. Вместе с этим ансамблем мне в 1981 году посчастливилось побывать в Коми-Пермяцком автономном округе. Все концерты проходили с аншлагом, и меня переполняла гордость за своих земляков. Затем я побывал с нашими артистами на гастролях по городам и селам на Оби.
Никон Хатанзейский принимал участие в боевых действиях в составе 3-го Белорусского, 1-го Прибалтийского и 1-го Дальневосточного фронтов. Награжден орденами Отечественной войны 1 степени, Славы 3 степени, медалью «За отвагу» и еще шестнадцатью медалями. С 1964 по 1983 год – редактор Ижемской районной газеты «Выль войвыв», с 1967 года – газеты «Новый Север». После выхода на пенсию 15 лет работал в Ижемском краеведческом музее, из них более десяти лет возглавлял музей. Издал несколько книг, посвященных истории и современности Ижемского края. Председатель общества краеведов Ижемского района. Член президиума общества изучения Коми края. За трудовую и общественную деятельность удостоен множества званий. Награжден почетным знаком «Золотое перо» за личный вклад в журналистику Республики Коми. Вырастил двоих детей. У него три внучки, три правнука и четыре правнучки.
Не забыть мне и тот день, когда в последний раз отмечали день рождения Глеба Семяшкина. Выпили за здоровье хозяина, потом попросили его что-то сыграть. Музыкант взял в руки баян, еле слышно прошел по его ладам. И вдруг нетерпеливые пальцы его частым и звучным перебором прошлись по всей клавиатуре. Баян в его руках то тихо плакал о чем-то бесконечно дорогом и утраченном, то гордо и страстно трубил на весь свет о том, как непобедима душа человека, если он верит в свои силы, знает она, что ты нужен людям. Человек себя может уважать до тех пор, пока сознает свою силу в обществе. Всего 57 лет Глеб прожил на этом свете. Но память о фронтовике и заслуженном деятеле искусств Коми АССР свято хранит Ижма. Живут и созданные им песни. Их более тридцати».
Хозяин тундры
«Как-то в Москве во время семинара журналистов я побывал на художественной выставке. Очень впечатлила картина Дмитрия Свешникова «Хозяин тундры». Вот он едет, откинувшись на нарты, хозяин северной земли. Чувствуется в нем законная гордость и уверенность в завтрашнем дне. Герой картины напомнил мне бригадира оленеводческой бригады из Кипиево – Ивана Чупрова. В один из морозных январских дней я побывал в его бригаде. Олени бегут ровной рысью. Иногда вырывается вперед правый пристяжной из упряжки. К стойбищу подошли под вечер. Чум поднимался на возвышенности над редколесьем. Оленей видно не было – паслись в ближайшем лесу. Пастухи тепло встретили нас, накормили ужином, и мы остались у них ночевать. Все в чуме уснули, но мне не спалось. Сухо, как выстрел из винтовки, треснуло дерево: мороз крепчал. Пока топилась печка, в чуме было тепло. Но вскоре огонь погас. Через открытую дыру – дымоход, который у нас называется «мокота рузь», были видны крупные звезды. Пытаюсь угадать, которая из них смотрит на наш чум. Но кто разберет эти звезды, которые появляются то в одиночку, то целой гурьбой. А потом небо озарилось будто отблеском пожара. Мне не раз уже доводилось видеть северное сияние, но наблюдать за ним через дымоход – впервые. Темное покрывало неба играло разными цветами: розовым, зеленым, желтым, оранжевым. Потом всполохи вычертили какие-то неясные фигуры. На душе стало муторно, поднялся и затопил печку.
На рассвете бригадир дал мне пимы-тобоки и лыжи. Мы с ним пошли обходить стадо. О многом Иван Чупров рассказал мне в тот день. Очерк об «академике тундры» (так в Большеземельской тундре величали бригадира) писался легко».
Под разлапистой елью
«Александру Беляеву из Мохчи никогда не видели хмурой. Веселая, острая на язык, она другим не давала скучать. С пятнадцати лет трудилась в колхозе. У миловидной девушки был красивый низкий голос, к которому никто не оставался равнодушным. В ее пении была искренность, душевность и какая-то тайная радость. Ей бы в музыкальную школу, но не до этого было в послевоенное время. В неполные восемнадцать лет ее направили на лесозаготовки. Она валила лес поперечной пилой, затем освоила лучковую пилу. Девять лет валила лес. Как-то осенью с другими рубщиками леса пришла на отведенный участок, а там даже ветхого сарая не было. Расположились под разлапистой елью у небольшой речушки. Соорудили из еловых веток два больших шалаша. Уже густо падал снег, когда плотники завершили строительство барака. Жили и работали дружно, и каждый вечер звучали песни. Обычно просили спеть Александру. Голос ее звучал нежно и протяжно. У девушки не было музыкального образования, школой для нее было все то, что ее окружало. Она пела легко и свободно, интонации голоса передавали радость и грусть. Ее песни помогали преодолевать все трудности.
Затем Александра вышла замуж, родились дети. Работала в полеводстве, стоговала сено. Потом устроилась нянечкой в детсад. И где бы она ни трудилась, никогда не расставалась с песней. Вместе с коллективом Мохченского дома культуры выступала в Сыктывкаре. Охотно рассказывала о своих встречах с приезжавшим в конце 70-х годов прошлого века в столицу Коми композитором Яном Френкелем, которому очень понравилось песенное мастерство ижемки».
Подготовил Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Герои иного времени"