Китайские вазы с поэтами и императорами

Почти век изделия из фарфора придают восточный колорит Национальной галерее Коми

Несколько старинных китайских ваз в одном из залов Национальной галереи Коми уже стали частью привычного интерьера. Но, как и когда они попали в республику, знают немногие. Об истории ваз «Республике» рассказала заместитель директора галереи по научной работе Наталия Плаксина.

Всего в коллекции фарфора и фаянса в собрании галереи более сотни экспонатов российского, европейского и восточного происхождения. Две восьмигранные китайские вазы, которые датированы восемнадцатым столетием, одни из самых старинных экспонатов в этой коллекции. Многие фарфоровые изделия, в том числе и эти вазы, попали после революции в Усть-Сысольск из хранилища при Государственном музее фарфора. Произошло это благодаря выдающемуся ученому, антропологу, этнографу и музейному деятелю Даниилу Яновичу, сыгравшему значительную роль в становлении музеев Коми края. Именно ему своим рождением обязана Национальная галерея Коми, которая в этом году отмечает свое 75-летие. Он и привез вазы в Усть-Сысольск из Москвы в составе масштабной коллекции произведений русского и зарубежного искусства XVIII – первой трети XX веков.

Даниил Янович родился в 1879 году в городе Боровичи. В 1912 году окончил отделение географии, антропологии и этнографии физико-математического факультета Московского университета. Во время учебы сдружился с коми этнографом Василием Налимовым и стал крестным отцом его сына. За год до революции ученый поступил на работу хранителем в музей при Строгановском художественно-промышленном училище, затем возглавил его и проработал там до 1924 года. После революции входил в состав Комиссии по охране памятников искусства и старины. В должности ученого секретаря Комитета содействия народностям северных окраин Яновича направили в Коми для организации «культбазы для самоедов Большой земли». Единственным музеем в Усть-Сысольске в те годы был краеведческий, в котором хранились экспонаты по этнографии, кости доисторических животных и около шестисот книжных томов. Янович предложил создать при музее художественный отдел и взял на себя заботу о его формировании. В 1926-1928 годах он отбирал в хранилищах Государственного музейного фонда в Москве экспонаты для будущего отдела. В этом фонде хранились предметы музейного значения из конфискованных после революции дворянских усадеб и особняков. Янович собрал хорошую коллекцию, которая двумя партиями была отправлена в Усть-Сысольск. Первая, включавшая в себя около сотни предметов, прибыла в 1926 году, а вторую Янович привез лично в октябре 1928 года в ящиках общим весом сто пудов. В ноябре 1928 года привезенные Яновичем в Усть-Сысольск сокровища выставили для всеобщего обозрения. За две недели выставку, работавшую только несколько часов до обеда, посетило более тысячи человек. В годы репрессий Яновича дважды арестовывали. В 1938 году он был осужден «за контрреволюционную деятельность» сроком на восемь лет и отправлен в Карагандинский лагерь в Казахстане, где в 1940 году и умер. Потомки ученого сейчас живут в Москве, Владимире и Вашингтоне. В прошлом году в Сыктывкар приезжала его правнучка из США.

Всего в галерее девять китайских ваз, привезенных Яновичем. Восемь из них представлены посетителям, и одна находится в фондах.

– Самые старые из наших ваз – это восьмигранные шаровидные вазы. Они имеют на дне квадратную марку периода династии императора Мин Чэн-Хуа, а это пятнадцатый век. Но дата не соответствует реальности, – отметила Наталия Плаксина. – Возможно, что это был так называемый, экспортный вариант, и изделия, таким образом, специально «состаривали» на три века для европейцев. Предположительно, что это все-таки восемнадцатый век.

По мнению Наталии Плаксиной, большой интерес представляют две парные вазы с изображением десяти знаменитых китайских поэтов, императоров, воинов, чередующихся с иероглифическими надписями и изображениями «восьми драгоценностей». Среди изображенных на вазе персонажей – поэты Ли Бо, Тао Юаньмин, поэтесса Су Жолань, воин Чжу Гэлян, император Сунь Цюань, единственная в истории Поднебесной императрица Ди У Чжао и другие известные у себя на родине герои. На вазах множество каллиграфических надписей, а на горловине – ловящие жемчужины драконы.

Две вазы – парные с ручками в виде розовых существ, роспись сценки из китайской мифологии и благопожелательные символы: хризантемы, пионы, лотосы, персики, плоды «пальцы Будды», гранаты, кузнечики, жуки и бабочки.

– В девяностые годы в Сыктывкаре проходили практику китайские студентки, которые помогли нам прочитать некоторые тексты, расшифровать сюжеты и образы этих ваз, – рассказала Наталия Плаксина. – Но целиком объяснить текст они не смогли, поскольку старые китайские иероглифы отличаются от современного китайского языка.

С китайскими вазами в галерее связана одна почти детективная история. В середине прошлого века одну или несколько из этих ваз украли. Но преступники были пойманы на пути в Заречье.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Китайские вазы с поэтами и императорами"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.