Похоронка с Карельского фронта

Сергей Карпов – кандидат в депутаты Верховного Совета Коми АССР, 1938 год.

По скудным сведениям из официального извещения о смерти командира роты Сергея Карпова удалось узнать, как погиб депутат первого Верховного Совета Коми АССР.

Сергей Карпов – кандидат в депутаты Верховного Совета Коми АССР, 1938 год.

Сыктывкарка Алевтина Карпова бережно хранит пожелтевшие от времени документы: листовку с портретом своего отца, баллотирующегося кандидатом в депутаты Верховного Совета Коми АССР первого созыва, распечатки постановлений законодательного органа власти республики 1938-1939 годов, отчеты о выполнении депутатских наказов, довоенные газетные вырезки, фотографии и похоронку на павшего смертью храбрых командира роты Сергея Михайловича Карпова. Подробности гибели своего отца 77-летняя женщина узнала только спустя 76 лет, когда принесла все эти документы в редакцию «Республики».

– Мне исполнился всего год, когда погиб мой отец, – рассказала изданию Алевтина Карпова. – Мама мало про него рассказывала, да и я почти не спрашивала. А теперь уже и спросить не у кого. Сейчас мне уже 77 лет, и для меня очень важно передать своим потомкам память об этом героическом человеке. Судьба отмерила ему мало лет, но прожил он их активно, ярко и честно.

Краткая довоенная биография Сергея Карпова изложена в агитационной листовке 1938 года, когда он баллотировался в депутаты Верховного Совета Коми АССР. Будущий народный избранник родился в 1912 году в деревне Пезмог Сторожевского района в семье крестьянина. Трудовую биографию начинал на лесозаготовках и почти сразу же проявил себя как новатор, внедряющий передовые формы труда. В 1931 году организовал бригаду, был не только хорошим производственником, но и общественником, за работу в лесу получал высокие премии. Затем трудился в колхозе, а в 1933 году был избран председателем сельсовета. В том же году Сергея Карпова командировали на учебу в Коми советскую партийную школу. В 1934-м по призыву направлен в ряды РККА в погранохрану НКВД. В Красной армии успешно окончил школу младшего начсостава.

«За добросовестную и честную службу по охране границ Советского Союза товарищ Карпов от командования получил семь поощрений. В ноябре 1937 года возвращается из РККА, а в декабре его избирают председателем Пезмогского сельсовета. Товарищ Карпов – член ВЛКСМ с 1931 года, кандидат в члены ВКП(б). С его приходом на работу в сельский совет заметно улучшилась организационно-массовая работа среди трудящихся. Он беспощаден к врагам народа и партии. Как лучшего сына социалистической родины избиратели Пезмогского избирательного округа выдвинули товарища Карпова своим кандидатом в депутаты Верховного Совета Коми АССР», – сообщает листовка и заканчивается призывом: «Товарищи избиратели! В день выборов – 26 июня 1938 года – отдадим свои голоса за товарища Карпова, преданного борца за дело партии Ленина-Сталина!»

После избрания депутатом 26-летнего Сергея Карпова пригласили на работу в Президиум Верховного Совета Коми АССР, где он возглавил работу приемной председателя президиума.

Сергей Михайлович и Евдокия Николаевна Карповы – в верхнем ряду справа.

Сохранились докладные записки в Совет народных комиссаров Коми АССР и председателю Пезмогского сельсовета, в которых народный избранник ходатайствует об отпуске средств на ремонт пезмогского клуба. С такой просьбой к молодому депутату обратились его избиратели. Судя по всему, первоначально он добивался строительства нового здания клуба, но получил от заместителя председателя президиума Верхсовета Василия Ракина ответ, что лимиты очень ограничены и направляются в первую очередь на строительство школ. Зампред предложил «вопрос строительства клуба обсудить на месте среди населения» и построить его за счет средств самообложения с участием колхозов и Локчимлага НКВД.

Еще один сохранившийся документ свидетельствует о том, как депутаты первого созыва повышали свой образовательный уровень. Лишь 20 человек из 79 имели высшее образование и столько же – среднее, а у 39 за плечами была только начальная школа. Поэтому в рядах последних был налажен своеобразный ликбез.

В направленном в адрес Сергея Карпова и его коллег письме говорится: «Президиум Верховного Совета Коми АССР решил организовать учебу для депутатов без отрыва от производства по общеобразовательным и общественно-политическим дисциплинам. В связи с этим просим дать свои предложения, как лучше осуществить это мероприятие. Определите, по каким предметам желаете повысить свои знания (по русскому и коми языкам и литературе, математике, географии, истории СССР). Как лучше организовать учебу (время занятий, преподаватели, учебные принадлежности, учебники). Место постоянного занятия (на дому, в школе, на каком расстоянии от вас находится НСШ, СШ, техникум). Учебу намечаем организовать так: после ваших сообщений мы договариваемся с преподавателями соответствующих дисциплин ближних школ и прикрепляем их к вам. Снабдим вас нехватающими учебниками и учебными пособиями и приступим к регулярным занятиям. Просим не замедлять с ответом. Председатель Президиума Верховного Совета Коми АССР Геннадий Ветошкин».

Как явствует из другой сохранившейся справки, Сергею Карпову были отправлены шесть книг, три карты и две тетрадки. А вот какие предметы он выбрал, из документа не понять. Хотя можно предположить, что в их числе была география.

Когда началась советско-финская война, младший командир запаса написал в городской военкомат заявление с просьбой отправить его на Кольский фронт, но воевать ему на этом же самом участке довелось уже в Великую Отечественную.

Война началась, когда срок первого созыва подходил к концу, и вместо четырех лет народные избранники Коми АССР пробыли в этом статусе в два раза дольше – до 1946 года. Несколько человек ушли на фронт и не вернулись. В их числе был и Сергей Карпов.

Несколько лет назад, когда Алевтина Сергеевна обратилась к организаторам акции «Бессмертный полк» помочь ей найти сведения об обстоятельствах гибели своего отца, ей ответили, что информация о боевых действиях в феврале 1942 года на 14-м разъезде Кировской железной дороги Карело-Финской ССР до сих пор засекречена. Однако, как оказалось, дочь воина ввели в заблуждение: о тех драматических событиях есть уже несколько серьезных публикаций. Достаточно забить в поисковую систему номер стрелкового полка – 1217.

В Карелии, где воевал Сергей Карпов, не решалась судьба Великой Отечественной войны, но направление было очень важным. Отдельная немецкая армия «Норвегия» рвалась к Мурманску, куда по ленд-лизу поступала помощь с Запада, а финские войска стремились перерезать Кировскую (бывшую Николаевскую) железную дорогу и Беломорско-Балтийский канал, по которым из Мурманска эта помощь поступала на фронты. Защищать ключевой участок предстояло 367-й стрелковой дивизии.

Ее командный состав был преимущественно из запаса, а командиры взводов – недавние выпускники пехотных училищ. Из личного состава только четыре процента имели опыт боевых действий. Дивизия была просто не готова к ведению боевых действий: катастрофически не хватало оружия и теплого белья. Стояли сорокаградусные морозы, кругом метровые сугробы, ноги бойцов были постоянно мокрыми – болотистая почва не замерзает в этих краях. Греться и сушиться особо негде, костер разжечь нельзя – верная гибель, потому частыми были обморожения из-за плохо просушенной обуви.

Советским войскам на Повенец-Масельском направлении Карельского фронта противостояла 8-я пехотная дивизия финнов под командованием полковника Винеля. Финны-то как раз извлекли уроки из зимней войны 1939-1940 годов: вооружение – автоматы «Суоми», в достатке шерстяное белье, обязательно – лыжи, имели галеты, консервы.

С 3 января 1942 года началась Медвежьегорская наступательная операция на участке поселка Верхняя Губа и станций Масельская и Ванзозеро (14 разъезд). Перед дивизией была поставлена задача – освободить занятый финнами участок Кировской железной дороги и Медвежьегорск.

Катастрофа произошла в ночь на 6 февраля 1942 года. Именно эта дата указана и в похоронке на Сергея Карпова. Неожиданно в 02.30 финны силою двух стрелковых полков и батальоном лыжников-автоматчиков при поддержке артиллерии и минометов перешли в наступление на полосе 367-й дивизии. Попытка вывода из окружения не удалась, поэтому командир 1217-го полка (в этом полку командиром роты был Сергей Карпов) майор Булаков приказал организовать круговую оборону. Утром на следующий день противник повел сильный автоматно-пулеметно-минометный огонь по району окружения. Держась на расстреливаемой со всех сторон высоте, наши воины отбивали одну атаку за другой, выдерживая непрерывный натиск, усеяв склоны неприметной возвышенности сотнями финских трупов в серо-белых маскхалатах. Солдаты верили в помощь, которая к ним так и не пришла.

Финны зверски расправились с попавшими в плен, раненых добивали холодным оружием. Тела погибших советских бойцов лежали в два-три яруса и при артналете разлетались по всему лесу. К исходу 7 февраля, когда закончились боеприпасы, оставшиеся в живых пошли на прорыв.

1217-й стрелковый полк погиб почти полностью – в живых осталось лишь 28 человек. Почти все погибшие остались лежать в лесах и болотах. Каждое лето в этих местах ведутся поисковые работы – найденные останки солдат поисковики с почестями хоронят в братских могилах. В одной из них, возможно, нашел вечный покой командир роты Сергей Карпов.

– Когда погиб отец, ему было всего 30 лет. Нельзя забывать тех, кто ценою своей жизни отстоял независимость нашей Родины и наше будущее, – говорит дочь павшего воина-пограничника и парламентария Сергея Карпова.

Галина БОБРАКОВА

Фото из семейного архива Алевтины Карповой

1217-й стрелковый полк погиб почти полностью – в живых осталось лишь 28 человек. Почти все погибшие остались лежать в лесах и болотах. Каждое лето в этих местах ведутся поисковые работы – найденные останки солдат поисковики с почестями хоронят в братских могилах. В одной из них, возможно, нашел вечный покой командир роты Сергей Карпов.

Оставьте первый комментарий для "Похоронка с Карельского фронта"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.