Руководитель «Общества лесоводов» Любовь Архипенко: «Воспитанники школьных лесничеств не чураются никакой работы»

Сегодня деятельность школьных лесничеств в Коми – это мощное общественное экологическое движение, объединяющее самых юных защитников природы. Еще в 2011 году по всей республике было всего около десяти «зеленых» отрядов школьников, а сейчас их насчитывается почти 50. Расширение рядов юных друзей природы не было стихийным процессом. Возрождением школьных лесничеств Коми обязана учителям и лесоводам, которые возглавляют объединения в городах и районах, а также региональной общественной организации «Общество лесоводов». О становлении и развитии школьных лесничеств в интервью «Республике» рассказала председатель «Общества лесоводов» Любовь Архипенко.

P2210370

– Как случилось, что школьные лесничества оказались под крылом «Общества лесоводов»?

– Исторически так сложилось. Начиналось все весьма прозаично. В 2012 году главой Коми было дано поручение Комитету лесов республики возобновить работу со школьными лесничествами, и в «Общество лесоводов» обратился руководитель лесного ведомства с просьбой о помощи в их воссоздании. Я в свою очередь обратилась к руководителям лесничеств. В результате переговоров были заключены договоры о сотрудничестве между лесничествами и школами. Тогда я и представить не могла, что всю мою основную деятельность в «Обществе лесоводов» займет работа со школьными лесничествами.

– Начинали с чистого листа?

– Школьные лесничества в нашей республике возникли еще в 60-е годы прошлого столетия на базе юннатских кружков, «зеленых» и «голубых» патрулей, лесоводческих звеньев. Потом в 90-е все это движение практически сошло на нет, но в отдельных районах ячейки сохранились. В 2011 году насчитывалось 11 школьных лесничеств, однако далеко не все из них были работоспособными объединениями, и реальные дела стояли только за одним школьным лесничеством – «Юнлеском» в селе Сторожевск Корткеросского района. Оно было на слуху, в СМИ публиковались информации и фотографии о деятельности этого объединения, а в комитет приходили подробные фотоотчеты об их кипучей работе.

Активность проявляли и ухтинские защитники природы, но в Ухте было сформировано не школьное лесничество, а экологическое объединение, в котором состояли дети из всех школ города. Мы решили не ломать эту уже сложившуюся структуру и сохранить такую своеобразную форму деятельности. Ухтинские ребята по сей день занимаются противопожарной профилактикой и участвуют во всех остальных проектах школьных лесничеств. Вот два этих «островка», в Сторожевске и в Ухте, сохранились на тот момент благодаря энтузиазму лесников и педагогов. В Ухте школьников объединила руководитель Ухтинского участкового лесничества Валентина Цыбулько, которая до сих пор занимается с детьми. В Сторожевске активность ребят подогревала инженер по лесовосстановлению Сторожевского лесничества Ольга Федосеева, она также в настоящее время является руководителем школьного лесничества.

– Сколько объединений в итоге создано?

– Сейчас школьные лесничества действуют во всех муниципалитетах республики, всего их насчитывается 48, списочный состав включает 720 детей, но основная масса лесничеств образовалась в 2012-2013 годах.

– Есть потенциал для расширения движения или это уже предел?

– В 2016 году было организовано только одно школьное лесничество в поселке Приозерный Корткеросского района. Но потенциал для роста есть. Обращались с просьбами организовать школьные лесничества жители Эжвинского района Сыктывкара, жители поселка Максаковка, из Ижемского района. Полагаю, увеличение количества таких объединений – это вопрос времени.

– Какие школьные лесничества работают наиболее активно?

– Признаться, не все 48 лесничеств работают в полную силу. Я бы выделила Каджеромское школьное лесничество «Березка», возглавляемое руководителем Таловского участкового лесничества Маратом Бакиевым. Директор Каджеромской школы была против организации школьного лесничества, и Марату пришлось в 2016 году проводить мероприятия прямо в помещении лесничества, не приспособленном для занятий со школьниками. Родители благодарны, что дети заняты делом, а не слоняются бесцельно по улицам до глубокой ночи.

Удалось наладить отношения с детьми и руководителю Помоздинского участкового лесничества «Муравейник» Оксане Гуляевой. Ее ребята не чураются никакой работы, даже самой грязной. Когда объявили акцию «Живи, родник, живи!», они подключились в числе первых. Дети нашли родничок, собрали камни и выложили спуск к воде, на голом месте с помощью взрослых односельчан построили беседку. Оксана сама нашла спонсоров среди арендаторов, и с их помощью установили информационные аншлаги в лесу.

В числе лучших также Сысольское, Усть-Немское, Усть-Цилемское, Троицко-Печорское, Сыктывкарское школьные лесничества. В последнее время активно стали себя проявлять ребята Ыбского школьного лесничества.

– «Живи, родник, живи!» в этом году стала одной из самых массовых акций школьных лесничеств. А как вообще зародилась идея проведения этого мероприятия?

– Увидела как-то в интернете информацию о том, что в каком-то селе отремонтировали спуск к роднику. А у нас в Коми таких родников же не счесть, и я подумала, почему бы и нам не взяться за такую работу. Меня поддержали руководители школьных лесничеств. Но у нас ничего бы не вышло, если бы идею не поддержал наш основной спонсор – АО «Монди СЛПК», и, признаться, их заинтересованность в этом проекте стала для меня приятной неожиданностью. В этом году на средства комбината отремонтировали родники в Междуреченском лесничестве Удорского района, Кажимском лесничестве Койгородского района, Помоздинском лесничестве Усть-Куломского района. Начаты работы в Локчимском и Сысольском лесничествах. Кроме того, за счет ЗАО «Печоранефтегаз» обустроили подход к роднику в Каджеромском лесничестве Печорского района.

Школьники самостоятельно разобрали старый деревянный настил на спуске к роднику, убрали мусор, а на укладку новых мостков лесничий организовал односельчан, там нужна была мужская сила – детям бы не разрешили самим орудовать топорами. По проекту возле родника должна была стоять беседка, но часть жителей высказалась против этого. Как правило, в общественных местах вокруг беседок после посиделок беспечной молодежи всегда образуются кучи мусора, и люди решили, что лучше смастерить навес. Меня удивило, что вопрос решали всем миром, и спуск тоже строили всем миром. Зимой мостки жители села чистят своими силами, кто первым приезжает к роднику за водой, тот и прокладывает дорожку. Рядом с навесом стоит лопата, и ни у кого не поднялась рука закинуть ее в багажник и увезти к себе домой, как можно было бы предположить.

– Много мероприятий школьные лесничества проводят по профилактике лесных пожаров. Был какой-то социальный заказ на это или, может быть, со стороны органов исполнительной власти поступали предложения?

– Никакого заказа не было. Просто вся моя трудовая деятельность была связана с лесной отраслью. А для меня, как и для каждого лесовода, профилактика лесных пожаров первостепенная задача.

С 2013 года мы проводим конкурс рисунков «Огненный зверь», и на конкурс поступает до 120 работ. Дети активно участвуют, потому что получают призы и благодарности за работу. Хороших работ очень много, и приходится придумывать какие-то номинации, чтобы в число награжденных попало как можно больше детей.

На мой взгляд, много интересных мероприятий проводится с ребятами школьных лесничеств. Например, конкурс поделок «Чем бы елку заменить, лишь бы елку не рубить» в Ухтинском лесничестве проводится ежегодно. Столько хороших работ поступает на конкурс – глаза разбегаются. Практически каждая поделка – это произведение искусства, и детям за их работы мы вручаем до 50 призов.

– Что дает школьникам участие в конкурсах помимо призов и наград?

– Для детей участие в конкурсах само по себе результат. Каждый школьник старается создать нечто необычное, поэтому ему приходится выискивать и перерабатывать огромный объем информации по экологии, биологии, географии. И это ему нужно не только для того, чтобы получить приз, но и для того, чтобы обогатить свое портфолио.

Кроме того, анализируя итоги конкурсов по противопожарной тематике, мы обнаружили совершенно феноменальные результаты. В этом году мы отправляли работы на всероссийский конкурс «Сохраним лес от пожара». Направляли детские рисунки, блокноты, листовки, аншлаги и получили благодарственное письмо за подписью заместителя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Николая Кротова. Но суть не в этом. Составляя пояснительную записку к заявке на участие в конкурсе, мы обнаружили, что в Республике Коми в 2016 году по сравнению с преды-дущим годом количество лесных пожаров по вине человека сократилось на 20 процентов. Я считаю, что детские работы оказывают на людей большее воздействие, чем дорогостоящие постановочные видеоролики.

– Как правило, экологические мероприятия тесно переплетены с краеведением. Школьные лесничества участвуют в историко-краеведческих проектах?

– У нас проходит конкурс карт «Милый сердцу уголок». Детям необходимо исследовать и создать красочную карту своего лесничества с нанесением объектов с различными примечательными уголками природы. И вот детям доверили выявление таких участков. По итогам будут составлены локальные карты с обозначением таких мест, а затем планируем издать одну общую карту республиканского значения. Карты будут висеть в лесничествах, школах, в других общественных местах. Хорошие, информационно насыщенные карты подготовили ребята из Усть-Цилемского школьного лесничества «Лесовод», Выльгортского школьного лесничества, Троицко-Печорского школьного лесничества «Северное сияние». На их картах обозначены даже исчезнувшие деревни, особо охраняемые природные территории, исторические объекты. Работа по сбору материала продолжается в Пруптском, Сыктывдинском, Усть-Куломском, Сысольском школьных лесничествах. «Общество лесоводов» планирует обратиться к лесопользователям с просьбой о сохранении уникальных и исторически значимых мест нашей республики.

– Все эти проекты «Общество лесоводов» ведет в одиночку?

– Вся работа в школьных лесничествах ведется на местах их руководителями: педагогами и лесничими. А «Общество лесоводов» совместно с Республиканским центром обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования планирует республиканские акции и мероприятия и подводит их итоги. Большую помощь в проведении мероприятий со школьными лесничествами оказывают также республиканский центр защиты леса, Коми лесопожарный центр.

– Остались ли невоплощенные идеи?

– Идей очень много. Одна из них – вдобавок к ежегодному межрегиональному слету школьных лесничеств – провести с ребятами еще и лесную олимпиаду в двух возрастных категориях. Тестовые вопросы уже подготовлены, но план еще не утвержден.

Беседовала Валентина КОСТИНА

Фото Артура АРТЕЕВА

Оставьте первый комментарий для "Руководитель «Общества лесоводов» Любовь Архипенко: «Воспитанники школьных лесничеств не чураются никакой работы»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.