«Энергетическая столица» сгенерировала планы

Развитие города Печоры видят в туризме, судостроении, фермерстве

Возродить судоремонтный завод, развивать водный туризм и животноводство и, конечно, навести порядок в сфере ЖКХ и дорожной отрасли – вот, что нужно, по мнению жителей Печоры и ее окрестностей, для благополучия местных земель. Печора стала уже тринадцатым муниципалитетом, где прошли общественные обсуждения программы развития района.

Glava_slushanya_3

В начале слушаний врио главы Коми Сергей Гапликов, обращаясь к участникам встречи, высказал мнение, что возрождение Печоры нужно начать с грамотной оценки ее потенциала.

– Подключите к работе наших ученых и сделайте качественный анализ, по итогам которого будут сформулированы вполне конкретные, адекватные предложения и обозначены цели, которых мы хотим достичь, – заявил руководитель региона. – Пора уходить от принципа латания дыр и переходить на системную работу. Оценивать экономические перспективы района надо комплексно, не рассматривая каждый проект и отрасль по отдельности, а делать это в целом. Чтобы развивать район, необходимо четкое понимание, куда мы движемся, какие ресурсы у нас для этого есть.

Также глава региона отметил, что Печора всегда считалась мощнейшим транспортным и энергетическим узлом, имела соответствующую инфраструктуру и уровень благоустройства, была кузницей кадров. Сегодня накопился ряд проблем, в том числе и кадровых, которые можно и нужно решать.

По примеру руководителей других районов в начале своего доклада по планам развития глава администрации Печоры Андрей Соснора сразу обозначил, на что сейчас опирается экономика муниципалитета. В первую очередь это сырьевой потенциал – нефть, газ, кирпичные и огнеупорные глины, строительный камень, лес. Углеводородное сырье на территории района осваивают пять предприятий, по объемам его добычи Печорский район занимает второе место в республике. Еще муниципалитет известен своей ГРЭС, входящей в энергетическую систему региона, на ее долю приходится около сорока процентов вырабатываемой в Коми электроэнергии. Из-за этого Печору иногда называют «энергетической столицей» республики.

Поскольку Печора – транспортный узел, и через нее в числе прочих проходят и водные пути, сейчас очень важно реконструировать местный судостроительный и судоремонтный завод, идет работа по привлечению инвестиций на эти цели. Восстановление объемов производства на заводе с увеличением загрузки мощностей от нынешних 15 процентов до 90 процентов позволит создать 350 рабочих мест и полностью удовлетворить потребности нефтяников, газовиков, прочих предприятий Коми и других регионов, граничащих с бассейном Печоры, в судоремонтных работах, изготовлении металлических конструкций, в том числе мостов.

Докладчик заявил, что для развития муниципалитета важен малый и средний бизнес, поэтому на его поддержку ежегодно выделяется порядка двух миллионов рублей. А к 2020 эту цифру рассчитывают увеличить до 10 миллионов. Также в рассказ о планах развития вошли сообщения о строительстве мини-завода по переработке древесины на 100 рабочих мест, о программе переселения граждан из аварийного жилья (в прошлые годы заметно «буксующей»), капремонте двух медучреждений и появлении трех
ФАПов, полигона хранения бытовых отходов в Печоре и пяти объектов того же назначения в поселках, водопроводных сетей в 3,8 километра в поселке Озерный. Ведутся переговоры с инвестором о строительстве мусороперерабатывающего завода.

Отдельно Андрей Соснора упомянул предприятия нефтегазовой отрасли, выделяющие солидные средства на развитие социальной сферы, поддержку ветеранов.

– Стратегия района не раз обсуждалась и с населением, и общественными организациями, – сообщил докладчик, пояснив, что теперь главная задача администрации – разработать конкретные шаги, дабы реализовать намеченные планы.

Содокладчиков у Андрея Сосноры было двое. Его заместитель Ирина Шахова рассказала о развитии культуры и туристической отрасли, а начальник территориального отдела минсельхозпрода Коми Герасим Канев поведал о перспективах АПК.

Культурные планы включают в себя, в частности, строительство соответствующего центра с универсальным залом на сто мест в деревне Бызовая. Проект типовой, и в дальнейшем его рассчитывают внедрять в других населенных пунктах. В туристической отрасли ставку делают на водные путешествия с целью рыбалки, посещения культурных достопримечательностей или просто любования местными красотами. Разработан проект, который вошел в состав федерального кластера «Развитие туризма на реке Печоре». Ирина Шахова подчеркнула, что туризм на реке, конечно, нельзя делить по отдельным районам, на Печоре стоящим, заниматься этим делом нужно совместно, межмуниципально.

Герасим Канев заявил, что за последние 15 лет аграрии района смогли практически с нуля восстановить производство мяса и молока, а нынешняя задача – увеличить их объемы. Фермер Татьяна Игнатова из села Приуральское ведет строительство площадки убоя скота, а в 2017-18 годах будет строить новый телятник на 50 голов, как и фермер из поселка Кожва Алексей Москвин. Также в ближайших планах реализация инвестпроекта «АгроВиД» по созданию крупного агропромышленного комплекса, что позволит увеличить поголовье крупного рогатого скота в районе на 800 голов, строительство картофелехранилища на 310 тонн в Луговом и реконструкция скотопомещения и цеха по переработке молока в том же поселке. Кроме того, в районе намерены реконструировать и расширить цех по переработке рыбы.

– Еще одна интересная и перспективная задача, которую необходимо реализовать в ближайшие годы, – строительство овощехранилища на базе ООО «АгроВиД» и организация сельскохозяйственного снабженческо-сбытового кооператива, в состав которого войдут фермеры, владельцы личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственные организации, – отметил Герасим Канев.

По предложениям, которые высказывали участники встречи после докладов, можно было судить, в каких сферах муниципалитет испытывает наибольшие трудности, а именно – в жилищно-коммунальном хозяйстве и вопросах инфраструктуры, благоустройства населенных пунктов.

Предлагалось, в частности, провести публичную оценку работы управляющих компаний, привести в порядок систему водоснабжения поселка Сыня, достроить дорогу до села Приуральское, газифицировать старый поселок НИБ (аббревиатура от «научно-исследовательская база»), открыть кинотеатр или Дом культуры в речной части города, пустить, наконец, регулярные автобусные рейсы до деревни Бызовая. Для развития туризма местные жители сочли необходимым возобновление теплоходных экскурсий по Печоре и организацию туров в район поселка Березовка. Предложение, которое, скорее, не для муниципальной программы развития, а для всей Коми – создать республиканское предприятие по мелиорации земель, дабы улучшить качество почв в регионе.

Анна Потехина
Фото rkomi.ru

1
На слушаниях в Печоре не могли не поднять вопрос о состоянии автодороги, связывающей город с Ухтой и Усинском. Андрей Соснора отметил, что строительство этой дороги даст новый импульс в развитии района, здесь можно будет создать крупный логистический центр для доставки грузов на северные территории и даже поможет в реализации задач, связанных с освоением Арктики. О чрезвычайной важности этой дороги говорили и местные жители.

Напомним, участки от Ухты до Печоры и от Печоры до Усинска – отрезки строящейся трассы Сыктывкар – Нарьян-Мар, полная протяженность которой должна составить 1085 километров, 869 из них – на территории Коми. Трассу эту строят с двух сторон и наш регион, и НАО. Со стороны Сыктывкара нормальная дорога заканчивается в районе поселка Малая Пера в Сосногорском районе. Чтобы довести трассу до Печоры, нужно, во-первых, капитально отремонтировать дорожное покрытие от Малой Перы до Каджерома. Этот участок строился в начале 2000-х годов в грунтощебеночном исполнении, теперь нужно «одевать» его в асфальтобетон. Во-вторых, построить 46 километров от Каджерома до Ираеля. Официально трассы там пока вообще нет, автомобилисты пользуются техническими дорогами, проложенными лесниками. Проблемные участки (в общей сложности порядка двадцати километров), есть и на пути из Печоры в Усинск от Акися до Ошкуръи.

Как пояснил заместитель министра строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Коми Эдуард Слабиков, работы на трассе ведутся по графику, завершиться должны в 2019 году. Сейчас строится мост через реку Лыжа на участке между Печорой и Усинском. С 2018 года планируется продолжить работы по строительству участков между Акисем и Ошкуръей. Ремонт и строительство автодороги между Малой Перой и Ираелем запланированы с привлечением частного капитала, на условиях государственно-частного партнерства. Строительства моста через Печору возле одноименного города пока не предусмотрено.

Добавить комментарий