Культуре Коми – от геологов

Национальный музей получил в дар коллекцию Якова Вундера  

Беспрецедентный дар принял в свой профессиональный праздник Национальный музей Республики Коми: коллекцию работ  воркутинского художника Якова Вундера. Такой бесценный подарок музею преподнесли от имени воркутинских геологов министр промышленности, транспорта  и энергетики РК Николай Герасимов и генеральный директор горногеологической компании «Миреко» Владимир Терешко.

P1560310

Яков Вундер не нуждается в особых представлениях. До недавнего времени в заполярной Воркуте, пожалуй,  не было человека, который не знал бы имя этого талантливого художника. Слава о Якове Вундере в 1950-70-е годы перешагнула границы Коми края. Пятьдесят лет назад  жизнь художника  оборвал трагический случай, но работы мастера как истинно талантливые избежали забвения.

В заполярную Воркуту Яков Вундер попал в ноябре 1942 года, будучи осужденным по 58-й статье на десть лет лагерей. В Воркуту он практически шагнул из ссылки, в которую, как и многие немцы Поволжья,  был эвакуирован в  1941 году.  Место ссылки – Казахстан, город Атвассар, где  Вундер работал художником в клубе строителей. В его задачу входило распространение наглядной агитации, в том числе создание портретов вождей. Однажды кому-то из его коллег почудилось, что в складках рукава на портрете «великого кормчего» художник поместил свастику. Эта история и привела Вундера в воркутинский лагерь.

От духовного истощения мастера спас Воркутинский музыкально-драматический театр, который, как известно, и был рожден в недрах ГУЛАГа, где Вундер и во время заключения, и после работал художником-постановщиком и где, кстати,  познакомился со своей будущей женой Марией.

В 1955 году Яков Вундер перешел работать в Воркутинскую  геофизическую экспедицию. Возможность принимать участие в  экспедициях в качестве художника-фотографа открыла для него второе дыхание, его душа жаждала новых впечатлений. В итоге этих десятилетних творческо-геологических экспедиций и родились  работы, составившие большую часть творческого наследия художника.  Он писал тундру, Карское море, Уральские горы, Югорский Шар, Вашуткины озера, быт и будни геологов. Работал в графике и в живописи и, что примечательно, порой писал акварелью непосредственно на местах. Специалисты отмечают: по его работам можно создавать топонимику края. Что уж говорить о его бесценных фотографиях, которые, как отметил во время пресс-конференции Николай Герасимов, по наполненности и неповторимости ничем не уступают графике и живописи мастера.

Рассказал министр промышленности и о том, как, собственно, к геологам попала эта богатейшая коллекция.

В советские времена выезжающая на постоянное место жительства в Германию дочь Якова Яковлевича Татьяна каким-то чудом умудрилась вывезти работы отца. С этими работами  дочь художника прожила не один десяток лет, после чего  решила расстаться с ними, продав их  «Полярноуралгеологии».

–  Мне действительно повезло услышать это предложение от Татьяны, она долго не решалась расстаться с работами отца, не хотела выпускать из рук эту коллекцию и Воркута. Но геологи решили, что коллекция должна осесть в Национальном музее республики, так как она принадлежит региону. И эту коллекцию  сопровождает еще гигантская коллекция  фотопленок-негативов, Вундер был одним из лучших фотографов того времени.  Но мы постеснялись дарить  негативы в «неразобранном»  виде,  планируем за лето обработать их в Питере и додарить к 17 октября, к дню рождения музея, – сообщил Николай Герасимов, к радости директора музея Ирины Котылевой.

К знаковым моментам отнес Николай Герасимов присутствие на презентации ветерана воркутинской геологической школы, легендарного геолога Юрия Владимировича Жукова, который в 1966 году и возглавлял партию, оказавшуюся последней для художника. Яков Вундер и геофизик-радиометрист Потапов погибли, сплавляясь по реке Кажим. В те дни стояла нелетная погода, и, чтобы не терять время в ожидании вертолета, Вундер со товарищи решили сплавиться на резиновой лодке.

Легендарный  геолог также поделился своими воспоминаниями о художнике:

– Я занимался геологией, он был  фотографом и художником, и тем не менее было видно, что Якова Яковлевича интересовали наши проблемы. Он вообще очень серьезно относился к своей работе, как и ко всему, что его окружало.  Однажды на берег Карского моря была выброшена деревянная шхуна, и военные из Амдермы, совершая поездку на быстроходной барже, хотели ее сжечь, но Вундер встал на защиту шхуны и не дал этого сделать.

Иначе как чудесным совпадением сам факт дарения назвать трудно. В планах  работы Национального музея в этом году намечена выставка, посвященная геологии. В экспозиции найдет отражение история отрасли, люди, события. И практически в тот момент, когда музейщики решали, как лучше показать пространство, где происходили геологические исследования, и пришло сообщение о том, что музей получит в дар бесценную коллекцию Вундера,  работы которой как нельзя лучше рассказывают  и показывают то, что видели своими глазами первопроходцы Севера.

Марина Щербинина
 Фото Виктора Порохни

Оставьте первый комментарий для "Культуре Коми – от геологов"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.