Чтобы молодежь не уезжала

Участники круглого стола обсудили возможности кластерного образования

Поможет ли создание отраслевых образовательных кластеров закрепить молодых специалистов в Коми и сократить их отток в большие города? Ответ на этот вопрос искали участники круглого стола, прошедшего 20 мая в Общественной приемной Главы РК.

Как пояснила в начале беседы модератор круглого стола, руководитель Общественной приемной Виктория Сидорова, одним из пунктов программы развития республики, представленной врио главы РК Сергеем Гапликовым, является развитие производств, а это в свою очередь требует подготовки квалифицированных кадров.  Опыт кластерного профессионального образования в республике уже наработан и дает зримые результаты. О плюсах такого подхода рассказала директор Сыктывкарского лесного института Любовь Гурьева. Пять лет назад СЛИ стал инициатором создания лесного кластера.  Изначально в него вошли восемь образовательных учреждений, сегодня в его составе уже 18 учреждений СПО и вузов. При этом, как особо отметила Любовь Гурьева, учреждения, входящие в кластер, сохраняют свою юридическую и экономическую независимость, никто никого не поглощает.

Чем еще привлекательна такая форма образования? Во-первых, это абитуриенты, которые благодаря ранней профориентации, организованной в рамках кластера, приходят в вуз, уже четко зная, кем они хотят быть. Во-вторых, это многоуровневая система подготовки кадров для отрасли, возможность после окончания техникума по индивидуальным программам обучаться в вузе. Это возможность студентам Сыктывкарского лесного института получать рабочие специальности в Сыктывкарском лесопромышленном техникуме.  Это практически стопроцентное трудоустройство выпускников  благодаря тесному сотрудничеству с работодателями.  В конце концов, это не выброшенные на ветер деньги, как часто бывает, когда выпускник вуза или техникума после окончания не идет работать по специальности, потому что его специальность нигде не востребована. А все вместе для молодежи – это возможность не искать счастья где-то на чужбине, а реализовать свои таланты в родной республике.

Председатель совета Лесного образовательного кластера РК Валентина Жиделева уверена, что кластерный подход  нужен не только в основных отраслях экономики, но и в тех сферах, где это необходимо. Потому что, только объединив усилия  –  трудовые, материальные, инновационные, можно полноценно развивать любую сферу.

– Ядром образовательного кластера вполне может стать Сыктывкарский государственный университет. Но чтобы удержать здесь молодые кадры, необходимо не только развивать сферу производства, но и создавать всю необходимую инфраструктуру в удаленных муниципалитетах, – подытожила Валентина Жиделева.

Директор института естественных наук СГУ Ирина Юранева в свою очередь засомневалась в том, что СГУ может стать тем самым ядром, о котором вела речь Валентина Жиделева.

– В СГУ сегодня реализуется более 140 направлений в разных областях. И, безусловно, та система, которая выстроена на базе СЛИ и УГТУ, у нас вряд ли возможна, – заявила она. –  У нас классический вуз. К примеру, химики, экономисты, юристы востребованы в очень многих отраслях экономики. Медицинская биохимия и биофизика – это тоже уже не здравоохранение, эти специалисты могут работать в системе авиации, космоса. Поэтому нас трудно втиснуть в какой-то специфический кластер. Но выход есть: надо просто формировать региональный образовательный кластер по отдельным направлениям – технологическое, медицинское, например.

Директор Сторожевской школы Ангелина Захаренко заметила, что в университете отнюдь не все направления востребованы на рынке труда. И привела пример, когда политолог после университета работает барменом. А два ее выпускника-медалиста, окончив СГУ по специальности «Связи с общественностью», так и не смогли по ним трудоустроиться. Ирина Юранева согласилась, что такая проблема действительно есть и для ее решения на уровне республики должны проводиться мониторинг и анализ востребованности в кадрах, а представители профильных министерств должны формировать контрольные цифры приема вместе с университетом. А сегодня только в таких крупных компаниях, как ЛУКОЙЛ, существуют отделы прогнозирования потребности в кадрах, все остальные не умеют это делать, потому что нет методологии.

–  Если бы вы обратили внимание, у нас в лесной кластер входит лесной институт Архангельского северного университета. Нам не нужен весь университет, достаточно одного института. У вас в СГУ 15 институтов.  Вы, например, со своим институтом естественных наук тоже можете войти в наш образовательный кластер по тем направлениям, которые связаны с научной деятельностью в области лесной промышленности, – высказала свое предложение Ирине Юраневой Валентина Жиделева.

Представители СГУ согласились, что на базе университета вполне можно и нужно открыть медицинский, педагогический и гуманитарный кластеры. Относительно создания медицинского кластера директор Сыктывкарского медицинского колледжа Вера Пилипенко высказала особое мнение:

– У меня лично проблем с работодателями, практикой и трудоустройством нет. Мне работодатели сами звонят из районов, просят студентов на практику. Поэтому я так скажу: надо кластер – войдем, не надо – не войдем. Вот тут прозвучало, что политологи после университета работают барменами. Так, может, просто не надо политологов выпускать? У меня, например, профилактическая стоматология не так востребована, как другие специальности, так я один год делаю набор, а другой – нет. Зачем мы выбрасываем деньги не пойми куда? И вообще, мы тут пытаемся решать проблемы образования, а не закрепления кадров в республике. А это отдельная тема. Мы вот, к примеру, сейчас привлекаем врачей в село, выплачивая им в качестве бонуса миллион рублей. Но из разговоров с выпускниками мединститута я знаю, что они отработают, а потом ведь опять вернутся в город. И даже не столько ради себя, сколько ради своих детей. Поэтому главное, на что надо обратить внимание: нужно в селе развивать инфраструктуру, закреплять там специалистов.

Подводя итоги разговора, участники круглого стола сошлись во мнении, что для того чтобы работодатели были заинтересованы в сотрудничестве с образовательными учреждениями, для них тоже нужно продумать какие-то государственные преференции. Например, если они помогают подшефному вузу или техникуму, освобождать их от налогов. Было также высказано пожелание организовать встречи вузов республики с работодателями, чтобы уже конкретно обозначить точки взаимодействия.

Галина ГАЕВА

Добавить комментарий