Теплый мир «Конного дворика»

Хозяева турбазы и КФХ часов работы не считают

В условиях экономического кризиса не всем малым предпринимателям республики удалось сохранить свой бизнес в прежнем объеме. Кому-то пришлось снизить обороты, кому-то сменить сферу деятельности. Журналисты «Республики» отправились к Ольге Земляковой и Владимиру Удальцову, хозяевам турбазы «Конный дворик» и представителям крестьянско-фермерского хозяйства, что находится близ деревни Граддор Сыктывдинского района, чтобы узнать, как выживают те, у кого в хозяйстве десятки душ ушастых, хвостатых и непарнокопытных, и все они требуют ежедневного ухода и питания.

IMG_9817

От столицы республики ехать сюда всего полчаса. На обочине дороги, метрах в  двухстах от Граддора, установлена вывеска – опознавательный знак. Сворачиваем направо, еще несколько десятков метров, и мы у цели.

И зимой, и летом в этих местах красота. Летом хвойные и березовые перелески, богатые грибами, черникой и брусникой, – любимое место обитания местного населения. Зимой и ранней весной здесь тихо и безмятежно. Лишь время от времени тишину разряжают робкое птичье пение, лошадиное ржание, собачий лай и блеяние выпущенных погреться на солнышке коз.

Как оказалось, зря везли с собой сахар, чтобы угостить лошадей. Хозяева это сделать не разрешили, закрепив отказ печальной историей о том, как в каком-то хозяйстве конь в один прекрасный момент отказался от еды, как его ни уговаривали, а через какое-то время умер от голода. Как выяснилось, голодало животное из-за больного зуба, а не из-за желудка, как предполагал ветеринар. Поэтому сахар лошадям можно только в самом крайнем случае и не как обычное угощение, а как поощряющее лакомство, например, на соревнованиях.
Лошадей в хозяйстве Ольги и Владимира – семь. Четыре своих, три – постойных. Катание на лошадях – главная составляющая их бизнеса.

Эпопея как начало

История становления «Конного дворика» началась лет десять назад. Ольга Землякова родилась в Сыктывкаре, но летние и зимние каникулы предпочитала проводить у бабушки в поселке Седкыркещ. Поэтому все, что было связано с работой на земле, она знала не понаслышке. Но если многие деревенские девушки, едва окончив школу, пытались устроить свою жизнь в городе, то Ольга никогда не стремилась стать сугубо столичной барышней. Человек она подвижный, активный, с детства занималась лыжами и спортивным ориентированием. Окончив школу в Сыктывкаре, высшее образование получила в Московском университете экономики, статистики и информатики.

Работая после вуза юристом и бухгалтером в небольшой компании, впервые пришла в конноспортивную школу села Выльгорт Сыктывдинского района. Поначалу, как говорит сама, просто, чтобы размяться после сидячей работы. Но разминка «затянулась», обернувшись серьезными индивидуальными занятиями с тренером, обучением верховой езде и преодолением препятствий. Со временем Ольга поняла, что так или иначе, но свою дальнейшую судьбу она намерена связать с этими прекрасными животными.

Первое свое непарнокопытное приобретение – любимицу с символичным для всей этой истории прозвищем – Эпопея она какое-то время держала на постое в конноспортивной школе, благо это не возбранялось. А вскоре приобрела для лошади подругу – привезла из Кирова красавицу Мимозу. Встал вопрос о строительстве собственной конюшни. К тому времени Ольга жила в городском поселке Верхняя Максаковка, где у нее была своя квартира. Здесь же, в Максаковке, она приобрела в собственность два участка, на одном из которых, наняв рабочих, построила конюшню и домик для сторожа, где можно было хранить инвентарь и переодеваться детям, которые хотели научиться азам верховой езды. В основном, правда, ребятня приходила покататься, но не просто так, а в качестве поощрения за помощь в работе – убрать за лошадьми, покормить и помыть их.

При покупке участок находился на околице поселка, но пока Ольга обживала хозяйство, он оказался в эпицентре нового жилого комплекса Верхней Максаковки. Места ни для загона, ни для выпаса практически не осталось. И вот тогда с желанием обустроить базу отдыха любительница лошадей и приобрела участок возле деревни Граддор.

Сегодня, глядя на довольно обустроенное хозяйство, трудно представить, что женщина начинала одна и с нуля, с Владимиром Удальцовым они познакомились гораздо позже. А в то время на отшибе в лесу она все обустраивала на развалинах фундамента ведомственной свинофермы, хозяева которой вывезли все, вплоть до гравия, который соскребли даже с въездной дороги. Но если хозяйку будущего конного дворика это и смутило, то ненадолго. Так или иначе засучив рукава она закупила материалы, наняла рабочих и за короткое время построила на опушке леса капитальное здание на 12 голов.

Пока строился хозяйственный корпус, хозяйка ломала голову, чем помимо лошадей привлечь сюда отдыхающих? Какую еще скотину приобрести, чтобы было и полезно для жизни, и интересно для туристов? Как провести свет и наладить охрану?

Но постепенно все решилось. Появился гостевой рубленый домик вдали от хозяйских построек. Были приобретены корова, поросята, куры и кролики.

Безусловно, такой прорыв с нуля у начинающего фермера не может не вызывать уважения. А сколько всего Ольге еще приходилось осваивать попутно: рацион питания, ветеринарию, заготовку кормов. Со временем она официально зарегистрировала свое крестьянско-фермерское хозяйство и турбазу «Конный дворик». При этом фермерское хозяйство у нее не для широкой продажи, а скорее как продолжение базы отдыха, так как истосковавшимся по природе городским жителям общение с живностью в радость. Хотя, безусловно, в приоритете здесь всегда были лошади. Гости базы катаются здесь по выверенным маршрутам. Правда, все годы ведения хозяйства Ольга пытается выкупить у шошкинского сельхозпредприятия землю, что рядом с «Конным двориком», по которой и проложены конные маршруты. После развала совхоза эта земля была поделена на паи между работниками, но сегодня этих пайщиков днем с огнем не сыскать: кто уехал, кого вообще нет в живых и правопреемников не найти.

Человек собаке – друг

С самого основания в «Конном дворике» жили собаки: среднеазиатские овчарки. Поначалу как сторожа, но с появлением в жизни Ольги Владимира Удальцова, профессионального кинолога и зоопсихолога, друзей человека стало гораздо больше.

Двадцать лет Владимир проработал старшим инспектором центра кинологической службы МВД, обучал собачьим поведенческим премудростям личный состав, выезжал с четырехлапыми служащими на место происшествия. Знания зоопсихологии он получил на факультете психологии Кировского филиала Российского университета инноваций.

Обретя практически двойную профессию, после окончания службы несколько лет работал практикующим психологом. Окончательно выйдя на пенсию, как кинолог и специалист по собачьей психологии серьезно занялся дрессировкой и воспитанием собак.

Как и Ольгу, его тоже всегда тянуло к земле, к сельскому хозяйству. И вот однажды Ольгиным подружкам понадобилась помощь в тренировке немецких овчарок. Владимира пригласили в «Конный дворик», где все исходные мечты совпали: и земля, и хозяйство, но главное – сама Ольга, красавица и труженица.

Дальше они вели бизнес уже совместно, ко всему хозяйству добавилось что-то вроде собачьей гостиницы, куда городские жители могут спокойно пристраивать на непродолжительное время своих питомцев. Привозят сюда собак и для профессиональной дрессуры как будущих сотрудников кинологической службы МВД. Работает Владимир вкупе с хозяином и над коррекцией поведения не в меру послушных, избалованных хвостатых любимцев.

Удивительные вещи рассказывает мужчина о своей профессии, ведь порой через поведение собаки ему вскрываются серьезные проблемы взаимоотношений между супругами или детей и родителей. Или же типичный пример, когда дети уже выросли и маленькая собачка становится чем-то вроде избалованного ребенка, который из-за вседозволенности превращается в «милого» домашнего монстра, задирающего лапу на мебель или моментом смахивающего с кухонного стола хозяйский ужин.

Не падать духом, а наращивать обороты

Сегодня в хозяйстве Ольги и Владимира помимо лошадей крупных животных нет, разве что белоснежная кокетливая коза, которая при виде куска хлеба, которым ее намереваются угостить, начинает артистично вытягивать шею, да два ее соплеменника – козла. Вновь завели в конюшне кур-несушек и кроликов. Обитают здесь же и с десяток похожих друг на друга кошек. Вся эта вновь появившаяся живность, за исключением кошек, разумеется, и есть своего рода противостояние кризису. Не экономия, а, как говорит Ольга, наращивание оборотов. Понятно, что в зимний период городские сюда и так приезжают реже, нежели летом, да еще и экономить люди стали больше. Опять же породистых щенков, а это тоже немаловажная составляющая семейного бизнеса Ольги и Владимира, брать стали не так активно. Но свое хозяйство между тем спасает, остается еще на ремонт и поддержание гостевого домика, да на строительство своего семейного дома, где уже можно жить, несмотря на то, что он еще не полностью благоустроен.

А вообще места тут благодатные, осваивай и осваивай. Зимой благодаря сотрудничеству Ольги с ассоциацией «Хаски Лэнд» именно здесь проходили гонки на ездовых собаках «Дух безумия».

Еще у хозяйки «Конного дворика» в планах обустройство рукотворного водоема для купания. Первая попытка, правда, потерпела фиаско: водоем зацвел. Но, как человек оптимистичный, она намерена идти дальше, изучая все тонкости вопроса. Еще у Ольги есть идея, которую, она надеется, кто-нибудь подхватит и разовьет. Здесь можно обустроить школу стрельбы из лука и арбалета. Но энтузиастов пока не находится, ведь новое дело требует немалого труда, а таких трудоголиков, как она и Владимир, надо еще поискать. И таких оптимистов, от которых заряжаешься как от батарейки, – тоже.

Марина Щербинина
Фото Дмитрия Напалкова

IMG_9719 IMG_9679 козы

Оставьте первый комментарий для "Теплый мир «Конного дворика»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.