В стиле Остапа Бендера

Коррупционеры оттесняют с торгов добросовестных бизнесменов

С 1 января 2016 года в стране заработала единая информационная система, позволяющая отслеживать все государственные и муниципальные закупки: что приобретается, по каким позициям и по каким ценам. Но пока что это не мешает коррупционерам всех мастей снимать богатый урожай на «закупочном поле». Все потому, что процедура закупок часто непрозрачная и проводится с множеством нарушений. Этой злободневной теме была посвящена республиканская конференция «Власть и бизнес против коррупции».

Организаторами мероприятия выступили Торгово-промышленная палата республики (ТПП), Совет муниципальных образований Коми и региональный штаб Общероссийского народного фронта (ОНФ), а главной аудиторией, ради которой, собственно, и устраивалась встреча, – представители малого и среднего бизнеса. Как объяснил открывший конференцию вице-президент ТПП Михаил Заварин, еще в начале прошлого года правительство России постановило, что не менее 15 процентов всех государственных закупок должно осуществляться представителями малого бизнеса. Однако, как показала практика, именно такие предприниматели и не могут получить доступ к госзакупкам. Для одних это терра инкогнита, они не знают, как работать на электронных площадках. А другие все знают, умеют и хотят, но их не допускают к торгам либо не дают их выиграть.

С недавнего времени ОНФ запустил проект «За честные закупки», который декларируется как открытая сеть для борьбы с расточительством и коррупцией. Эксперт Народного фронта, доцент академии госслужбы и управления Алексей Облизов привел наиболее показательные примеры такого расточительства и лазеек для коррупционеров. Во-первых, это часто упоминаемая в СМИ закупка шикарных иномарок и мебели для чиновников. Некоторым из них явно не хватает скромности, и они приобретают за государственные деньги автомобили с комплектацией «Люкс» или же рабочие кресла из натуральной кожи для персонала. Во-вторых, к злоупотреблениям можно отнести продажу объектов недвижимости по сильно заниженной цене, что причиняет существенный ущерб казне. В-третьих, огромное количество нарушений фиксируется при строительстве. Разница в тратах может достигать миллионы рублей, чего можно было бы избежать, если использовать типовые проекты, скажем, тех же детских садов. В-четвертых, низкое качество выполненных работ или поставляемых материалов. Например, укладка асфальта в дождь, при отрицательной температуре воздуха, тонким слоем и так далее.

В поле зрения «фронтовиков» попал и наш регион. В прошлом году центральные СМИ написали про депутатские значки, приобретаемые по завышенным ценам и чуть ли не из драгметаллов. А республиканские активисты ОНФ сочли необоснованными затраты на самопиар администраций ряда муниципалитетов. Кроме того, как указывают общественные контролеры, муниципальные образования с дотационными бюджетами расходуют средства на не первоочередные нужды.

Подробнее о коррупционных схемах, используемых как заказчиками, так и поставщиками, рассказала заместитель директора института дополнительного образования академии госслужбы и управления Ангелина Селявка.

Есть вид мошенничества а-ля Остап Бендер, когда за строительство или ремонт запрашиваются одни суммы, а тратятся значительно меньшие. То есть исполнитель заказа берет дешевые и некачественные материалы, уходит от налогов и платит серую зарплату своим работникам. Популярно также взяточничество за то, что аффилированным лицам раскрывается информация о тендере до его проведения. Следующий способ нагреть руки на закупках – завышение цены товара и услуги, использование неверных коэффициентов, размытая техническая характеристика заказа, что часто отсекает добросовестных поставщиков, привыкших рассчитывать свои силы и средства.

При этом не надо забывать, что совершение коррупционных сделок носит двусторонний характер – умысел имеют и заказчик, и поставщик. Поэтому, по мнению выступавшей, надо очень тщательно подходить к подбору персонала, занимающегося организацией закупок и торгов, создать региональный реестр таких работников, проводить их аккредитацию и даже проверять на полиграфе.

Индивидуальный предприниматель Наталья Логинова поделилась собственным опытом участия в госзакупках. Она занимается установкой пластиковых окон и не раз сталкивалась с тем, что заказчик оказывал предпочтение недобросовестным исполнителям. Например, бывало, что торги выигрывал поставщик услуги, указавший наименьшую цену. За эти деньги он устанавливал окна худшего качества.

Когда нет грамотного технического задания, то реально оценить стоимость работ невозможно, отмечает предприниматель. Однажды это даже помогло ей выиграть тендер. Ни у кого из конкурентов Натальи Логиновой не было возможности выехать на отдаленный объект, чтобы определить объем работ, а женщина с сотрудниками это сделала и убедилась, что стоимость, указанная заказчиком, в два раза завышена. В итоге она выиграла эту котировку и существенно сэкономила бюджет государственной организации.

В ходе обсуждения выходившие к трибуне предприниматели поведали и о других подобных примерах. Представитель бизнеса Александр Кирсанов заявил, что знает о случаях демпинга и подлога, которые позволяли выигрывать тендеры недобросовестным конкурентам. Чтобы такого не допускать, он предложил составить рейтинг добросовестных поставщиков, у кого хорошая репутация и опыт. Этот список будет своего рода противовесом уже существующему реестру недобросовестных поставщиков товаров и услуг, поскольку он «не работает».

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Игорь Бобков, к которому приходят жалобы по поводу нечестных закупок, привел такую статистику. В 2015 году минэкономразвития Коми провело выборочную проверку закупок. Из 10 тысяч проверили 1100, из них 300 с лишним оказались с нарушениями.

К бизнес-омбудсмену обращаются только в крайнем случае, когда серьезно «прижало», и рассказывают, как в районах конкурсная процедура заточена под конкретного исполнителя – аффилированного с местной администрацией. Если об этом молчать, то все так и будет продолжаться. Но чтобы нарушениями занялась прокуратура, нужна письменная жалоба, а предприниматели часто боятся таких шагов, поскольку им «в этом районе жить».

Помимо критики на конференции прозвучало много полезной и познавательной информации. Например, студентка СГУ Екатерина Калкина презентовала созданный в вузе «Портал поставщиков Республики Коми», который значительно облегчает поиск по торгам. Здесь есть список объектов, их начальная цена и сроки подачи заявок. По желанию клиента сайты по выбранным отраслям будут приходить на его электронную почту.

Был на мероприятии презентован и электронный продукт ТПП – «Школа поставщика государственных и муниципальных услуг». Он может стать хорошим подспорьем предпринимателям. Тем более что рано или поздно закупки полностью перейдут на электронные площадки, и те предприниматели, которые не научатся работать в таком формате, могут вообще остаться без заказов и лишиться бизнеса.

Подводя итоги сказанному, член центрального штаба ОНФ, руководитель исполкома Народного фронта в Коми Ольга Савастьянова констатировала, что, несмотря на изменения в законодательстве, непрозрачность системы и коррупционная составляющая по-прежнему продолжают оставаться главными проблемами закупок. Поэтому надо не только выявлять нечестные закупки, но и провести анализ, почему такое происходит, что провоцирует коррупцию.

– Каждую из идей надо проработать, чтобы за ними последовали действия и результат. И необходимо «лобное место» для недобросовестных участников – их имена следует предавать огласке и заставлять действовать в соответствии с законом, – подчеркнула Ольга Савастьянова, добавив, что ОНФ готов организовать переговорную площадку для всех заинтересованных сторон.

Галина ВЛАДИС

Оставьте первый комментарий для "В стиле Остапа Бендера"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.