Ремонт трасс и вертолетов

Обеспечение транспортной доступности в пределах Коми требует немалых вложений

Состояние трасс, мостов, проблемы авиасообщения обсудили в Госсовете Коми в ходе рассмотрения госпрограммы «Развитие транспортной системы». Напомним, слушания идут в рамках подготовки к принятию бюджета региона на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов.

За транспортную госпрограмму в регионе отвечают два ведомства – министерство строительства и ЖКХ и министерство экономического развития и промышленности. Соответственно, и представляли проект программы, отвечали на вопросы депутатов в первую очередь руководители этих министерств – Андрей Лисов и Евгений Пономаренко. Также на заседание прибыли представители основных транспортных компаний, работающих в Коми.

В госпрограмму «Развитие транспортной системы» входит отдельный блок «Повышение безопасности дорожного движения», но поскольку он весьма объемный и включает в себя вопросы, входящие в компетенцию ГИБДД, его рассмотрели раньше. Так что министру строительства Андрею Лисову на нынешнем заседании оставалось рассказать о подпрограмме «Развитие дорожного хозяйства», тоже, впрочем, немаленькой. В 2022 году на нее было выделено порядка 8,2 миллиарда рублей, из них 581 миллион – из федерального бюджета. В 2023-2025 годах общий объем бюджетных средств составит 15,7 миллиарда, из них 1,2 миллиарда – федеральные средства. Если точнее, то на 2023 год на дорожное хозяйство заложено 494,3 миллиона, на 2024-й – 723,1 миллиона. Объемы финансирования установлены в размере прогнозного объема доходов Дорожного фонда Коми.

– При этом хочу отметить, что основную долю доходов Дорожного фонда республики составляют акцизы на нефтепродукты, часть из которых носит целевой характер и может быть направлена только на реализацию мероприятий регионального проекта «Дорожная сеть» национального проекта «Безопасные качественные дороги», – пояснил министр.

Чтобы изыскать дополнительные средства, министерство ведет постоянную работу с Федеральным дорожным агентством, а также с предприятиями, перевозящими тяжеловесные грузы по автодорогам Коми. Например, в нынешнем году более 134 миллионов рублей было привлечено от Монди СЛПК, средства пошли на реконструкцию и ремонт мостов, строительство, ремонт и содержание автодорог.

Отдельно Андрей Лисов остановился на вопросе содержания дорог. Сейчас в Коми числится 4,7 тысячи километров региональных дорог и 5150 искусственных сооружений на них, которые необходимо обслуживать. В 2022 году на это выделили 1,86 миллиарда рублей. На 2023-2025 годы предусмотрено в целом 5,16 миллиарда. Но подсчитано, что для того, чтобы заключить все госконтракты по содержанию дорог, нужны немалые дополнительные средства. В 2023-м, например, еще 899,4 миллиона. Тут дорожники рассчитывают на добавочную помощь из федеральной казны, сверхплановые налоговые и неналоговые доходы.

Надо выделять средства и на содержание дорог не только регионального, но и местного значения, зимников и ледовых переправ. В нынешнем году субсидия муниципалитетам на эти цели составила 244 миллиона рублей, затем по решению главы Коми Владимира Уйба было выделено еще 117,5 миллиона. На три последующих года пока предусмотрены все те же 244 миллиона ежегодно.

Также министр рассказал о региональном проекте «Дорожная сеть». Общий объем финансирования на ремонт автодорог республики за счет средств всех источников в 2022 году составил 2,98 миллиарда, до конца года должны быть приведены в нормативное состояние 73,6 километра региональных дорог, 11,9 километра дорог и улиц местного значения в Сыктывкаре, 91,2 километра дорог местного значения, задействованных в школьных маршрутах.

Кроме того, 44 участка автодорог местного значения отремонтированы по линии «Народного бюджета». Всего до конца года планировалось выполнить 59 таких народных проектов, но в Удорском, Койгородском, Ижемском районах и Нижнем Одесе аукционы на соответствующие работы не состоялись, еще один проект, в Прилузском районе, рискует остаться невыполненным по техническим причинам – спецтехника не может переехать через реку Лузу на дороге Занулье – Матвеевская – Гарь – Коржинский.

Всего же, чтобы в Коми наблюдалось постепенное улучшение качества дорог, нужно ремонтировать, по данным минстроя, не менее 90 километров в год. В 2023-2025 годах на улучшение технического состояния автодорог региона планируется направить 3,24 миллиарда рублей.

В своем докладе Андрей Лисов также осветил вопросы разработки проектной документации на капитальный ремонт дорог и мостов, приведения в порядок различных искусственных сооружений на трассах, освещения автодорог, выплат по дорожным концессиям, контроля за перевозкой тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

Исполняющий обязанности министра экономического развития и промышленности Коми Евгений Пономаренко в свою очередь доложил, как в республике в нынешнем году работал транспорт, что в этой сфере ожидается в ближайшие три года.

Объемы и пассажирских, и грузовых железнодорожных перевозок у нас даже несколько подросли, несмотря на экономическую ситуацию и то, что движение грузов было осложнено. Задачи на будущее – сохранять объемы перевозок, модернизировать транспортную инфраструктуру, обновлять парк, оптимизировать и расширять сеть маршрутов. Инвестиции в транспорт в текущем году были немалые. Например, более 185 миллионов рублей вложено в проектирование по объектам железнодорожной инфраструктуры в рамках создания Северного широтного хода, более 85 миллионов – на техперевооружение контейнерного терминала на железнодорожном вокзале Сыктывкара. Также в планах создать в республике первый транспортно-логистический центр, дабы сделать контейнерную перевозку грузов в регионе более рациональной.

Несколько выше уровня 2021 года у нас и объемы пассажирских автоперевозок. Предположим, что больше ездить граждане стали в связи с отменой различных антиковидных ограничений. Чтобы сделать перевозки не слишком «кусачими» по ценам для населения, муниципалитетам выделяются субсидии на обеспечение движения по социально значимым маршрутам. Впрочем, при этом так и остается острой проблема с нелегальными таксистами, которые на межгороде активно конкурируют с официальными перевозчиками.

Социально значимые авиамаршруты внутри региона у нас, как и прежде, выполняет «Комиавиатранс», получивший, напомним, в прошлом году 1,8 миллиарда на «финансовое оздоровление». В его активе сейчас 13 совершаемых при поддержке региона маршрутов в разные муниципалитеты. Также по отдельному соглашению с регионом три субсидируемых маршрута – в Казань, Екатеринбург и Архангельск – осуществляет «Руслайн». Отметим, что позже, при обсуждении доклада, со стороны депутатов прозвучала критика в отношении этого авиаперевозчика в связи с задержками и отменами рейсов.

Что касается развития авиаперевозок, то пока возможности купить новые самолеты у Коми нет. Точнее, средства выделялись на покупку подержанного борта, но, по выражению заместителя председателя правительства Коми Эльмиры Ахмеевой, выяснилось, что региону «пытаются подсунуть кота в мешке», поэтому от покупки отказались. И.о. министра пояснил, что средства не пропадут, их направят на ремонт вертолетов. И вообще, именно на вертолетах у нас в ближайшем будущем и будет сделан акцент – они незаменимы для организации перевозок в труднодоступные населенные пункты. И летом в период лесных пожаров без них никак. В этом году ввели в строй две вертолетные площадки в Усть-Илыче и Еремеево, приобрели 23 комплекта светосигнального оборудования для площадок. Также республика закупит для «Комиавиатранса» один вертолет, еще шесть – в следующем году.

Сейчас, по словам Эльмиры Ахмеевой (которая, напомним, еще недавно возглавляла минэконом Коми, поэтому транспортную тему на заседании комментировала наравне со сменившим ее на посту Евгением Пономаренко), у «Комиавиатранса» «на крыле» 12 вертолетов и один в ремонте. В ремонте нуждаются еще четыре-пять вертолетов, на это требуется порядка 400 миллионов рублей. Самолетные рейсы у нас выполняет Ан-24, есть еще L-410 на подстраховке. Три борта нужно ремонтировать, но нет запчастей. Их выпуск обещают наладить в Екатеринбурге, и Коми буквально среди первых в очереди на их закупку.

В ходе обсуждения госпрограммы были подняты вопросы расширения рынка газомоторного топлива, ремонта ряда региональных и муниципальных дорог, мостов, приобретения автодорожной техники, передачи в ведение Федерации аэропорта в Воркуте.

Несколько замечаний по реализации госпрограммы поступило со стороны Контрольно-счетной палаты Коми. Во-первых, на 1 октября были невысоки расходы по госпрограмме – около 60 процентов от годового плана. В части содержания и ремонта автодорог в целом показатели неплохие, но вниз показатели тянет ситуация с ремонтом участков на дороге от Сыктывкара до Ухты, включая работы на мосту через Вычегду. Сомнительно в глазах КСП выглядят расчеты, связанные с ожидаемым строительством моста через Печору, на которое республика надеется получить немалые федеральные средства. Финансирование, если все пойдет по плану, начнется с 2027 года. Но расчеты сделаны по ценам 2016 года, за это время подорожали и стройматериалы, и работы.↓

Анна ПОТЕХИНА

Фото «Комиинформа»

Оставьте первый комментарий для "Ремонт трасс и вертолетов"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.