Сто лет автору «Ромашек»

В республике отметили юбилей первого коми композитора Александра Осипова

Воспитанник детдома, мечтавший играть на скрипке, сапер на фронте Великой Отечественной войны, сосед и друг композитора Дмитрия Шостаковича, первый профессиональный коми композитор, автор множества песен, в числе которых популярные «Катшасинъяс» («Ромашки») – это все Александр Осипов. Сто лет со дня его рождения отметили в Коми фестивалем «Музыкальный камертон земли Коми». Культурный форум, который организовала и провела Национальная библиотека Коми, прошел 15-16 марта на нескольких площадках столицы республики.

Утром 15 марта в Литературном музее Ивана Куратова состоялось открытие фестиваля, где с приветственным словом выступил заместитель председателя правительства Коми Алексей Просужих. Он отметил неординарную личность Александра Осипова и подчеркнул важность сохранения памяти о первом профессиональном композиторе Республики Коми. От Национальной библиотеки была вручена благодарность председателю регионального общественного движения «Коренные женщины Республики Коми» Галине Князевой за вклад в сохранение музыкальной культуры Республики Коми – продуктивное сотрудничество в реализации проектов с 2018 по 2023 год.

Затем начала свою работу республиканская конференция «Сохранение наследия Осипова – первого профессионального коми композитора». Ее участники – краеведы, исследователи, музыковеды, преподаватели и студенты, руководители вокально-хоровых коллективов республики, сотрудники музеев поделились опытом работы по сохранению памяти об Александре Осипове, рассказали о его научном и музыкальном наследии, обсудили проблемы популяризации и развития коми национального композиторского и вокально-хорового творчества в регионе. Всего на конференции было зарегистрировано 64 участника.

О биографии композитора рассказала десятиклассница Сторожевской школы – экскурсовод сельского музея истории Варвара Макарова.

– Родители Александра, Дарья Яковлевна и Георгий Тихонович, родом из Сторожевска, – начала Варвара рассказ о своем земляке. – Кроме Саши в семье Осиповых было еще две дочери, Мария и Раиса. Рая была старше Саши на шесть лет, а Мария на девять. Такую разницу в возрасте объясняет документ, из которого мы узнаем, что все последующие после Раи дети в семье Осиповых умирали, и только Саше суждено было выжить.

Подросток Саша воспитывался в детских домах Сыктывкара, Выльгорта и Усть-Кулома. Из опубликованных воспоминаний старшей пионервожатой Усть-Куломской школы Елизаветы Выборовой известно, что он был «трудным», но музыкально одаренным подростком. В детском доме ему купили баян, и с этого инструмента начались его занятия музыкой. В пятнадцать лет ему доверили руководить ансамблем народных инструментов в районном доме культуры. Кстати, вся семья Осиповых была музыкальной. Отец будущего композитора пел в хоре в сельской церкви, сестра Мария – в известном Архангельском хоре имени Колотиловой. Ссыльный немец подарил Саше скрипку, и мальчик мечтал стать скрипачом. Но помешало фронтовое ранение.

В 1941 году восемнадцатилетний Александр ушел на фронт, а через два года вернулся домой с искалеченной левой рукой. Пальцы почти не двигались, поэтому скрипачом он стать не смог. И тогда Александр решил попробовать сочинять музыку.

– После войны Осипов упорно и много учится, – продолжила рассказ Варвара Макарова. – Он окончил четыре музыкальных учебных заведения, в том числе Московскую консерваторию имени Чайковского, в которой потом преподавал. В 1960 году Александр Георгиевич принял окончательное решение переехать в Москву. Какое-то время ему довелось проживать в одном доме с Дмитрием Шостаковичем, они подружились, а так как у Александра Осипова был абсолютный слух, то Шостакович просил помощи в настраивании рояля. После смерти мамы Осипов редко бывал в Сторожевске, но приезжал в Тентюково, где жила его сестра Мария. И вот там он разговаривал всегда только на коми языке, для него это было настоящим праздником души. Именно тогда Осипов и написал первый коми романс на стихи Серафима Попова под названием «Эн шуöй тi» («Не говорите вы»). Всего же Александр Осипов написал около двухсот песен. Он не дожил до своего пятидесятилетия всего полтора месяца, похоронен в Москве, а на родине, в Сторожевске, в честь него названа улица. Она самая первая при въезде в село, и это очень символично, ведь и сам композитор во многом был первым в коми музыкальном искусстве.

О школьном музее истории Сторожевска и о сохранении памяти об Осипове рассказала педагог Корткеросского районного центра допобразования Галина Панюкова.

– Еще в 1980-е годы на базе Сторожевской средней школы постепенно накапливался материал о талантливом земляке, – сообщила она. – А в 1989 году, когда школьный музей переехал в отдельное здание, была создана постоянно действующая экспозиция, и фонд пополнился фотографиями, воспоминаниями родственников, односельчан, творческих соратников Осипова. В музее проходят мероприятия со школьниками, они сами проводят экскурсии, музейные уроки, викторины, участвуют в районных и республиканских конференциях. С 1988 года в Сторожевске стали проходить районные Осиповские праздники, музей активно в них участвует.

Краевед Надежда Митюшева рассказала о работе над книгой «Композитор Александр Осипов глазами краеведа» (Опыт жизнеописания в 6 частях). Доклад координатора Центра музыкального наследия имени Осипова Олеси Гамидовой был посвящен научному и музыкальному наследию композитора, хранящемуся в фондах Национальной библиотеки Республики Коми, а также проектам по его популяризации.

В завершение конференции состоялся круглый стол «Место наследия Осипова в музыкальной культуре Республики Коми. Необходимые шаги для его сохранения и популяризации», где была сформулирована и утверждена резолюция конференции – перспективный план мероприятий до 2028 года по увековечению памяти композитора, ученого и педагога. Все доклады войдут в сборник конференции, который будет издан в ближайшее время.

В рамках конференции в литмузее открылась выставка «Юргы, коми сьыланкыв!» («Звени, коми песня!») с презентацией мультимедиапроекта «Катшасинъяс» («Ромашки») Национального музея Коми. На выставке представлены фотографии, документы, сборники песен, личные вещи Осипова, а также портрет композитора, написанный Григорием Кудяшевым в 1985 году.

– Название выставки было выбрано не случайно, – отметила, представляя экспозицию, заведующая Литературным музеем Ивана Куратова Юлия Соколова. – В 1962 году Осиповым для газеты «Югыд туй» была написана статья с таким названием. В ней автор говорит о красоте коми народных песен, необходимости сохранения и развития народной песенной культуры, большой любви к коми песням, которую он пронес через всю свою жизнь.

Уже пятый год в отделе литературы по искусству Национальной библиотеки Республики Коми действует Центр музыкального наследия имени Осипова.

– Основной целью нашего центра является сохранение творческого наследия коми композиторов, содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просветительской деятельности, направленной на его продвижение, – рассказала «Республике» организатор конференции и заведующая отделом Екатерина Бескупская. – Здесь аккумулируется наследие коми композиторов: нотные издания и рукописи, музыковедческие исследования, аудиозаписи и грампластинки. Центр – это информационно-методический ресурс и креативное пространство сотворчества учреждений культуры, искусства, образования для популяризации музыкальной культуры коми и возвращения в исполнительскую практику ее лучших образцов. На сайте Национальной библиотеки и в группе в социальной сети «ВКонтакте» размещаются в свободном доступе наши материалы, осуществляется продвижение музыкального наследия региона в цифровых форматах.

Как отметила Екатерина Бескупская, центром реализовано 12 музыкальных программ, которые посетили более полутора тысяч жителей Сыктывкара, Корткеросского и Прилузского районов. Видеозаписи программ размещены в свободном доступе. В деятельности центра приняли участие 316 волонтеров-исполнителей. Среди них самодеятельные и профессиональные исполнители и коллективы: студенты средних специальных и высших учебных заведений, коллективы учреждений культуры Республики Коми, солисты театра оперы и балета, Коми республиканской филармонии, преподаватели и учащиеся детских музыкальных школ.

Вечером 15 марта в большом читальном зале Национальной библиотеки Коми прошел гала-концерт фестиваля, где прозвучали песни и хоровые произведения Александра Осипова на русском и коми языках. Фестиваль объединил 138 исполнителей различного возраста со всей республики. 22 произведения Александра Осипова исполнили 15 коллективов и солистов. Из Печорского района на фестиваль приехал вокальный ансамбль «Зарава». В его репертуаре коми и русские народные песни, авторские и собственного сочинения. Как рассказала «Республике» участница ансамбля Ольга Хасанова, с творчеством Александра Осипова она и ее коллеги знакомы давно.

– Каждая или слышала, или исполняла раньше «Кӧкӧй», «Гӧра йылын», «Сускин садйын» и другие народные песни в обработке композитора, а в репертуаре ансамбля сейчас есть самая известная его песня «Катшасинъяс», которую в любой аудитории готовы слушать и слушать, – рассказала девушка. – На фестиваль выбрали для исполнения одну из не очень популярных, но лирических и душевных его песен – «Пӧпутчик».

Вечером 16 марта в купольном зале Национальной галереи Коми Союз композиторов Коми представил фортепианный концерт – вариации на песню Александра Осипова «Катшасинъяс». В исполнении учащихся Колледжа искусств РК и преподавателей Эжвинской детской музыкальной школы прозвучали фортепианные вариации на эту песню композиторов: Михаила Герцмана, Валентины Брызгаловой, Станислава Васильева, Наталии Осиповой, Сергея Носкова, Александра Горчакова, Светланы Головиной и Татьяны Харитоновой. Вел концерт Михаил Герцман.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Александр Осипов (15.03.1923 – 31.01.1973)

– первый профессиональный коми композитор, исследователь, популяризатор музыкальной культуры коми, заслуженный деятель искусств Коми АССР, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов СССР, создатель национального песенного репертуара Коми. Осипов писал песни и романсы на стихи коми поэтов, инструментальную музыку и мелодии к спектаклям, оперетты.

Песни «Катшасинъяс» («Ромашки»), «Луныс коли важӧн» («День прошел»), «Кор ми аддзысьлам тэкӧд» («Когда мы встретимся с тобою»), обработки коми напевов «Асъя кыа» («Утренняя заря»), «Кӧкӧ» («Кукушка»), «Удораса частушкаяс» («Удорские частушки») входят в золотой фонд коми музыкальной культуры. Он издавал сборники своих песен, публиковал статьи по вопросам музыкального воспитания на страницах журналов и газет «Советская музыка», «Музыкальная жизнь», «Войвыв кодзув» («Северная звезда»), «Правда», «Советская Россия».

Оставьте первый комментарий для "Сто лет автору «Ромашек»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.