Споры о Маньпупунере

В СГУ обсудили перспективы развития туризма в Печоро-Илычском заповеднике

Стоит ли развивать туризм в заповеднике и сколько это будет стоить – эти вопросы обсуждались в понедельник в Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина в ходе дискуссии на тему «Маньпупунер – это наше все! Или Маньпупунер – это наше все?». Студенты отделения туризма факультета управления представили две точки зрения: «за» и «против» активного развития туристических маршрутов на Маньпупунер. Свое мнение высказали и специалисты, в том числе исполняющий обязанности директора ФГБУ «Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник» Леонид Симакин.

IMG_1792 директор Печоро-Илычского заповедника (справа)

Открывая дискуссию, первый заместитель министра культуры, туризма и архивного дела РК Ирина Чернова отметила актуальность темы. Хоть плато Маньпупунер, расположенное на территории Печоро-Илычского заповедника, с 2008 года и является одним из семи чудес России, до сих пор в стране (а уж тем более за рубежом) немного людей, которые знают, как добраться до заветной достопримечательности. Более того, не каждый россиянин даже и вспомнит, что это чудо находится в Троицко-Печорском районе Республики Коми. Есть и другая сторона проблемы: надо ли вообще, чтобы туризм на заповедной территории развивался, поскольку визиты людей наносят ущерб уникальной природе заповедника.

Первой свой доклад представила группа студентов, выступавшая за развитие туризма. Юноши сравнили Маньпупунер с аналогичными достопримечательностями: заповедником «Красноярские столбы» и Мордовским заповедником. Если на плато Маньпупунер несколько сотен официально зарегистрированных посетителей в год, то Красноярские столбы привлекают 250 тысяч туристов за год, в Мордовском заповеднике бывают более четырех тысяч человек в год. Студенты предположили, что при соответствующей организации работы и Маньпупунер привлечет тысячи туристов.

Студенты высказали и свои предложения по развитию туризма в заповеднике. Молодые люди считают, что надо организовать грамотный уход за территорией, разработать новые туристические тропы, устроить кемпинги. Докладчики предложили открыть на кордоне Усть-Ляга прокат велосипедов и сделать велодорожку до плато Маньпупунер, за счет этого, по мнению студентов, недельный туристический тур сократится до тура выходного дня, и желающих увидеть одно из чудес России станет больше.

Кроме того, для популяризации плато Маньпупунер студенты рекомендовали воссоздать один из каменных останцев на территории этнопарка в селе Ыб.

Руководитель ООО «Активный отдых», член регионального отделения Русского географического общества (РГО) Сергей Семяшкин поддержал точку зрения выступавших, отметив, что плато Маньпупунер само по себе привлекает туристов, его уже не спрячешь, «не накроешь платком». Сейчас главная задача – обеспечить соблюдение интересов и заповедника, и большого числа граждан России и зарубежья, желающих побывать на плато.

– Во всем мире объекты, интересные для туристов, используются и приносят деньги, – подчеркнул Сергей Семяшкин.

А заместитель председателя республиканского отделения Русского географического общества Петр Юхтанов назвал выступление студентов проявлением правового нигилизма.

– Заповедная территория должна быть заповедной! – решительно заявил Петр Юхтанов.

Участник дискуссии напомнил, что Печоро-Илычский заповедник существует более 80 лет, и в сохранение уникального научного объекта тоже вложены большие деньги. А с тех пор, как Маньпупунер стал туристическим объектом, зона тропы к плато заповедной зоной фактически уже не является, поскольку на этой территории очень заметно влияние людей.

Как раз о «влиянии людей» говорили студентки, выступавшие против активного развития туризма в заповеднике. После туристов остаются кучи мусора, стремясь сохранить память о посещении плато, путешественники норовят забрать с собой кусочек каменного болвана.

Девушки подчеркнули, что заповедник – это по сути научно-исследовательский центр, а не место для прогулок. Студентки усомнились и в том, что развитие туризма принесет финансовое благополучие заповеднику: мировой опыт свидетельствует о том, что лишь единицы из крупных национальных парков и заповедников покрывают расходы на содержание за счет туризма, остальные работают буквально себе в убыток.

Тем не менее докладчицы тоже признали, что запрет посещения – это не выход, поскольку туристов уже не остановить, и предложили четко определить количество посетителей, которое заповедник сможет принять без вреда для природы. Студентки считают, что необходимо повысить штрафы и усилить личную ответственность проводников и туристов за урон, нанесенный заповеднику. А для любителей увезти с собой что-нибудь на память о посещении плато надо разработать сувенирную продукцию – чтобы все останцы не растащили.

Исполняющий обязанности руководителя Печоро-Илычского заповедника Леонид Симакин признал, что с интересом выслушал оба мнения и может поспорить с обоими, но делать этого не станет, а просто расскажет о том, как обстоят дела сейчас. На данный момент есть четкое понимание того, как будет развиваться туризм в заповеднике. Основной принцип: туристический маршрут должен укладываться в один день, чтобы путешественники не оставались на ночевку на территории заповедника. Уже разработан десятикилометровый маршрут от истока Печоры на восточной границе заповедника к плато Маньпупунер. Сам же Леонид Симакин, судя по его выступлению, лучшим вариантом добраться до плато считает полет на вертолете. Тем более что вертолетная площадка уже построена и сертифицирована. Вертолетные посещения, по мнению руководителя заповедника, вредят природе намного меньше пеших. А любоваться столбами выветривания вообще лучше на расстоянии – со специально оборудованных смотровых площадок, эту возможность туристам тоже планируется обеспечить.

Далее участники обсудили транспортную доступность (а вернее – почти недоступность) плато Маньпупунер для жителей Коми. Как ни парадоксально, пока к плато в Троицко-Печорском районе Коми пешим туристам проще добраться из Свердловской области. Леонид Симакин пояснил, что маршрут из Свердловской области проходит по сухой живописной местности, а маршрут от кордона Усть-Ляга в Коми – поход по сфагновым болотам по колено в грязи. Вряд ли у рядового туриста останутся приятные впечатления от такого «экстрима».

Подводя итог дискуссии, начальник отдела координации туристской деятельности Министерства культуры, туризма и архивного дела РК Наталья Макарова отметила, что встреча дала больше вопросов, чем ответов, и решение всех обозначенных проблем еще предстоит найти.

Людмила ВЛАСОВА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

IMG_1795

Оставьте первый комментарий для "Споры о Маньпупунере"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.