Ликбез для «третьего возраста»

Пожилые люди все чаще становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий
Вечером 29 сентября в Сыктывкаре возле дома №23 по улице Чкалова водитель на автомобиле ВАЗ-2110 сбил 62-летнюю женщину. От полученных повреждений пострадавшая скончалась на месте. ДТП вызвало резонанс в городе еще и потому, что водитель заявил, будто
пожилая женщина переходила дорогу в 8-10 метрах от пешеходного перехода, а очевидцы ДТП утверждают, что она шла если не по «зебре», то очень близко к ней.
О подробностях случившегося рассказал командир отдельного батальона сыктывкарской ДПС Андрей Перловас в ходе состоявшейся в Общественной приемной главы республики прямой линии.

IMG_4617
По «зебре» или мимо?
По словам Андрея Перловаса, по факту ДТП со смертельным исходом возбуждено уголовное дело, в рамках которого и устанавливаются все подробности случившегося. Следствие располагает записью, сделанной видеорегистратором машины, проезжавшей в это время мимо места происшествия. Правда, запись не очень хорошего качества, поскольку на улице было уже темно. Но видно, что за женщиной, которая стала жертвой ДТП, идет человек с ребенком. По видеозаписи ясно, что, когда автомобиль сбил женщину, второй пешеход, испугавшись, вместе с ребенком стал пятиться назад к тротуару. Машина с видеорегистратором проехала мимо, и что делал пешеход дальше, неизвестно. Но к моменту прибытия экипажа ГИБДД этого очевидца у места происшествия уже не было.
– По записи видеорегистратора нельзя определить, шла женщина по пешеходному переходу или вне его, – признал Андрей Перловас. – Но внести ясность в этот вопрос мог бы пешеход, который шел за ней. Его показания крайне важны для следствия, поэтому мы надеемся, что он проявит гражданскую сознательность и обратится в полицию.
Андрей Перловас высказал и личное мнение по самому спорному вопросу. Он считает, что женщина переходила дорогу в районе дома №23 по улице Чкалова если не по пешеходному переходу, то очень близко от него. При этом представитель ГИБДД напомнил о сложившейся в Сыктывкаре судебной практике: водитель, сбивший пешехода, который переходил дорогу в метре от «зебры», был признан виновным. Андрей Перловас объяснил это так:
– Конечно, пешеход должен переходить дорогу строго по «зебре», но и водитель, приближаясь к пешеходному переходу, должен снизить скорость. Если не снизил – виноват.
Пока не установлено, с какой скоростью ехал водитель «десятки», но есть все основания считать, что перед переходом он не тормозил, да и изначально скорость была немаленькая.
Также выясняется, насколько трезв был водитель. По словам Андрея Перловаса, который лично общался с водителем, тот не производил впечатление пьяного – от него не исходил запах алкоголя, речь была связной и осмысленной, тревожное поведение в данной ситуации вполне объяснимо. Но, когда автомобилист был доставлен в наркологию для проведения медосвидетельствования, врач заподозрил, что водитель находится в состоянии наркотического опьянения. В связи с этим проводится химико-биологическое исследование, результаты которого станут известны примерно через неделю.
– В данном случае следствие не может опираться на показания водителя и пассажира этой машины, – подчеркнул Андрей Перловас и еще раз напомнил, что правоохранители очень рассчитывают на показания человека, который в тот вечер шел за пожилой женщиной.
Кстати, водитель «десятки» за последний год не раз привлекался к административной ответственности, в том числе за непредоставление преимущества пешеходам.
Перебежать на зеленый свет
Одна из жительниц Сыктывкара, назвавшаяся Ириной, позвонила на прямую линию, чтобы рассказать о проблеме своей бабушки. С улицы пожилая женщина возвращается в расстроенных чувствах. Чуть не плача рассказывает, как и что ей кричат водители, когда она переходит дорогу по «зебре», но не успевает дойти до тротуара, пока на светофоре горит зеленый.
– Бабушка ходит медленно, – признала Ирина. – Но что делать в такой ситуации? Не могу же я ей сказать: «Тренируйся перебегать дорогу быстрее».
Участники прямой линии подтвердили, что такие ситуации, когда водители высовываются из машин и хамят пожилым пешеходам, можно часто наблюдать на дорогах Сыктывкара. И пожилые люди действительно очень расстраиваются из-за этого, что в их возрасте, мягко говоря, не полезно.
Андрей Перловас признал, что сыктывкарские водители в ряде случаев не проявляют должного терпения по отношению к пожилым пешеходам. По мнению представителя ГИБДД, люди за рулем не правы и с юридической (приоритет на «зебре» все-таки предоставляется пешеходу), и с обычной человеческой точки зрения. И эти хамоватые водители тоже когда-нибудь станут пожилыми людьми и отправятся пешком, например, в ближайшую (через дорогу) аптеку за лекарствами, вот тогда и поймут, как чувствуют себя те бабушки и дедушки, которых они сейчас не очень вежливо «поторапливают».
Впрочем, эта проблема касается уже не столько правил дорожного движения, сколько уровня культуры и воспитанности сыктывкарцев. Поэтому участники прямой линии посоветовали водителям, которые очень торопятся, представить, что по переходу «еле-еле плетется» не какой-то чужой пожилой человек, а их отец или мать. Станут ли автомобилисты тогда «подгонять» немолодых пешеходов выкриками?
Координатор партийного проекта «Единой России» «Третий возраст» Эмилия Рубцова, присутствовавшая на прямой линии, посоветовала Ирине записать бабушку на занятия, которые проводятся в рамках проекта. Их множество по самым разным направлениям, поэтому пожилая женщина сможет выбрать занятие себе по душе, познакомиться с новыми людьми, и у нее не будет времени переживать из-за хамов на дорогах. Эмилия Рубцова сообщила, что открытие пятого сезона проекта «Третий возраст» состоится 14 октября в 15 часов в кинотеатре «Парма-2» (здание администрации города). В рамках проекта организованы и курсы для пенсионеров по безопасности жизнедеятельности, в ходе которых пожилых людей учат и правилам безопасного поведения на дорогах. Также есть проект под названием «Третий возраст рулит», в рамках которого пожилые люди могут обучиться вождению автомобиля, оплатив лишь 50 процентов стоимости курса. Пятеро представителей третьего возраста уже получили водительские права, двенадцать человек записались на обучение и ждут своей очереди.
Обидели и не извинились
Сыктывкарка Надежда Павловна позвонила, чтобы рассказать о проблеме, с которой пожилые люди тоже сталкиваются нередко, – хамское отношение водителей и кондукторов в общественном транспорте. Как объяснила пенсионерка, из-за больной ноги ей трудно передвигаться, быстро «заскочить» в автобус она не может, вот как-то и замешкалась на ступеньках, а водитель закрыл дверь и поехал. Немолодую женщину прижало дверью: туловище наполовину в салоне, а ноги на улице. Так и проехала целую остановку. Конечно, испугалась, оскорбилась, а кондуктор еще и подлила масла в огонь фразой: «Не можешь ходить – сиди дома!»
Надежда Павловна запомнила номер автомобиля и заявила о случившемся в полицию. Дальше, по ее словам, водителя вроде как привлекли к ответственности в виде штрафа в полторы тысячи рублей. Но такой исход дела пассажирку не устроил. По ее словам, сумма штрафа невелика, водитель себе еще заработает, а ей ущерб никто не возместил – ни моральный, ни материальный (во время инцидента пассажирка запачкала плащ, помяла сумку и сломала очки).
Андрей Перловас подтвердил, что в данном случае водитель совершил грубейшее нарушение правил, и пообещал лично уточнить, соответствует ли наказание тяжести содеянного.
Участники прямой линии подтвердили, что и такие случаи в автобусах не редкость. Причем страдают не только пожилые люди. Например, молодые мамы, которые везут детей в колясках, вынуждены подчас демонстрировать и физическую силу, и силу воли, чтобы успеть забраться в автобус.
Вместо штрафа – беседа
Говоря о роли пожилых людей в дорожно-транспортных происшествиях, Андрей Перловас отметил, что немолодые водители, конечно, тоже иногда становятся виновниками ДТП, но такие случаи – редкость. С молодыми водителями, по мнению представителя ГИБДД, проблем возникает больше.
Зато пенсионеры часто нарушают правила в качестве пешеходов. Самое распространенное нарушение: переход дороги вне пешеходного перехода. Но, как отметил Андрей Перловас, сотрудники ГИБДД, во всяком случае в Сыктывкаре, с пониманием относятся к таким нарушениям – иногда немолодому пешеходу действительно физически сложно даже дойти до перехода. Или не очень удобно – потом надо делать крюк до той же аптеки. Поэтому иногда страж дорожного порядка, заметив пожилого пешехода-нарушителя, даже не оформляет документы о совершении правонарушения, ограничиваясь профилактической беседой. При этом объяснять необходимость соблюдения правил дорожного движения стараются максимально вежливо, помня о том, как впечатлительны и обидчивы могут быть пожилые люди.
Людмила ВЛАСОВА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА
Ночью 29 сентября в Ухте автомобиль «Тойота Ленд Крузер» сбил 68-летнюю женщину на нерегулируемом пешеходном переходе. ДТП произошло напротив дома №65 по проспекту Ленина. Пострадавшая была госпитализирована с травмами головы и переломом ключицы. По информации агентства БНК, за рулем внедорожника находился 26-летний депутат совета Ухты Вячеслав Завальнев.

2 Комментариев для "Ликбез для «третьего возраста»"

  1. Водитель баран!

  2. Заголовок «Ликбез» — эта типа чорный юмор такой юморной??? Похоже на разжигаее ненависти к писионерам:)

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.