Утомленные «удаленкой»

И учителя, и ученики мечтают о возвращении в школу

Вынужденная самоизоляция и работа на «удаленке» медленно, но верно разрушают миф о том, что информационные технологии скоро вытеснят человека из многих сфер деятельности. Во всяком случае, переход образовательных учреждений на дистанционное обучение в период карантина со всей очевидностью показал, что живое общение учителя и ученика нескоро можно будет заменить дистанционным.

О том, насколько трудным оказался процесс дистанционного обучения для всех его участников, свидетельствуют не только отзывы родителей, детей и учителей, с которыми общался журналист «Республики», но и стихийно организованная акция «Спасибо вам, учителя!», стартовавшая на прошлой неделе в соцсетях. Марафон благодарностей педагогам начали учащиеся и родители пятого класса гимназии №2 Инты, которые выразили добрые слова своим учителям. К ним присоединились взрослые и дети со всей республики. Участники акции благодарят учителей, которые в условиях самоизоляции продолжают проводить уроки.

«Сейчас педагоги, как и врачи, стоят на передовой не по своей воле. Это тяжелый труд и огромная подготовка. Поэтому мы поддерживаем друг друга и хотим, чтобы родители поняли ответственность, которая ложится на них и на педагога, чтобы помогали друг другу и вместе дружно прожили это неблагоприятное время», – поддержала педагогов Коми одна из участниц акции Елена Маковская.

Учитель начальных классов из Воркуты Ирина Федорова в школе работает уже сорок лет. Постоянная участница и победительница различных конкурсов профессионального мастерства, прекрасно владеет компьютерными технологиями, использует их в учебном процессе. Но, по ее мнению, одно дело, когда ты на уроке используешь онлайн-технологии, и совсем другое дело, когда живое общение с детьми переходит в режим видеосвязи.

– Да вы что? Это же настоящая тюрьма, – восклицает Ирина Федорова в ответ на вопрос, как она ощущает себя в новой роли и считает ли онлайн-обучение достойной альтернативой классическому уроку. – У нас даже те преподаватели, которые не очень любили школу, сейчас полюбили ее и стремятся скорее на работу.

Найти хороший интернет-ресурс для проведения уроков, по мнению педагога, не самое трудное: российские электронные платформы на период карантина предоставляют бесплатные услуги.

– Таких ресурсов у нас вагон и маленькая тележка, – уверена учитель. – Учителя сами выбирают себе платформу, где больше налажена обратная связь. Чтобы ученик выполнил задание, а учитель мог бы оценить. Я, например, зарегистрировала всех своих детей на платформе «Инфоурок», получила логины и пароли и отправила родителям. Они там регистрируются. Я захожу на платформу, открываю окно «Онлайн-школа», кликаю «Начать занятия». Могу и видео загрузить, и доска у меня есть – все доступно и просто. Единственный минус, что в «Инфоурок» можно загрузиться только через браузер Opera, так как Yandex доступа к нему не дает. Через электронный журнал старшеклассники прикрепляют ответы на задания. Учителя проверяют и выставляют оценки. Учителям сверху дана установка: двоек не ставить, только положительные оценки. Так что сейчас, в четвертой четверти, качество знаний по стране будет ого-го каким.

Однако найти нужный ресурс отнюдь не означает дальнейшей беспроблемной работы, уверена Ирина Федорова. Проблемы начались с первого же дня онлайн-обучения. Первое и немаловажное препятствие – отсутствие компьютера у некоторой части детей. К тому же в семьях, кроме малышей, есть старшие школьники и родители, которым тоже нужен компьютер для работы, а далеко не все имеют возможность купить оргтехнику каждому члену семьи.

Изучив запрос родителей, педагогу пришлось выйти из общего режима, и теперь она проводит уроки со своим классом в две смены. Вести онлайн-урок для большой аудитории детей – это просто мука, потому что невозможно держать всех в поле зрения. Некоторые дети будто бы и слушают, и участвуют, а на самом деле играют в телефоне. Первая смена начинается с 11, вторая смена – с 18 часов.

– Провожу уроки по расписанию по 30 минут с переменками. Поскольку у меня малыши, все уроки проходят в игре, в соревнованиях. Огорчает то, что родители часто сидят в стороне, вне поля моего зрения, и шепчут ребенку ответы. Бывает, когда они не сразу могут найти ответ, повисает молчание, и мне приходится их изобличать: «Ну и что, уважаемые родители, замолчали?» Слышу, они смущенно хихикают «за кулисами». Ну, дети же должны подумать, хоть немного напрячь мозги. Руководство школы нас обязало, чтобы все мы были на видеосвязи, ежедневно отчитывались в том, сколько учеников не вышло на урок. Если кто-то из школьников не выходит на связь, соцпедагог берет такси и едет в семью выяснять ситуацию, – рассказала собеседница издания.

Новый формат ведения уроков побудил Ирину Федорову изучить все законодательные акты и статьи экспертов по этой теме, после чего она сделала вывод, что «у нас, как всегда, сплошные перегибы».

– На «дистанционке» должны обучаться только те старшеклассники, которые владеют техникой и умеют сами выходить в интернет, – пояснила педагог. – Вот представьте себе: первоклассник три урока по 30 минут сидит за компьютером. Это для него очень трудно. В свою очередь старшеклассники жалуются, что учителя много задают. Они, конечно, на это всегда жаловались, но, изучив этот вопрос, пообщавшись с ребятами, я вижу, что это действительно какая-то информационная засада для них. Дети с ОВЗ (ограниченными возможности здоровья) вообще не вписываются в это обучение. Родители их научить не могут, а сами они ничего не могут понять без непосредственного контакта с учителем. Дети из материально не обеспеченных семей вообще не задействованы из-за отсутствия компьютера. Слава богу, что они дома хоть что-то решают. Я связываюсь с родителями через электронную почту и отправляю им задания на неделю вперед, а на онлайн-уроках мы разбираем трудные темы.

Если ученикам начальных классов подсказывают родители, то со старшеклассниками другая проблема: в условиях онлайн-обучения все двоечники имеют шанс стать отличниками. К старшим классам возможности компьютера они уже знают неплохо, поэтому предпочитают не заморачиваться и все ответы на задания берут из интернета.

– Ученик, который не знал простейших правил орфографии, вдруг выдает мне упражнения без единой ошибки, – посетовал учитель русского языка и литературы одной из столичных школ, пожелавший не называть своего имени. – Я уже молчу о необходимости оценивать детей по результатам тестов, которых они сейчас выполняют столько, что я сама уже запуталась в них, просто голова кругом идет. Если честно, я устаю так, что у меня даже на разговор с вами нет сил.

Не в восторге от дистанционного обучения и родители учеников. Общее мнение всех опрошенных родителей: «Это не обучение, это самообразование».

– У меня сын шестиклассник. Учится хорошо, – рассказала мать ученика сыктывкарской школы №26 Екатерина. – В основном сейчас они выполняют тестовые задания, он тут же отправляет заполненный тест, и система его сразу же оценивает. По отдельным предметам он делает письменные задания, фотографирует их и отправляет учителю. Но это в основном возрастные учителя, не владеющие компьютером, по такому варианту работают. Представьте, каково им оценивать по фотографии. Моему сыну трудно только в математике самостоятельно разбираться, по остальным предметам легче. По-моему, это не обучение, это просто вариант занятости детей, чтобы они не тупели от безделья. Сын у меня учится еще и в платной английской школе, и сейчас два раза в неделю он занимается английским по скайпу. Но это проще, чем общеобразовательные дисциплины, потому что здесь не весь класс, а только два ученика и один учитель. Я однозначно скажу: заниматься дома детям очень тяжело. Школа – это ведь не просто уроки, это живая жизнь.

По словам матери шестиклассника Купавы Волковой, дистанционное образование – это испытание не только для детей, но и для родителей:

– Наш сын работает только в планшете или телефоне. Знакомство с ноутбуком у него состоялось только сейчас из-за необходимости обучаться дистанционно. Меня не очень устраивает такой формат. Потому что постоянно надо распечатывать какие-то маршрутные листы и задания к уроку. Но ведь не у всех есть дома принтер. Мне приходится распечатывать их у себя на работе. А у некоторых вообще нет компьютера, только телефон. Как распечатаешь с телефона? Учитель каждому дает тесты. Но как только тест закончен, остается белый экран, и ребенок не может понять, записался его ответ или нет. Приходится отправлять учителю фото выполненных заданий. Некоторые учителя, конечно, направляют своих учеников на ресурсы, где есть хорошие видеоуроки. И еще вопрос: как быть с проверочными работами? Как понять, что ребенок это сделал сам? Такое обучение – это же фактически односторонняя связь. Не знаю, сколько мы так продержимся. Хорошо хоть, что у меня ребенок – отличник. А как быть тем, у кого дети учатся слабо?

Пандемия коронавируса заставила и учителей, и детей, и родителей по-новому оценить то, что в повседневной жизни обычно не ценится: возможность и самое главное – плодотворность общения учителя и ученика.

Галина ГАЕВА

Фото Дмитрия КАЗАКОВА

Оставьте первый комментарий для "Утомленные «удаленкой»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.