История в плакатах

К столетию Великой Октябрьской революции в отделе истории Национального музея Коми открылась выставка агитационного плаката первых лет советской власти. Экспозиция, которую назвали «Советская репка», является частью выставки-триптиха «Символы революции. 100 артефактов об Октябрьской революции 1917 года». Первая часть триптиха открылась в музее в марте, и она была посвящена памятникам Владимиру Ленину в Коми крае.

На выставке плаката представлены классические образцы искусства советской политической графики с 1918 по 1939 год лучших художников-плакатистов той эпохи: Александра Апсита, Дмитрия Моора, Кукрыниксов, Якова Гуминера, Виктора Дени. Также можно увидеть работы неизвестных авторов. Все плакаты из фондов Национального музея Республики Коми.

До революции политического плаката в России фактически не существовало. Но требования жизни были таковы, что становление этого вида искусства шло необычайно быстро. Первые советские плакаты стали настоящим рупором революции. Яркие зрительные образы: красноармеец в виде репки, контрреволюционная бабка, чудовищная рука Врангеля, протянувшаяся к Донбассу, – имели наибольший эффект в пропаганде новой идеологии. Одновременно плакат выступает инструментом утверждения новых символов державности: красный флаг, плуг и молот, красная пятиконечная звезда, Кремль и другие.

Название выставке дал плакат «Советская репка». Здесь главный персонаж – Репка – красноармеец, а остальные герои сказки, которые пытаются ее вытянуть, – это иностранный капитал и контрреволюционеры, мечтающие помешать советской власти утвердиться в стране. Но у них ничего не получается, и красная Репка остается на своем месте.

Свой плакат 1918 года Александр Апсит посвятил первой годовщине Октябрьской революции. В руках рабочего молот, а за спиной винтовка, крестьянин держит косу и красный флаг. Вдали, в косых лучах заходящего солнца, дымятся трубы заводов, а народ ликует и радуется победе большевиков. На плакате 1920 года неизвестный художник поместил текст десяти заповедей пролетария. Судя по заповедям, пролетарий должен крепко держать винтовку и не дать Колчаку, Деникину и прочим «контрам» задушить советскую власть. «Будь каждую минуту начеку», – гласит вторая заповедь, а в последней из заповедей написано: «Будь тверд, как скала, в последней, решающей битве».

Плакат «Ты записался добровольцем?» был создан художником Дмитрием Моором в июне 1920 года, во время Гражданской войны. Плакат нарисован по подобию американского агитационного постера Первой мировой вой-ны «I want you for U.S. army». По одной из версий, в образе красноармейца художник изобразил самого себя. Был аналогичный плакат и у белогвардейских армий Деникина и Колчака. Современный дизайнер Артемий Лебедев, сравнивая «красный» плакат с «белым», отметил, что белые проиграли войну только из-за дизайнерской беспомощности и что их плакаты блекнут на фоне красной агитации.

Другие плакаты 1920-х годов призывают встать на защиту Петрограда и Урала, разбить деникинскую банду, добить без пощады Врангеля и помочь голодающим детям Поволжья.

Есть на выставке и плакат на коми языке. В 1933 году его нарисовал первый профессиональный художник Коми АССР Валентин Поляков. Плакат «За большевистский урожай!» был напечатан в Сыктывкаре и переведен на коми язык, текст Сталина здесь написан латиницей.

Плакаты дополняют небольшие мультфильмы тех лет, которые демонстрируются на планшетниках. В 1933 году по мотивам произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города» был снят 20-минутный советский мультфильм «Органчик». Второй мультфильм, который можно увидеть на выставке, – это «Кино-цирк» 1942 года.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Добавить комментарий