Лес как начало творчества

Выставка «Мастер года» проходит под знаком Года экологии

Более 600 экспонатов представлено на XXIII выставке декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов «Мастер года», открывшейся в Национальном музее Коми в последний день зимы. Выставка, в которой приняли участие порядка 130 мастеров, приурочена к 80-летию Центра народного творчества и повышения квалификации и Году экологии.

– Выставка «Мастер года» давно стала любимой не только для сыктывкарцев, но и для всей республики. Организаторы ставят задачу сохранять, развивать и преумножать лучшее, что есть в народных промыслах, и передавать свое мастерство будущим поколениям, – открыл выставку министр культуры, туризма и архивного дела Коми Сергей Емельянов.

На открытии экспозиции устроители предупредили гостей, что в рамках выставки проходит акция «Лес – всему голова». Изделия авторов, объединенных общей идеей близости к лесу и всем, что связано с лесом, будут оценивать сами посетители. Имена лучших озвучат на закрытии выставки 31 марта, тогда же будут отмечены победители по номинациям и назван мастер года – обладатель главной премии имени Семена Оверина.


По разнообразию, оригинальности и качеству представленных изделий нынешняя выставка превзошла все ожидания. Много нового появилось даже в традиционных техниках – например, некоторые тканые дорожки были изготовлены с раппортами – декоративными фрагментами, что довольно-таки сложно, ведь под каждый фрагмент мастерицам приходится перенастраивать станок. Одну из таких дорожек, изготовленную Анной Суриной из поселка Подтыбок Корткеросского района, даже было решено приобрести для фондов Национального музея. Оригинальные раппорты расположились и на некоторых покрывалах в технике пэчворк.

Новые мотивы были привнесены и в традиционную художественную роспись по дереву – особенно в мезенскую, как в триптихе «Русский Север» у Ирины Пушиной из Ухты. Немало было и пижемской росписи – на ложках известного мастера из Усть-Цильмы Степана Чупрова, на «горочной» доске мастерицы из Сыктывкара, уроженки Усть-Цильмы Ольги Томиловой. По сути доска – это расписанная по квадратам пижемскими узорами (на манер шахмат) поверхность ящика, в котором живут маленькие куклы. Эта поверхность символизирует горочную поляну, на которой и водят свои знаменитые хороводы жители старинного села на Печоре. С помощью кукол мастер может показать семь хороводных фигур, то есть экспонат может служить еще и в качестве учебного пособия.

Как почетные гости на сей раз были приглашены участники санкт-петербургского этнологического клуба «Параскева». Как рассказала «Республике» руководитель клуба Наталья Романова, «Параскева» – это объединение мастеров, ориентированных на создание народных костюмов. Клуб неоднократно становился обладателем Гран-при российского конкурса «Русский костюм». На выставку гостья представила несколько реконструированных женских костюмов народов Севера России, а также авторских кукол в реконструированных костюмах малых народов, населяющих Ленинградскую область: води, ижоры, финнов.

Марина Щербинина

Фото Дмитрия Напалкова

Оставьте первый комментарий для "Лес как начало творчества"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.