Арктике нужен свой фонд

Сергей Гапликов выступил с инициативами на международном форуме в Санкт-Петербурге

С 7 по 9 декабря в Санкт-Петербурге прошел V Международный форум «Арктика: настоящее и будущее», собравший более тысячи делегатов из российских регионов и зарубежья. Нашу республику на форуме представлял врио главы Коми Сергей Гапликов. Выступая на пленарном заседании «Арктические регионы: точки роста российской экономики», он высказал ряд инициатив, в частности, предложил сформировать российский фонд развития Арктики, сообщает пресс-служба главы и правительства Коми.

glava_arktik_01

– Форум является уникальной площадкой, на которой представители власти, бизнеса, науки и общественности выстраивают конструктивный диалог и обсуждают достижения, актуальные вопросы, проблемы и планы по развитию и освоению Арктики, – отметил, приветствуя участников масштабного мероприятия, Сергей Гапликов.

Далее руководитель республики высказал свои предложения по активизации развития арктических регионов России, объединению усилий по созданию новой и эффективному использованию уже имеющейся промышленной, транспортной, научной, образовательной и социальной инфраструктуры.

– Из имеющихся сегодня в регионах Российской Федерации стратегий развития складывается уникальный проектный потенциал развития этой территории. В настоящее время Республика Коми, к сожалению, подчеркиваю: к сожалению, входит в Арктику только одним небольшим территориальным подразделением – городским округом Воркута. Но даже в этой части в республике сосредоточены колоссальные ресурсы для развития арктической территории. Это база, которая позволяет развивать металлургию, коксохимию, углехимию, энергетику и иные промышленные отрасли Российской Федерации. По-новому взглянуть на перспективы развития Печорского угольного бассейна, потенциал по основным видам которого в Воркуте позволяет вести речь о расширении добычи коксующихся углей особо ценных марок в юго-восточной части Силовского и Янгарейского месторождений. Кроме того, также будут исследованы иные территории, которые на сегодня позволяют выдавать значительное количество лицензий для их исследования и добычи.

Значительные перспективы, в частности, открывают и нефтегазовые области, находящиеся в этом районе. Предварительно перспективы этой территории оцениваются приблизительно в 2 миллиарда тонн условного топлива.

Сегодня мега-проект развития Ямала – «Ямал – Европа» – делает Республику Коми стратегическим партнером для компании «Газпром» в части реализации второй очереди строительства газопроводов Бованенково – Ухта и Ухта – Торжок. Будет по сути обеспечен транзит ямальского газа в объеме 140 миллиардов кубометров в год.
На территории Воркутинского района сосредоточены огромные запасы не только угля, но и месторождения высококачественных баритов, хромитов и фосфоритов, огромного количества по запасам, для химической промышленности России. Продолжаются исследования золоторудных месторождений и геологическое изучение месторождений углеводородного сырья, что открывает широкие перспективы для развития Арктической зоны.

Успешная реализация приоритетных проектов в Арктической зоне России обеспечивает национальную безопасность, но это невозможно без модернизации и развития транспортной системы. А у республики, подчеркиваю, уникальное транспортное положение: мы находимся между регионами Арктической зоны, тем самым вовлечены в их транспортную логистику и обеспечиваем основной сухопутный транзитный коридор.

Одним из таких стратегически выгодных, опорных транспортно-логистических и промышленных узлов может стать Воркута. Она является опорной точкой строительства магистрали «Северный широтный ход», связывающей перспективные к освоению месторождения нефти и газа, хромовых и баритовых руд, которые находятся на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми, а также Красноярского края. Выход к Северному морскому пути и арктическим шельфам повысит уровень транспортной безопасности России.
Реализация проекта «Белкомур» позволит перераспределить основные маршруты поставки российских углеводородов на мировые рынки, реструктурировать и увеличить объемы грузоперевозок по Северному морскому пути, обеспечив четверть его прогнозируемого грузопотока.

Синхронизация транспортных проектов Республики Коми, которые связаны с проектами развития Мурманского транспортного узла, порта Сабетта на Ямале и развития Архангельского морского порта, имеет очень важные перспективы.

Немаловажным для улучшения транспортной доступности активно развивающихся регионов Арктики является также развитие автомобильного и авиационного сообщения. Как вы помните, буквально на днях президент Российской Федерации в послании Федеральному Собранию отметил, насколько важна перспектива развития этих направлений.
Особо остро стоит вопрос развития межрегионального авиационного сообщения, развития аэропортов малой авиации для обеспечения жизнедеятельности арктических территорий. Арктическая зона без этого, на наш взгляд, будет существовать малоэффективно.

В Республике Коми это относится и к крупному аэропорту города Воркуты, который по сути является аэропортом двойного назначения, в чем мы видим перспективы дальнейшего развития этого авиаузла, – отметил Сергей Гапликов.

Но чтобы все эти планы стали реальностью, необходим режим благоприятствования, о чем врио главы республики сказал особо.

– Формирование особой экономической политики в Арктической зоне России является приоритетом для решения многих стратегических задач, в том числе создания привлекательных условий для развития инвестиционного потенциала и привлечения в Арктику крупных компаний. Мы сегодня планируем синхронизировать свое налоговое законодательство с нашими ближайшими соседями: Ямало-Ненецким автономным округом и Ненецким автономным округом. На наш взгляд, создание такой зоны налоговых преференций позволит наиболее качественно и быстро стимулировать приток инвестиций.
Для полноценного освоения Арктики нужен основательный подход, и наше предложение – подумать о возможности создания инструмента фонда развития моногородов – фонда развития Арктики. Деятельность фонда должна быть направлена на формирование и реализацию системы мер, стимулирующих приток инвестиций и социально-экономическое развитие этих территорий. Безусловно, это повлечет за собой раскрытие природного потенциала, ресурсной базы и развитие промышленности, развитие среднего и малого бизнеса.

Сегодня ряд территорий Арктической зоны являются моногородами с ярко выраженными моносистемами добычи или промышленного производства. Проблему привлечения инвестиций в такие моногорода, безусловно, нужно решать не только самим регионам, но и с помощью мощных фондовых систем.

Требуется и развитие технологий с учетом колоссальной антропогенной нагрузки. И мы, безусловно, хотели бы вовлечь в этот процесс академию наук и ее институты и тех, кто сегодня ведет работу над научно-прикладными исследованиями.

Говоря о межрегиональном сотрудничестве, приведу пример: нас с Ненецким автономным округом объединяет очень крупная Тимано-Печорская провинция. В ней заложены колоссальные ресурсы и запасы. И мы хотим поддержать наших коллег в объединении ресурсов, которые обеспечат качественное развитие территорий, вовлечь эти провинции в более активную фазу разведки и добычи.
Особое внимание сегодня хотелось бы уделить возрастающей активности регионов в развитии международного сотрудничества. Без обмена современными технологиями, научными изысканиями и наработками сложно представить качественное развитие территорий, – подчеркнул Сергей Гапликов.

В этот же день врио главы Коми принял участие в заседании Государственной комиссии по развитию Арктики. Главной темой встречи было обсуждение предложений регионов по развитию Арктики, стратегии развития морских портов, находящихся в Арктике, безопасности мореплавания и взаимодействия с бизнесом.
Лина Перова
Фото rkomi.ru

Оставьте первый комментарий для "Арктике нужен свой фонд"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.