Надежные, ровные, долговечные

В Сыктывкаре прошел форум по безопасности дорожного движения стран Баренцева региона

Как ремонтировать трассы в условиях финансовой недостаточности, что нужно делать, чтобы спасти дорожную «одежду» и конструкции мостов от быстрого разрушения, какими методами заставить перевозчиков грузов платить за наносимый ущерб и, конечно, как обеспечить безопасность дорожного движения – эти вопросы обсуждались на заседании Совета директоров дорожных администраций Баренцева региона, проходившем в столице Коми 23-24 сентября.

IMG_0044DSC03876 DSC03879

IMG_0048 IMG_2865
Эстафету приняла Финляндия
По сложившейся традиции дорожники России, Норвегии, Финляндии и Швеции встречаются поочередно в разных странах, переизбирается председатель Совета директоров дорожных администраций. В 2013 году принимающей страной на два года избрали Россию, а председателем – руководителя Дорожного агентства Коми Эдуарда Слабикова. Именно поэтому на сей раз это масштабное международное мероприятие проходило в Сыктывкаре. И здесь же, в финале форума, было решено, что в течение следующего года «страной-хозяйкой» будет Финляндия. Новым председателем совета избрали Матти Исака Густава Райна, генерального директора центра экономического развития транспорта и окружающей среды Северной Остроботнии.
Как отметил Эдуард Слабиков, тот факт, что представители дорожной отрасли из разных стран приехали в республику, несмотря на то что и международная обстановка сейчас не самая простая, и конкретно у Коми очень тяжелый период, говорит о доверии к нам, готовности к дальнейшему сотрудничеству.
– Я считаю, что это очень знаковое событие. Это подтверждает, что республика наша жива и будет жить. Члены делегации очень высоко оценили и саму организацию форума, и работы, которые проводятся на наших дорогах. И вообще им очень понравился сам Сыктывкар, его дома, улицы, они благодарны нашей республике за теплый прием, – рассказал руководитель дорожного агентства.
– Самое важное – то, что мы узнаем друг о друге больше не только как о представителях различных учреждений, структур, а устанавливаем личные контакты и можем в дальнейшем сотрудничать на основе близких знакомств, дружбы. Это для меня главное преимущество таких встреч, – заявил директор Норвежской государственной дорожной администрации в северном регионе Турбьорн Наймак.
«Чем глубже копаешь, тем лучше»
Отметим, что за двое суток, которые гости провели в Коми, они действительно не только заседали в конференц-залах, но и довольно много ездили по городу и Сыктывдинскому району. А некоторые российские участники мероприятия вообще приехали в Сыктывкар своим ходом – на машинах, так что имели возможность лично оценить состояние дорог в республике.
В перерывах участники форума успевали общаться с журналистами, рассказывая о дорожном строительстве в странах, которые они представляют. Так директор подразделения планирования транспортной администрации Швеции Эро Арнольд Вонкаваара скромно сообщил, что ничего особенного в том, что работать ему приходится в условиях севера, он не видит.
– Мы живем там, где живем. Используем накопленный опыт, но мы не консервативны в строительстве дорог, обращаемся к новым исследованиям и инновациям, постоянно что-то меняем, исходя из исследований. И у нас такой климат, что дорога сама по себе хорошо сохраняется – почва каменистая, нет грязи, глины. Конечно, важно грамотно проводить предварительные работы, соблюдать нормативы. Чем глубже роешь, тем лучше получается дорожное покрытие, – рассказал швед.
Представители Финляндии, а точнее – Лапландии, где климатические условия схожи с Коми, выразили мнение, что на таких территориях один из секретов долговечности дороги – хороший дренаж. Кстати, как оказалось, средняя стоимость строительства дорог в Финляндии примерно та же, что и в Коми, – порядка миллиона евро за километр. И как стало ясно позже, из выступления Яакко Юлинампа, гендиректора центра экономического развития транспорта и окружающей среды Лапландии, проблемы, возникающие при строительстве и ремонте дорог, тоже весьма схожие, включая недостаточность финансирования.
Триллионы ущерба
от тяжеловозов
На открытии форума генеральный директор ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин выразил уверенность, что обмен мнениями между участниками мероприятия будет способствовать дальнейшему улучшению состояния автодорог. Позже, в ходе своего выступления на совете, он обрисовал достаточно невеселую ситуацию с российскими дорогами – порядка шестидесяти процентов не соответствуют нормативам. Непросто обстоят дела с бюджетом, который складывается из акцизов на горюче-смазочные материалы и транспортного налога. В нынешнем году в целом российские регионы получили на дороги 150 миллиардов рублей. Сумма внушительная, но если сопоставить это с размерами страны… Федеральные трассы сейчас финансируются в полном объеме, а вот на содержание региональных дорог выделяется в среднем 30 процентов от необходимых сумм, на ремонт – 23 процента.
– И обратите внимание, как пользователи этих дорог относятся к труду дорожников: очень много транспортных средств движется с перегрузом, в среднем – 30 процентов грузоперевозчиков, а по отдельным направлениям – до 50 процентов, – заявил Игорь Старыгин, отметив, что в стране на региональных дорогах действуют пункты весового контроля, передвижные и стационарные, но машины можно тормозить для взвешивания, только если на таком посту дежурят сотрудники ГИБДД. Но инспекция не всегда имеет возможность направлять своих сотрудников на пункты контроля. А ежегодный ущерб дорогам от тяжеловозов, считают эксперты, составляет больше трех с половиной триллионов рублей.
Кстати, наглядные иллюстрации к рассуждениям Игоря Старыгина участники форума получили на следующий день, когда ездили по Сыктывкару и его окрестностям: иностранцы возмущенно ахали, видя гигантские грузовики, заезжающие в город со стороны Корткероса. Не менее их удивили тяжеловозы, выстроившиеся у обочины неподалеку от пункта весового контроля на объездной дороге со стороны трассы «Вятка». На пункте в этот день дежурили сотрудники ГИБДД, так что водители, имевшие основания подозревать, что их могут задержать за перегруз, предпочитали переждать. Когда заместитель руководителя ГКУ РК «Дорожный контроль» решил продемонстрировать гостям, как работает оборудование, машину для взвешивания еще пришлось подождать. За 15 минут по обычно оживленной объездной из тяжеловозов проехали лишь пустая фура и едва наполовину загруженный балансовой древесиной лесовоз.
Прибор на «лоб» –
и вперед!
Позже руководитель «Дорожного контроля» Александр Казаков представил участникам форума диаграммы, по которым можно было сделать вывод о явной зависимости между числом часов, проведенных сотрудниками ГИБДД на пункте весового контроля, и объемом выплаченных за перегрузы штрафов (половину которых, кстати, пришлось взыскивать с помощью судебных приставов).
Так что же в России сейчас делается для того, чтобы уменьшить пагубное влияние перегруженных тяжеловозов на дороги или хотя бы заставить владельцев грузов платить за наносимый ущерб? Игорь Старыгин сообщил, что с 28 сентября по 4 октября в РФ пройдет акция по контролю за движением тяжеловозов, участие в которой примут представители разных уровней власти, общественники, депутаты.
Но понятно, что одними акциями глобальной проблемы не решить. Поэтому, по словам Игоря Старыгина, в России с 15 ноября заработает система взимания платы за проезд по федеральным трассам автомобилей массой более двенадцати тонн. В 2017 году эту систему хотят внедрять уже на региональных дорогах. Подробнее о нововведении рассказал заместитель начальника управления эксплуатации Росавтодора Андрей Чернигов. По его словам, проект этот уникальный, на каждое транспортное средство весом от двенадцати тонн к лобовому стеклу будут крепить специальное бортовое устройство, которое позволит отслеживать его передвижение по дорогам. Прибор выдадут бесплатно. Система будет одновременно использовать данные ГЛОНАСС и GPS, автоматически их обрабатывая. И за каждый пройденный километр придется заплатить 3 рубля 73 копейки. Кстати, не обязательно по факту, можно внести и предоплату, рассчитав стоимость на сайте Платон.ру. Собранные средства поступят в бюджеты субъектов Федерации, по которым ездят грузовики. Подразумевается, что проект будет реализован в рамках государственно-частного партнерства.
Нововведение очень заинтересовало иностранных гостей, засыпавших докладчика вопросами, – ведь это и на зарубежных перевозчиков распространяется. Как рассказал журналисту «Республики» директор Норвежской государственной дорожной администрации в северном регионе Турбьорн Наймак (кстати, предшественник Эдуарда Слабикова на посту председателя совета), для него самыми интересными моментами форума стала встреча с учениками сыктывкарской гимназии имени Пушкина, рассказ Игоря Старыгина и Андрея Чернигова о новой системе контроля за движением большегрузного транспорта и доклад финна Яакко Юлин-
ампа.
Экономия через шесть лет
Рассказ о ремонте дорог в Лапландии действительно был очень интересен. В первую очередь представителям Коми, поскольку все, о чем рассказывал господин Юлинампа, было довольно схоже с нашими реалиями: большая часть дорог в регионе в ненормативном состоянии, на нынешний день желательно ремонтировать по 300 километров дорог в год, но средства позволяют делать в разы меньше. Поэтому лапландцы задумались над тем, как лучше сохранять то, что есть, и модернизировать методики дорожных работ. В первую очередь решили максимально тщательно подходить к строительству и ремонту систем водоотвода. Во-вторых, не укладывать новый асфальт сразу на большие участки, а ограничиться самыми проблемными отрезками, пусть даже совсем небольшими, метров по сто или меньше (не правда ли, напоминает «карточный» ремонт дорог в Коми?). В-третьих, исследовать дорожное полотно и сразу ремонтировать его на тех участках, где оно начало разрушаться, не дожидаясь, пока через год-два ямы станут очень внушительными. Ну и, наконец, несмотря на нехватку средств, ни в коем случае не экономить на толщине слоя дорожной одежды и качестве материалов. Одним словом, лучше хорошо отремонтировать меньшее количество километров, но так, чтобы дорога простояла много лет, чем «залатать» по максимуму, но через пару лет получить новые разрушения полотна. Впрочем, по словам Яакко Юлинампа, заметный эффект от таких методов проявится только через шесть лет.
Ответственность
на вырост
Конечно, много внимания на форуме уделялось вопросам снижения аварийности. Игорь Старыгин сообщил, что с 2015 года начал работать технический регламент безопасности автодорог, разрешающий не чистить дороги в зимнее время до асфальта, достаточно уплотненного снежного покрова (ровного, разумеется). Содержание дорог «под накат» позволит существенно сэкономить средства, кроме того, так и асфальт лучше сохраняется. По словам Игоря Старыгина, проведенный в шестнадцати регионах России эксперимент показал, что на дорогах с накатом аварийность снизилась на четверть, и последствия ДТП стали менее тяжелыми. Специальное оборудование «фрезерует» снежный накат, покрытие дороги становится шероховатым, это снижает число заносов.
С докладом о состоянии дел на автодорогах Коми выступил начальник ГИБДД по Коми Олег Блохин, рассказавший о том, что в регионе предпринимается для снижения аварийности и соответственно числа жертв ДТП. В частности, переоборудование пешеходных переходов с оснащением их искусственными неровностями, модернизация знаков, установка перильных ограждений, внедрение светофоров нового типа.
О результатах свидетельствует статистика: в 2010 году в республике погиб 41 пешеход, в 2011, 2012 и 2013 – по 29, в 2014 – 22. Чтобы снизить аварийность на дорогах вне населенных пунктов, приложили множество усилий для своевременного нанесения дорожной разметки (надо бы ставить разделительные ограждения, но это требует масштабной реконструкции трасс, соответственно огромных денег), в полтора раза по сравнению с 2010 годом увеличили протяженность барьерных ограждений.
– Вдобавок к этому мы расширили практику применения систем автоматической фиксации правонарушений на основе фото- и видеотехнологий, связанных с фиксацией нарушений скоростного режима движения транспортных средств, – сообщил Олег Блохин. – Все это позволило стабилизировать ситуацию с состоянием аварийности, в том числе снизить количество съездов с дороги и опрокидыванием на 10,7 процента.
Кроме того, начальник инспекции подчеркнул, что большое значение для обеспечения безопасности на дорогах имеет профилактическая работа, проведение различных акций, в том числе и с участием детей – ответственного пешехода и водителя надо вырастить!
В одной из таких акций участники форума приняли участие 24 сентября в гимназии имени Пушкина. Ученикам первых и вторых классов показали видеоролик, наглядно объясняющий, зачем пешеходам нужно пользоваться светоотражающими элементами, а также подарили упомянутые элементы – в виде значков, забавных брелоков. Также участники форума в доступной форме рассказали детям о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Турбьорн Наймак взял с детей обещание соблюдать нормы безопасности и сейчас, и в будущем.
– Когда у нас в Норвегии кто-то погибает на дорогах, мне тут же приходит смс, – рассказал Турбьорн Наймак. – Я хочу, чтобы таких сообщений было как можно меньше, поэтому давайте вы сейчас возьметесь за руки и поклянетесь друг другу и мне соблюдать правила!
Дети тут же это исполнили.
Кроме того, гостям показали мини-улицу, оборудованную за зданием гимназии при поддержке Сыктывкарского лесного института. Здесь дети играют на переменах, заодно обучаясь правилам, здесь же проводятся практические занятии по ПДД.
Завершилась программа форума в селе Ыб. После экскурсии по местным достопримечательностям участники форума продолжили работу, рассказывали об инновациях, делились опытом. На некоторое время к ним присоединился председатель правительства Коми Владимир Тукмаков, выразивший надежду, что лучшие практики в сфере строительства, ремонта дорог, обеспечения безопасности движения будут внедряться у нас в республике.
– Развитие транспортной инфраструктуры является одним из ключевых направлений в рамках стратегии социально-экономического развития Коми. Сегодня многое сделано для возобновления авиаперевозок, водных транспортных маршрутов между муниципалитетами. Вместе с тем развитие дорожной инфраструктуры – одна из важных и значимых задач для нас. Приоритетом для нас является сохранение имеющихся автотрасс и развитие опорной сети дорог, связывающих города и районы, – подчеркнул Владимир Тукмаков. – Сегодня существуют проблемы с соблюдением правил безопасности на дорогах с хорошим покрытием и скоростным режимом. В этом смысле для нас ценен опыт стран Баренцева региона. Уверен, что и в дальнейшем продолжится плодотворное сотрудничество в этой сфере.
Анна Потехина
Фото автора
и Дмитрия Напалкова

Оставьте первый комментарий для "Надежные, ровные, долговечные"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.