Под звуки шофара в Сыктывкаре отметили еврейский Новый год

В минувший вторник евреи во всем мире отмечали праздник Рош-а-Шана – еврейский Новый год. Дата этого праздника меняется ежегодно, но всегда выпадает на осень.
Его празднуют два дня подряд в новолуние осеннего месяца по еврейскому календарю.
В Сыктывкаре праздничный вечер прошел в зале столичного Центра досуга и кино «Октябрь».

P2070246

Леонид Зильберг поздравляет земляков.

Леонид Зильберг поздравляет земляков.

P2070300

Сцена из спектакля «Вокруг света за шофаром».

P2070239

О начале Нового года известил звук шофара.

Здесь за накрытыми столиками собралось около двухсот активистов еврейской национально-культурной автономии. Помимо Сыктывкара, этот праздник в республике справляют также в Воркуте. Рош-а-Шана отмечается в честь сотворения мира, являясь символом начала нового и завершения уходящего года. C его празднованием связано много ритуалов, традиций и церемоний. Евреи в это время стараются проанализировать все свои поступки за весь прошедший год и хорошо подготовиться к начинающемуся году. В это время принято желать друг другу сладкого, доброго Нового года и быть вписанным в Книгу Жизни.
Яблоки с медом
– Главная фраза праздника – Шана това уметука! Доброго и сладкого вам года! – начала вечер ведущая. – Сегодня мы празднуем начало 5776 года от сотворения мира. Праздник Рош-а-Шана – дословно «голова года» – приходится на первый день месяца тишрей. В эти дни, как гласит еврейская традиция, Бог размышляет о бренности человеческой жизни, кому жить, а кому умереть, кому дать здоровья и богатства, бедности и болезни, счастья и любви, радости и успеха. Искренняя вера в то, что Бог желает всем добра и благополучия превращает этот день в праздник.
На новогодних столах нет ни салата оливье, ни мандаринов, ни шампанского. По старинной традиции в Рош-а-Шана готовят специальные блюда-символы – симаним. Они символизируют пожелания полного и счастливого года. В зависимости от местных традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают рыбу (символ плодородия), рыбную или баранью голову (чтобы быть во главе, а не в хвосте), нарезанную кружочками морковь (по форме и цвету она должна напоминать золотые монеты). К тому же морковь на иврите «гезер», это слово похоже на другое – «гзера», что означает приговор. Ведь Новый год у евреев — не просто начало очередного календарного цикла, а День суда, когда Бог взвешивает все хорошие и плохие поступки каждого человека и решает, каким будет для него следующий год. Также на столе должны быть сладкая булочка халу с изюмом, овощи и фрукты – в знак надежды на обильный урожай. Также неизменным кулинарным символом праздника стали зерна граната. Пробуя гранат, нужно произнести пожелание, чтобы заслуг и добрых дел было так же много, как зернышек в гранате.
А главным блюдом на столе считаются яблоки и мед. По традиции нужно, обмакнув в мед, съесть кусочек яблока. Это сделает весь предстоящий год сладким и счастливым.
Пробуя каждое блюдо, евреи загадывают желания: чтобы наступающий год был хорошим, чтобы всем сопутствовала удача. В Сыктывкаре новогодние столы были накрыты согласно традициям: были здесь и яблоки, и мед, и рыба, и зерна граната. Гости непринужденно общались за праздничными столами. Многие пришли сюда с детьми, и для ребят накрыли отдельный стол. В конце вечера дети получили новогодние подарки со сладостями.
Песни и танцы
По древней традиции о дате наступления нового года громко извещают звуком шофара. Это такой музыкальный инструмент, сделанный из рога барана или козла. Считается, что звуки шофара способны смутить самого сатану. В Сыктывкаре в шофар протрубил Артем Коротаев. Ведущая представила его как главного и единственного нашего исполнителя музыки на шофаре. Затем на сцену вышел инструментальный дуэт – скрипка и гитара. Евгений Рябашев и Андрей Елфимов исполнили еврейские и популярные эстрадные мелодии. Певец Евгений Гаврилов поддержал еврейскую тему и спел арию из известного бродвейского мюзикла «Скрипач на крыше». В основу сюжета мюзикла положен рассказ Шолом-Алейхема «Тевье-молочник».
Завершился вечер этнодискотекой под «Рош-а-Шана», «Хава Нагила», «Семь-сорок» и другие еврейские хиты.
Изюминкой вечера стал показ спектакля «Вокруг света за шофаром». Его еще летом поставили юные артисты из театральной студии, действующей на базе еврейской воскресной школы «Гефен» («Виноградная лоза»). Как рассказала «Республике» директор школы «Гефен» Ольга Мойсеевич, в этом году в театральной студии занимались около тридцати ребят. В студию принимают детей и подростков от шести до 18 лет. Причем вовсе не обязательно из еврейских семей. Ребята из русских и коми семей с интересом знакомятся с традицией и культурой древнего народа. Летом дети не только ставили спектакль, но и выезжали на природу, вместе с вожатыми-мадрихами ходили в кино, занимались спортом и играли в шахматы. С артистами работал приехавший из Москвы режиссер и автор сценариев детских театральных постановок Александр Степанюк. В этом году он написал пьесу и поставил спектакль про кругосветное путешествие спец-
агента 770 и ее помощницы Сары, преследующих по разным континентам и странам двух незадачливых воришек Башку и Ржавого. Те зачем-то украли шофар и всячески пытаются его продать. Во время своего путешествия они попадают то в Китай, то в Бразилию, то в Америку, то на конкурс в итальянском городе Сан-Ремо. В конце концов, воришки чуть было не стали главным блюдом на обеде у дикарей-каннибалов. К счастью, все закончилось благополучно. Спектакль был поставлен при поддержке Министерства национальной политики РК. Представители министерства также пришли поздравить евреев с праздником Рош-а-Шана.
– Мне приятно сознавать, что наши традиции, наши праздники, бывшие еще недавно абсолютной экзотикой даже для самих еврейских семей, теперь стали привычной частью нашего «культурного ландшафта», – рассказал «Республике» председатель еврейской национально-культурной автономии Леонид Зильберг. – Я получил десятки поздравлений от самых разных людей, более того, они знают наши обычаи в подробностях, и еще более того – они хотят приобщиться к ним. Например, выполняя наш главный новогодний ритуал – окуная кусочки яблок в мед, чтобы следующий год был хорошим и сладким. Я уверен, что это очень важно: чем лучше мы знаем и понимаем друг друга, тем меньше у нас оснований бояться и подозревать друг друга в чем-то плохом. Шана това уметука, друзья! – хорошего и сладкого 5776 года!
Артур АРТЕЕВ
Фото автора

P2070229

Гранат, мед и яблоки – традиционная еда на новогоднем столе.

Путин поздравил евреев с Новым годом
Президент России Владимир Путин поздравил российских евреев с Новым годом Рош-а-Шана. По еврейскому лунно-солнечному календарю 5776 год со дня сотворения мира наступил вечером 13 сентября. Праздничные мероприятия продлились до вечера 15 сентября.
Путин пожелал российским евреям счастливого и сладкого Нового года и отметил, что для иудеев встреча Нового года – не просто дань глубокого уважения к бесценному духовному, историческому наследию предков. «На протяжении веков ценности
иудаизма служат благородным целям – единению людей, укреплению доверия и взаимопонимания между ними», – подчеркнул президент. Полный текст поздравления опубликован на сайте Кремля.
Российский лидер отметил работу еврейских религиозных организаций, их роль в поддержании межнационального мира и согласия в обществе, развитии диалога с другими традиционными религиями, а также участие в благотворительных, просветительских, образовательных проектах и инициативах.

Оставьте первый комментарий для "Под звуки шофара в Сыктывкаре отметили еврейский Новый год"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.