Яг-Морт жив: легендарный персонаж пережил пятое перерождение на сцене

Премьера пятой по счету редакции балета Якова Перепелицы «Яг-Морт» продолжила программу XXXI Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» имени Ии Бобраковой. Два премьерных показа прошли с аншлагом 17 и 18 апреля в Государственном театре оперы и балета Коми.

Спектакль поставлен к 100-летию республики при поддержке гранта главы региона в области театрального искусства и концертной деятельности. В постановке задействованы все современные театральные технологии: видеопроекция, новые световые решения, дополненная реальность, режиссерские и хореографические приемы классического и современного балетного театра.

Новую редакцию балета подготовил московский хореограф Александр Рюнтю. Впервые в постановке были использованы мультимедийные декорации, которые созданы московской студией.

– Над видеоконтентом работало много специалистов, – рассказал журналистам на предшествующей фестивалю пресс-конференции Александр Рюнтю. – Все предыдущие версии балета полюбились публике, но они были хороши для своего времени, а сегодня, в эпоху Netflix и «тик-тока», нельзя жить прошлым. Поэтому мы сделали современную редакцию, которая отличается динамикой. К тому же сменился сам месседж спектакля. Если шестьдесят лет назад нужно было показать, что человек – это покоритель леса, куда он пришел с топором, то сегодня природа нуждается в защите.

Либретто Геннадия Тренева переработала балетный критик из Москвы Екатерина Ширяева. Она отмечает, что время написания балета «было эпохой покорения человеком природы, подчинения себе стихии земли и неба. Человек был завоевателем и победителем природы. Сейчас все кардинально изменилось: теперь лес нуждается в защите и бережном отношении». И поэтому Яг-Морт уже не такой злодей и отрицательный персонаж, он скорее олицетворение леса и природы. В этом он в чем-то даже напоминает культового киногероя Кинг-Конга, который, несмотря на свой страшный вид, вызывает сочувствие.

В 1848 году в «Вологодских губернских ведомостях» Михаилом Истоминым была опубликована ижемская легенда о Яг-Морте – боровом человеке. «В старое-старое время, когда еще на берегах Печоры и Ижмы жили полудикие чудские племена, в дремучем лесу появился человек необыкновенный, – пишет Михаил Истомин. – Ростом он был с добрую сосну, по голосу, по виду дикий зверь. Лицо обросло черной, как смоль, бородою, глаза, налитые кровью, дико сверкали из-под густых бровей, одевался он в мохнатую одежду из невыделанной медвежьей шкуры. Он похищал скот, женщин и детей, а люди против него были бессильны. Однажды у старейшины селения пропала единственная дочь Райда. Ее жених Туган собрал народ, они выследили Яг-Морта и убили его. Жил Яг-Морт в пещере на берегу реки Кучи – притока Ижмы. Здесь люди обнаружили труп Райды. После этого пещеру Яг-Морта засыпали».

И во всех прежних постановках Туган убивал лесное чудище. И только в новой постановке Яг-Морт остался жив. Похищенная Райда останавливает жаждущего мести жениха. Туган и Яг-Морт договорились о мирном сосуществовании жителей деревни и хозяина леса.

В первом акте очень много танцев. При этом будет показана вся история развития хореографии: пантомима, народный и академический танец, классический и современный балет. Во втором отделении танцев меньше, но больше экшена: битвы людей с лесными обитателями и спасение Райды.

Напомним, что впервые балет Якова Перепелицы «Яг-Морт» был поставлен в 1961 году – к сорокалетию Коми АССР. За шестьдесят лет он не устарел и по-прежнему собирает полные залы.

В постановке использовали работы трех художников: Василия Игнатова – автора эскизов декораций и костюмов «Яг-Морта» 1961 года, художника театра Юрия Самодурова и художника-этнофутуриста Юрия Лисовского. Часть его работ анимирована. Музыкальную составляющую балета привели к единому виду по клавирам прежних постановок.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Яг-Морт жив: легендарный персонаж пережил пятое перерождение на сцене"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.