Самоуправление – от деревни до города

Собрание граждан в рамках пилотного проекта «Бюджет и Мы» в Усть-Цилемском районе.

В Коми развивают институт старост, учат депутатов общаться с населением, а население – распоряжаться бюджетом

21 апреля в России отмечается День местного самоуправления. Президентский указ о его установлении вышел 10 июня 2012 года. А 21 апреля он празднуется потому, что в эту дату в 1785 году Екатерина II издала Жалованную грамоту городам – документ, положивший начало местному самоуправлению в России. «Республика» выяснила, как сейчас в Коми обстоят дела  с управлением территориями «снизу».

236 лет назад грамота императрицы определила новые выборные городские учреждения, расширив круг граждан, имеющих избирательное право. Жителей городов поделили на шесть разрядов – от «настоящих обывателей» до «посадских людей», из каждого избирались «гласные» – люди, которые должны были представлять перед властью интересы своей группы. Раз в три года созывалось собрание «градского общества» (в которое, впрочем, входили лишь состоятельные граждане), на нем избирали городского голову, старост, других представителей административно-судебной власти городского самоуправления.

Сейчас, понятно, деления на разряды нет, и само понятие местного самоуправления стало куда шире. Это и муниципальные чиновники, и депутаты местных советов, и старосты. Развивается институт территориального общественного самоуправления (ТОС), активные граждане участвуют в инициативном бюджетировании, благоустраивая свои территории по линии «Народного бюджета».

До 2012 года слово «староста» в Коми ассоциировалось, пожалуй, лишь с рассказами о дореволюционной жизни да с общественной нагрузкой в учебных заведениях. Но затем в регионе начал возрождаться институт сельских старост как помощников глав администраций, депутатов. Территория у нас большая, и нередко расстояние от отдаленной деревни до районного центра становится труднопреодолимым. Более того, иногда по достаточно обширной и труднопроезжей территории раскиданы населенные пункты, входящие в состав одного сельского поселения. В общем, трудно на селе без активного гражданина, хорошо знающего местные проблемы и земляков, способного собрать их, чтобы обсудить пути и решения сложных вопросов, донести их до органов власти. Подобная ситуация и с городскими поселениями, в состав которых входят деревни и поселки, находящиеся на отдалении.

На конец 2012 года старосты были избраны в 73 городских и сельских поселениях Коми. Сначала возникало очень много вопросов, связанных с организацией их деятельности, полномочиями, оплатой труда, поскольку нормативные акты были муниципального уровня и могли различаться. В мае 2016 года был принят республиканский закон «О регулировании некоторых вопросов, связанных с деятельностью старост на территориях муниципальных образований». Таким образом, у нормативной базы определилась четкая структура. Документы, регулирующие деятельность старост по единому образцу, появились в 124 муниципалитетах. Далее над законодательной основой поработали на федеральном уровне, и в 2018 году в Коми приняли новый закон, касающийся деятельности старост, которым определили их основные задачи и права, сроки полномочий, нормы, регулирующие прекращение полномочий, гарантии деятельности.

Впрочем, распространяется законодательная база пока только на сельские территории. Как пояснили в управлении по вопросам развития местного самоуправления администрации главы Коми, к сожалению, назначение старосты в городском населенном пункте федеральным законом не предусмотрено, хотя их наличие на таких территориях необходимо. Республика неоднократно обращалась в Совет Федерации и Госдуму РФ с просьбой внести соответствующие изменения в федеральный закон.

Сейчас в Коми работает 190 старост, избранных в 17 муниципальных образованиях городских округов и муниципальных районов (Воркуты, Ухты и Корткеросского района). В целом в 211 населенных пунктах, где работают старосты, проживает порядка 43 тысяч человек.

Старосты принимают участие в решении таких социально значимых вопросов, как, например, соблюдение гражданами правил пожарной безопасности. В сфере защиты населения они сотрудничают с Комитетом ГО и ЧС Коми, разработаны инструкции и положения, позволяющие сократить время оповещения об опасности, возникающей в результате чрезвычайной ситуации, сократить время ликвидации последствий. А по итогам рабочего совещания, состоявшегося в январе этого года по инициативе минприроды Коми, было принято решение об участии старост в работе по информированию населения о случаях выхода диких животных на подведомственной территории.

Старосты информируют местные власти о качестве предоставляемых населению услуг водоснабжения, водоотведения, уличного освещения, транспортных услуг, контролируют состояние автодорог и мостов, их очистку от снега, содействуют в организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, иного мусора. Кроме того, оказывают помощь в проведении праздничных мероприятий, собраний граждан, представляют в администрацию сведения о земляках, которые нуждаются в помощи соцработников.

А с нынешнего года по федеральному закону старосты вправе выступить с инициативой о внесении различных проектов по вопросам, имеющим приоритетное значение для жителей сельского населенного пункта.

Насколько эффективной будет работа старост, тосовцев, просто активных граждан, ратующих за благополучие своего населенного пункта, зависит, конечно, и от муниципальных чиновников, депутатов местных советов. На уровне правительства Коми с ними организуется работа, цели которой – приблизить местную власть к гражданам, научить ее представителей правильно и грамотно общаться с жителями поселений, активизировать депутатскую деятельность, повысить компетентность и профессионализм народных избранников.

– Сегодня мы входим в тот период, когда органы местного самоуправления являются самым близким органом власти к населению. Естественно, перед ними ставятся очень большие задачи. Очень важным становится их обучение. В 2020 году мы избрали новый состав депутатского корпуса муниципальных образований, обновился он практически на 60 процентов. Пришли люди активные, со своей позицией. Но порой им мешает отсутствие практического опыта, – говорит начальник управления по вопросам развития местного самоуправления администрации главы Коми Виктор Шевцов. – И в прошлом году совместно с Ассоциацией советов МО мы запустили проект, который называется «Муниципальный факультет». В первую очередь он предназначен для обучения депутатского корпуса. Мы ставим задачи научить их межличностным взаимоотношениям, навыкам публичных выступлений, командообразованию, проектной деятельности, как находить пути решения вопросов местного значения.

По словам Виктора Шевцова, перед запуском проекта постарались выявить, с какими проблемами чаще всего сталкиваются депутаты местных советов. Выяснилось, что сложности возникают, когда народный избранник попадает в конфликтную ситуацию: на территориях много сложностей, всегда есть недовольные люди, любители экспрессивно высказаться, повести себя агрессивно. И некоторые депутаты в таких ситуациях просто терялись. Поэтому много работы на занятиях «Муниципального факультета» было посвящено тому, как грамотно построить свое выступление, отвечать на вопросы, чтобы встреча не превратилась в скандал. Также депутатов учили работать в социальных сетях, где тоже нужно корректно и грамотно отвечать на вопросы, не поддаваясь на провокации «троллей». И еще одно направление – показать, какие финансовые возможности имеются в республике, чтобы привлекать инвестиции в населенные пункты.

– Такую работу мы провели в ряде муниципальных образований. И планируем продолжать ее весь период работы нынешнего созыва депутатов. В дальнейшем будем проводить занятия, посвященные нормотворческой деятельности, – какие обращения депутат может делать и в чей адрес. Дальше будет третий этап, совместно с академией госслужбы продолжим тему проектной деятельности, работе в команде – политический состав у нас сейчас очень разный, но мы видим, что сейчас, к счастью, наши депутаты ради благополучия территорий откладывают в сторону личные политические амбиции и успешно работают с представителями других партий, – рассказал Виктор Шевцов. – Встречи, которые мы провели, показывают, что заинтересованность депутатов в таком обучении есть. С 2022 года постараемся привлекать к работе и депутатов уровня сельских поселений, а не только районных советов, а также представителей НКО, глав поселений. Но с последними мы уже и сейчас работаем в рамках так называемой «Правовой среды», в каждую среду в определенное время главы поселений могут выйти с нами на связь, получить консультации, ответы на вопросы.

География распространения проекта «Муниципальный факультет» – Воркута, Ухта, Печора, Койгородский, Корткеросский, Прилузский, Сыктывдинский, Сысольский, Троицко-Печорский, Удорский, Усть-Вымский и Усть-Куломский районы.

Второй проект, запущенный управлением по вопросам развития местного самоуправления, пока пилотный, называется он «Бюджет и Мы». Реализовали его на территории Ижемского района, но с нынешнего года опыт планируется распространить на все муниципальные районы.

– Все уже знают о проекте «Народный бюджет», но не все о том, какой он многогранный, имеющий множество отраслевых моментов. Кроме простой активности требуются определенные знания в работе над народными проектами, – пояснил Виктор Шевцов. – В Ижемском районе была создана комиссия из представителей поселений, которые участвовали в собраниях по обсуждению проектов. Такие комиссии будут создаваться в других муниципалитетах, это люди, которые в перспективе будут определять приоритетные проекты «Народного бюджета». До этого окончательное решение принимали органы местного самоуправления, а такой шаг повысит роль общественности.

Таким образом, общественники будут не только предлагать проекты и контролировать их реализацию, но и определять приоритеты. Дело в том, что местные власти уже оценили «Народный бюджет» как способ решения проблем местного значения, поэтому стараются «протолкнуть» проект, который наиболее для них важен. Но, может, местные жители уверены, что на деле нужно что-то другое, например, считают, что в нынешнем году новый колодец нужен больше новых фонарей, или наоборот? Поэтому в такие комиссии не имеют права входить руководители местных администраций, депутаты, муниципальные служащие.

– Мы хотим создать полноценное сообщество людей, которые в последующем должны стать двигателями проектной деятельности на своей территории, – пояснил Виктор Шевцов. – Естественно, мы этих людей должны обучить проектной деятельности, финансовой грамотности. Они должны понять, что каждый населенный пункт имеет инструментарий для привлечения средств. Такие бюджетные комиссии будут состоять из 18-25 человек, в целом получится около 400. Раз в два месяца будем проводить с ними занятия, мастер-классы на местах, учить азам, как написать заявку, составить проект, чтобы они могли участвовать не только в «Народном бюджете», местных конкурсах, но и различных грантах федерального уровня. Реализация проекта в Ижемском районе показала, что в течение года у людей появились нужные навыки. Люди видят, что инициативное бюджетирование многогранно. Скажем, у того же детского сада можно по «Народному бюджету» не только крышу отремонтировать, но и создать условия для дополнительного образования детей. А через год мы планируем провести большой форум, собрать вместе наших бойцов, которые работают на благо сельских территорий, чтобы они поделились опытом, совместно обсудили решение насущных вопросов.

Анна ПОТЕХИНА

Фото администрации МР «Усть-Цилемский»

Оставьте первый комментарий для "Самоуправление – от деревни до города"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.