Музеям прописали дружбу

Как сделать музей привлекательным туристическим объектом, наладить работу с туроператорами, повысить его популярность у населения, внедрив новые формы работы, обсуждалось на дискуссионной площадке «Музеи и туризм. Эффективное взаимодействие», прошедшей в Центре культурных инициатив «Югöр» в рамках II Северного культурного форума.

По первоначальному плану встреча должна была занять порядка двух часов, однако продолжалась она почти в два раза дольше. Каждое выступление вызывало горячее обсуждение и множество вопросов: для собравшихся музейных работников тема привлечения туристов оказалась как нельзя более актуальной. Не раз на площадке звучали слова, что основными посетителями музеев сейчас являются школьники на организованных экскурсиях, а турист в эти учреждения попадает редко и почти случайно. Во время одного из выступлений даже был представлен слайд, иллюстрирующий, на что среднестатистический турист, по результатам опроса, тратит средства. Музеев в этом списке вообще не значилось, то есть теоретически они там были, в разряде «экскурсии» (на которые уходит порядка пяти процентов от общей суммы расходов), но музейные работники согласились с мнением, что экскурсии эти обычно не к ним.

Директор Национального музея Ирина Котылева сообщила, что из всех отделов возглавляемого ею учреждения максимальным спросом пользуется этнографический, куда обычно и ведут гостей города.

Рассказывая о работе музея по развитию туризма, Ирина Котылева особо остановилась на проекте, связанном с путешествием к зырянам художника Василия Кандинского:

– Понятно, что у нас нет картин Кандинского, но таким образом мы возобновляем интерес к коми культуре через этого художника. И опыт показал, что это срабатывает. Также в прошлом году наш музей реализовал замечательный проект, нацеленный на создание сувенирной этнографической продукции. Это позволило не только сделать новую сувенирку, в музей пришло много дополнительных посетителей, было проведено много интересных мастер-классов, наладились связи с художниками, дизайнерами. К сожалению, не хватает средств сделать хороший тираж сувенирной продукции. Если делаем маленький тираж – большая себестоимость, большой – плохо окупится, потому что такого потока, как у московских или питерских музеев, у нас, конечно, нет.

– Это общая проблема для региональных музеев, – отметил модератор площадки гендиректор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов. – Но можно же продавать ваши сувениры в гостиницах?

Ирина Котылева ответила, что пока такая возможность только обсуждается.

Кроме того, в нацмузее сейчас началась реализация совместного со студентами-дизайнерами проекта, связанного с историей монастырей в Коми, это будут выездные мультимедийные выставки.

Также директор музея высказала мнение, что нужно больше обращать внимание на подготовку экскурсоводов, которые могут работать с разными целевыми аудиториями. Михаил Брызгалов в свою очередь порекомендовал сделать расписание работы музеев более удобным для посетителей, продлить их время работы, поскольку туристам удобнее приходить вечером.

Далее дискуссия повернула на вопросы выгодного представления, узнаваемости музейных продуктов, их рекламы, иначе говоря, взаимодействия с туроператорами, взаимоотношение между регионами в плане организации туристических маршрутов. В результате участники пришли к выводу, что музейным работникам стоит активно рекомендовать своим посетителям посмотреть экспозиции в других музеях, тут взаимоподдержка куда важнее вопросов конкуренции: если люди будут видеть, что в регионе много интересного, то и приезжать сюда будут больше и чаще, так что в выигрыше окажутся все. Михаил Брызгалов посоветовал не брезговать в продвижении музейного продукта социальными сетями, не смотреть на них свысока как на «развлечение миллениалов».

Из выступления Эллен Видт из Норвегии, старшего консультанта Midt-Troms Museum «TRADsenter», стало понятно, что проблемы российских музеев в глубинке те же, что у норвежских. Получив задание вдохнуть новую жизнь в один из маленьких провинциальных музеев, Эллен Видт в первую очередь задумалась над привлечением посетителей. Обратилась в газету, предложила провести совместную акцию по представлению местных традиций, чтобы заинтересовать население, попросила о поддержке бизнес. Был создан проект, который реализовывался три года и базировался в том числе на сетевом взаимодействии музеев, туристических компаний, то есть роль сыграла та самая взаимоподдержка разных учреждений. Были организованы однодневные автобусные туры по разным муниципалитетам, маленьким фермам и музеям, гостевым домикам, в которые для начала пригласили местных чиновников, музейных работников, представителей турсферы. Перезнакомили их таким образом между собой, в результате появились интересные идеи, проекты, были созданы новые туры.

О роли этнографического туризма в развитии территории рассказала Людмила Алферова, директор Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» (Ханты-Мансийск). Данный объект считается одним из показательных в этом плане, хотя, как со смехом рассказывали некоторые участники площадки, которые побывали там, от посетителей он требует немалой физической выносливости и выдержки: чтобы добраться до «Торум Маа», нужно подняться пешком на один из семи священных холмов Ханты-Мансийска (довольно высокий) по крутой лестнице, а там смириться с тем, что нет нормальных санитарных зон, а лишь один туалет «прямого попадания», есть проблемы с приготовлением пищи из-за трудностей в доставке воды. Тем не менее экспозиция и экскурсионная программа столь хороши, что неудобства можно и потерпеть.

– Наш музей привлекает людей, ведущих активный образ жизни и неравнодушных к этнографии, – пояснила Людмила Алферова. – Это музей живой культуры, его можно потрогать, попробовать на вкус, на его территории расположены уникальные архитектурные сооружения наших народов, мы проводим мастер-классы, семинары, конференции, 52 выставки открываем в течение одного года, организуем гастрономические туры, проводим обрядовые мероприятия.

В завершение площадки выступила Яна Шклярская, заведующая выставочным отделом Государственного Дарвиновского музея (Москва), которая подчеркнула, что даже для популярного музея важно не останавливаться на постоянных экспозициях, а организовывать интересные события. Также музей должен четко понимать, для какого посетителя он работает, кому именно он интересен.

– Мы должны дружить и помогать друг другу, – в очередной раз призвала Яна Шклярская, рассказав о сотрудничестве музея с заповедниками, которые помогают с организацией выставок, привозят экспонаты, а музейные работники объясняют экскурсантам, как можно посетить тот или иной заповедник. А также о проектах «Голос Севера», представляющих культурные проекты регионов, их уникальную природу и архитектуру.

Анна ПОТЕХИНА

Фото museumkomi.ru

Оставьте первый комментарий для "Музеям прописали дружбу"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.