Технология, берегущая время и нервы

В Центральной поликлинике Сыктывкара презентовали новую методику работы

В конце минувшей недели на базе Центральной поликлиники в Сыктывкаре прошла презентация новой модели оказания медицинских услуг «Бережливая поликлиника». Вместе с министром здравоохранения республики Дмитрием Березиным ознакомиться с инновационными технологиями работы медучреждения пришли представители городской власти и регионального исполкома ОНФ.

Изменения в Центральной поликлинике заметны сразу с вестибюля: у регистратуры не было столпотворения. Да и привычного стекла, отделяющего пациента от регистратора, уже нет: люди спокойно ожидают, когда им найдут карточку, сидя на стуле, от регистратора их отделяет только стол. Еще одно новшество, которое прямо со входа бросается в глаза, – расчерченные на полу разноцветные линии – маршрутизаторы, указывающие, как пройти в то или иное место.

Как рассказал главный врач поликлиники Михаил Акберов, паспорт приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, «Бережливая поликлиника» был утвержден в июле 2017 года президиумом Совета при президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Проект нацелен на то, чтобы экономить время и беречь нервы пациента и персонала. Начат он был 1 декабря 2017 года, а завершен 1 ноября 2018 года. Он включает в себя пять направлений. Первое направление под названием «От первого до последнего посещения» подразумевает оптимизацию работы регистратуры.

Его цель – разгрузить потоки поступающих пациентов и уменьшить время пребывания людей перед регистратурой. Это было достигнуто в первую очередь за счет создания колл-центра. Теперь не нужно часами дозваниваться до регистратуры или приходить сюда в случае, если не дозвонились. Несколько сотрудников колл-центра сидят теперь в отдельном кабинете, принимают звонки и дают необходимую информацию. Создание колл-центра не потребовало расширения кадров, диспетчеров обучили из числа своих работников. Как отметил главный врач учреждения, количество звонков увеличилось втрое. Максимальное ожидание разговора с оператором – полторы минуты.

– Мы открыли доврачебный кабинет, куда также пациенты распределяются при поступлении. Ввели номерковую систему, и теперь можно записываться дистанционно и приходить точно по времени, указанному в номерке, – рассказал главврач поликлиники. – Теперь нет необходимости брать амбулаторную карту в регистратуре: если человек предварительно записан, карточка уже находится в кабинете.

Ориентироваться в поликлинике помогает система навигации – расчерченные на полу и на стенах указатели, таблички, система навигации есть даже в терминале. В холле поликлиники установлены два терминала. В одном из них можно получить талон в регистратуру или доврачебный кабинет, а также необходимую информацию относительно медучреждения. В регистратуру человек попадает по номерку, выданному терминалом. Время ожидания не превышает пяти минут, поэтому никакой очереди здесь нет. Для тех, кто проходит профосмотр, выделена отдельная регистратура. Второй терминал «Портал пациента» при региональной медицинской системе позволяет взять талон на прием к врачу в другие медучреждения Сыктывкара.

Второе направление проекта – оптимизация работы отделения профилактики. Отделение медицинской профилактики занимается диспансеризацией и профилактическими осмотрами. Здесь же пациенты могут пройти обучение на лекториях по профилактике артериальной гипертензии и пагубных привычек. Сейчас человек, проходящий диспансеризацию или профосмотр, может получить весь комплекс процедур, осмотров и консультаций в течение нескольких часов и в одной поликлинике. Анализ крови и рентгенологические исследования проводятся в этом же здании. Это очень удобно для работающих. Кроме того, отделение занимается вакцинацией, и желающие могут в зависимости от сезона сделать прививку от гриппа или клещевого энцефалита. Еще одно удобство: отделение работает с 8 до 19 часов.

Третье направление «Рука об руку» – стандартизация работы участкового терапевта. Если раньше каждый терапевт устраивался в своем кабинете так, как ему удобнее, то сегодня все семь терапевтических кабинетов – типовые. Все в них оборудовано так, чтобы стандартизировать все процессы и не терять ни минуты рабочего времени. Обязательной частью этого этапа стала работа в региональной медицинской системе, которая внедрена во всех кабинетах всех структурных подразделений поликлиники таким образом, чтобы пациент получал максимальную пользу.

– Мы убрали лишнюю мебель, лишние карточки и бланки, личные вещи врача и медсестры. Все необходимые предметы для ведения приема находятся на расстоянии вытянутой руки. Минимум передвижений по кабинету. Кабинеты обезличены, терапевт может принимать в любом свободном кабинете, так как везде все одинаково. Время приема не сократилось, а стандартизировалось. Врач четко следует алгоритму, больше времени уделяется контакту с пациентом. Участковые терапевты сначала не очень понимали эти нововведения, но потом оценили. Это действительно заметно упрощает работу и экономит время, – рассказал Михаил Акберов.

Четвертое направление называется «Важный кабинет» и нацелено на оптимизацию работы процедурного кабинета по забору крови. Сейчас на сдачу анализов очереди нет. Люди приходят со своим номерком строго по времени и не тратят время на ожидание своей очереди у двери кабинета. Номерок выдает направляющий врач.

И пятое направление – оптимизация работы кабинета неотложной помощи. Был расширен штат службы, что способствовало оказанию своевременной помощи и разгрузило участковую службу терапевтов. В доврачебном кабинете можно получить справку, направления и результаты анализов. Еще одним большим плюсом для поликлиники стало то, что участие в проекте заметно укрепило компьютерную базу учреждения.

– Благодаря внедрению проекта «Бережливая поликлиника» пребывание пациента в поликлинике сократилось в два раза, – рассказал Михаил Акберов. – Время ожидания в регистратуре теперь не превышает пяти минут. В первую смену на прием к врачу попадают около 600 человек, столько же – во вторую. При этом мы еще не учитываем визиты на диагностические и лечебные процедуры. Количество обращений в регистратуру уменьшилось в среднем в 2-2,5 раза. Если раньше в день фиксировалось до 1200-1500 обращений, то теперь около пятисот. Эту модель еще надо дорабатывать и транслировать на другие медучреждения.

Министр здравоохранения Дмитрий Березин отметил, что данный проект является первым в Коми:

– Сейчас на базе этой поликлиники мы создаем региональный центр первичной медико-санитарной помощи, который будет тиражировать такие технологии на все другие организации. До этого мы внедряли только один компонент – «Вежливая регистратура». Проект направлен на оказание качественных услуг в поликлиниках, чтобы люди не тратили много времени и не чувствовали дискомфорт. Новая организация работы устраняет очереди и сокращает время приема. В текущем году по этой методике заработает также Ухтинская детская поликлиника, которую мы откроем в середине ноября. В следующем году по такой же схеме заработают поликлиники Сыктывкара, Ухты и Воркуты. И в рамках нацпроекта «Здравоохранение» до 2025 года не менее 30 поликлиник республики должны перейти на эти технологии. Это наши планы-минимум, но я думаю, что мы все поликлиники переведем на работу по такой методике. Сейчас рассматриваем возможность организации единого колл-центра республики.

Министр также уточнил, что в текущем году региону не удалось попасть в нацпроект в связи с недостаточным уровнем информатизации медучреждений. Условия участия предполагают умение врачей работать с электронной медицинской картой. Сейчас эти проблемы устраняются.

Галина ГАЕВА

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Технология, берегущая время и нервы"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.