Андрей Емельянов: «Важно, чтобы дети ушли с моего урока бодрыми и счастливыми»

В апреле преподаватель физкультуры сыктывкарской школы № 12 Андрей Емельянов победил в ежегодном республиканском конкурсе «Учитель года» и получил право бороться за звание «Лучший учитель России». На следующей неделе в Москве он примет участие в одном из первых этапов всероссийского конкурса. В интервью «Республике» Андрей Емельянов рассказал о том, что мотивирует молодых учителей трудиться и развиваться в профессии. 

– Почему вы выбрали эту профессию?

– Со школьной скамьи преподаватель физкультуры прививал нам любовь к спорту. Мы бегали на лыжах, играли в настольный теннис, в баскетбол и волейбол. Это была своего рода отдушина в школьной жизни. Я всегда любил спорт, но не сказал бы, что целенаправленно шел в профессию. Это получилось как-то интуитивно. Я сельский житель, родился в поселке Бортом База Сысольского района и столицу Коми совершенно не знал. Приехав поступать в Сыктывкар, имел представление только о том, где находится педагогический колледж имени Ивана Алексеевича Куратова. Подал документы, поступил на физкультурное отделение и ни капельки не пожалел, что учился именно там.

– Трудно было в школе на первых порах?

– Нет, хорошо помогла школьная практика. Это отлично подготавливает будущих учителей. На практике мы проводили классные часы, занятия в спортзалах – как фрагменты, так и полные уроки. Поэтому сомнений в том, что в школе у меня все получится, не было. Это мое. Проработал уже пять лет, мне все нравится. Менять работу не планирую.

– Зачастую молодым учителям тяжело наладить дисциплину на уроках. Вам это удается?

– Мне повезло с преподавателем практики в педколледже. На протяжении трех лет руководителем разных видов практики у меня была Светлана Леонидовна Кудлина. Она приучала к тому, что если в жизни ты один, то на уроках должен быть другим. Например, в жизни я человек мягкий, но как только наступает урок, меняюсь. На уроках нужно быть строгим. Гимнастика и другие разделы учебной программы физкультуры травмоопасны. Мы несем ответственность за здоровье детей, поэтому на уроке все должно быть, как по нотам. Нужно наблюдать за детьми ежесекундно.

В первый год работы у меня был случай, когда девочки и мальчики отрабатывали акробатические комбинации в разных концах зала. Пошел к мальчикам, чтобы показать комбинацию, и в это время одна из девочек сломала ключицу. Стоило отвернуться, и такое случилось. Это горький опыт, но тоже опыт. Поэтому важно быть внимательным и строгим. В строгости нужно знать меру, иногда необходимо вызвать улыбку на лицах детей. Ребенок ждет этого. С ребятами на уроках нужно контактировать, четко и ясно все им показывать. Важно играть с ними, в тот же баскетбол.

– Что помогло победить в региональном конкурсе «Учитель года»?

– Стараюсь уходить от стереотипов на уроках физкультуры. Например, одним из любимых видов практики во время учебы в педколледже у меня были поездки в детские оздоровительные лагеря. А еще до этого ездил работать во всероссийский детский центр «Орленок», приобрел там большой опыт. Затем практиковался уже здесь, на площадках местных лагерей. Непосредственно оттуда какие-то элементы привнес в уроки физкультуры. Приведу пример. Все привыкли строить детей на уроке в шеренгу. Дети выстроились, и учитель встает перед ними, то есть изначально ставит себя в доминирующую позицию. Я решил отойти от этой системы и поэкспериментировать. Построил детей в круг и сам встал рядом. Дети друг друга видят, и я становлюсь частью общего круга. С доминирующей позиции я постарался уйти, здесь нет акцента на определенные команды, нет повышенного голоса, тут строится диалог.

Другой важный момент урока, который я проводил в рамках конкурсной программы, – дети почти всю работу выполняли сами, анализировали то, что делают, проводили самооценку и взаимооценку. Допустим, одна группа выполняла упражнения, вторая оценивала технику выполнения. Ребята старались выявить типичные недочеты у партнера, корректировали движения частей тела. Моя роль на уроке была минимальной. Конечно, очень хотелось сделать так, чтобы учащиеся сами в большей степени руководили процессом на уроке. В конце ребята сами подводили итог урока, делали вывод, что не получилось, почему не получилось или, наоборот, что позволило им выполнить физическое упражнение правильно.

– Чего ожидаете от всероссийского конкурса?

– Основной этап пройдет в сентябре, а с 13 по 16 августа состоится установочный семинар, где помимо прочего предстоит написать эссе. В сентябре же участников ждет целый ряд испытаний. В том числе надо будет представить личный сайт или другой интернет-ресурс, может быть, блог, провести урок, а также классный час, что для меня в новинку, поскольку опыта классного руководства у меня нет. К счастью, есть довольно опытные наставники, надеюсь, что подготовлюсь хорошо. Будет один из моих любимых конкурсов – методический семинар. Вообще, это большой опыт общения с коллегами со всей России, и я рад, что представилась возможность посоперничать с ними. Судя по победителям региональных конкурсов, конкуренция будет серьезная.

– Вас было легко найти в интернете, у вас есть не только личная страница «ВКонтакте», но и группа в соцсети, есть даже сайт. Для современного учителя это необходимость?

– Безусловно, все это важно для современного учителя. Но для меня на первом месте живое общение. Может быть, потому, что я человек сельский, и, кстати, этого не стесняюсь, а горжусь этим. Интернет не вызывает у меня особых восторгов. Да, есть сайт и блог «ВКонтакте». Но, честно говоря, блогером себя не считаю, и этот блог мне помогают вести хорошие люди, друзья и знакомые. Сайт сам по себе – неоднозначная форма, и даже на федеральном уровне рассматривают вопрос, чтобы постепенно в рамках конкурса что-то видоизменять. Для чего нужен сайт? Это некое подобие методической копилки, «ВКонтакте» можно размещать все сведения о себе, в том числе грамоты, благодарности и медали.

Для меня важнее общение, важен сам урок и то, как я его преподаю. Я должен правильно и четко оперировать терминами, следить за дисциплиной. Это для себя считаю основой. Да, соцсети – полезная вещь, там можно передавать опыт, делиться чем-то. Приведу простой пример: у нас часто бывают соревнования между школами Сыктывкара. Допустим, если надо быстро набрать ребят для участия, то создаем группу «ВКонтакте», находим учеников, списываемся, набираем команду. Это довольно удобно, плюсов много, но и минусы тоже есть.

– Один из минусов в том, что детей соцсети просто «засасывают», они начинают там пропадать. Готовясь к интервью, читал мнения учителей физкультуры, которые говорили о том, что с каждым годом интерес у детей к спорту падает, потому что их зачастую просто невозможно заставить работать на уроках.

– Да, интернет развивается, это ресурс, где можно найти практически всю информацию. Дети действительно много сидят за компьютерами и в телефонах, это ни для кого не секрет. Тут все зависит от преподавателей и родителей, от того, куда и как мы их направляем, как мотивируем. Еще важно понять, что все нужно умело сочетать. Чем больше у человека обязанностей, тем больше он успевает. Знаю это по себе. Ученик может успеть и в свое удовольствие посидеть в интернете, и сходить на тренировку, и выполнить домашнее задание, в общем, быть успешным человеком. Но если человек этого не хочет и если прежде всего в этом не заинтересованы его родители, то о какой успешности может идти речь?

Если говорить об основной массе ребят, то да, дети действительно мало двигаются. Когда большую часть дня ребенок сидит за компьютером, естественно, будут ухудшаться зрение и осанка, рано или поздно начнутся процессы ожирения, а это уже влияет и на сердечно-сосудистую систему, и на опорно-двигательный аппарат. Выстраивается целая цепочка, все взаимозависимо. Важную роль тут, конечно, играют родители.

В том, что касается спортивной жизни детей, не соглашусь. Я пришел работать учителем физкультуры в 2013 году, и за это время процент детей, занимающихся спортом, практически не изменился. Это примерно человек двадцать из двухсот пятидесяти, которых я учу. Замечу, что это люди, которые регулярно и серьезно занимаются спортом, ходят в различные секции. Физкультура и спорт – разные вещи. Есть большой процент детей, которым просто от природы не дано хорошо работать с мячом, выполнять акробатические комбинации. Но потихоньку они учатся. Не могу сказать, что есть такие, кто говорит: «Нет и все, не буду это выполнять». Тут как раз многое зависит от преподавателя, от того, как он детей мотивирует.

– Раньше к учителям относились с большим уважением, потом – в девяностые – по известным причинам престиж профессии резко упал. Как сейчас дети и родители относятся к учителям? 

– Когда я учился, то, не спросив, куда-то отлучиться с урока мы не смели. Нас приучали уважать учителей, уважать старших. Важный момент: все, что происходит в семье, перекладывается на отношения учителя и ребенка. Заниматься воспитанием ребенка – прямая обязанность родителей. Школа ребенка не воспитывает, она дает в первую очередь знания. Мы не можем воспитать его, мы можем только этому поспособствовать.

Да, зачастую приходится сталкиваться с грубым отношением к учителям, причем не только к молодым. Не знаю мотивов такого отношения, но сам никогда не позволю, чтобы со мной так общались. Нужно преподавателю самому себя так поставить, чтобы со стороны детей такого отношения не возникало. Учитель для ребенка – авторитет. Это моя позиция, и я считаю, что так должно быть. Но тут может быть еще вина молодых преподавателей, которые дают сесть себе на шею. Класс – это много ребятишек, и если один себе позволил нелестно высказаться об учителе и тот на это должным образом не отреагировал, то точно найдутся одноклассники, которые увидят в этом пример общения.

Бывает, что родители сами настраивают детей против учителей. На днях читал про ситуацию, когда классный руководитель инициировала покупку новых тетрадей. Класс согласился. Потом из-за одной мамы полкласса воспротивилось. Если половина родителей в классе против преподавательницы, то такое отношение обязательно передастся ученикам.

– Многие учителя ведь не выдерживают этой агрессии и в итоге оставляют профессию.

– Да, но на отток молодых учителей нельзя смотреть однобоко. Многие приходят только для того, чтобы отработать первые три года, когда им выплачивают дополнительную «процентовку», положенную к окладу молодым специалистам. Лично мне нравится работать в школе. Еще раз повторю, что тут все зависит только от того, как себя поставишь.

– А что больше всего нравится в профессии?

– Мне нравится, когда ученики уходят с урока довольными. Тогда чувствую, что не зря стараюсь, не зря посвящаю ребятам время. Это сильно мотивирует. Мне важно, чтобы дети ушли с моего урока на другой урок бодрыми и счастливыми, а не уставшими и замученными. Еще важно, чтобы из каждого урока дети извлекали для себя пользу.

– Насколько хорошо школы сейчас укомплектованы? В девяностые, например, в нашей школе не было нормальных лыж, постоянно всего не хватало.

– Сейчас с этим все в порядке. У нас на каждого есть баскетбольный мяч, волейбольный мяч, скакалки, гимнастические снаряды. В школе есть бассейн, специальные доски и колобашки для плавания. Мы полностью обеспечены спортивным инвентарем.

– Достаточно ли, на ваш взгляд, проводится разных спартакиад, спортивных фестивалей для учащихся?

– Да, вполне достаточно. Проводится довольно много фестивалей ГТО, в том числе летние, зимние, семейные и так далее. Помимо этого есть городская спартакиада, где мы участвуем во множестве видов. Есть и внутришкольные соревнования. Поэтому совершенно неправильный бытует стереотип о том, что учителя физкультуры мало работают. Помимо уроков у нас много других обязанностей – все эти фестивали и соревнования проходят практически еженедельно. И в этом ничего плохого не вижу. Это динамика, здоровый образ жизни, достижение спортивных целей.

Возвращение комплекса ГТО из советского прошлого оцениваю позитивно. Сам выполнил нормативы на золотой знак отличия. На самом деле ничего сложного тут нет, это универсальный комплекс, где нужно проявить все физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Хорошо, что комплекс ввели, и мы постарались многие школьные нормативы уже приблизить к нормативам ГТО, чтобы дети привыкали.

– Не могу не спросить про сериал «Физрук», который имел колоссальный успех. Популярность сериала как-то отразилась на вашей работе?

– Честно говоря, сериал этот считаю полным бредом. Ничего общего с реальной профессией там нет. Меня даже само название отталкивает, потому что мы все-таки учителя физической культуры. И детей учим так нас называть, хотя между собой они, конечно, иной раз могут сказать что-то вроде «физрук идет». Я не то чтобы против этого сериала, но мне не интересно такое смотреть. Подобные сериалы уж точно престиж профессии не повышают. Как-то мы обсуждали этот «телепродукт» с более опытными коллегами, по 30-40 лет работающими в школе, и все они тоже высказывались категорически против.

– В Древней Греции спорт был прерогативой исключительно высших слоев населения. Сейчас спорт общедоступен?

– Опять же надо делить понятия «физкультура» и «спорт». Физкультурой могут заниматься все, спортом нет, тут нужно исходить из групп здоровья. Более того, если все будут спортом заниматься, то элементарно секций на всех не хватит. Большинству советую заниматься физкультурой, как это делаю я. Стараюсь бегать два-три раза в неделю, купил домой степпер. Даже в домашних условиях всегда можно выделить время на то, чтобы поработать над мышцами живота, спины. Не понимаю, зачем куда-то идти и платить за это деньги. Физическое здоровье и красоту тела можно поддерживать бесплатно и самостоятельно. Например, бег – это самый легкий и доступный вид. Важно, конечно, для этого выбирать парковые зоны и правильное покрытие, ведь при беге по асфальту идет большая нагрузка на коленные суставы. Два-три года пробежек по асфальту, да еще в неправильной обуви обернутся проблемами с суставами. Бегать нужно либо по прорезиненной поверхности, либо по пересеченной местности.

– В семье разделяют вашу любовь к спорту?

– Моя супруга фитнес-инструктор и кандидат в мастера спорта по пауэрлифтингу. Дома у нас все подчинено спорту, можно сказать, культ спорта. С утра включаю спортивный телеканал, прихожу домой вечером и опять смотрю все о спорте. Это наша жизнь, нам это интересно. Мы что-то и учащимся должны уметь рассказать, поделиться актуальными новостями спорта. Сейчас дети настолько в этом не разбираются, что иногда диву даешься. Пусть хоть от нас узнают о спортивных достижениях России.

Ярослав СЕВРУК

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА и vk.com

Оставьте первый комментарий для "Андрей Емельянов: «Важно, чтобы дети ушли с моего урока бодрыми и счастливыми»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.