В ожидании взлета

Когда-то труженики малой и сельскохозяйственной авиации СССР – бипланы Ан-2 – летали по всей Коми. В парке республики было около сотни «кукурузников». Эти самолеты и по сей день остаются актуальны, но теперь своих действующих «аннушек» в регионе нет. Журналисты «Республики» посетили аэродром ДОСААФ в Корткеросе во время учений парашютистов-пожарных, чтобы выяснить, почему их тренировки проходят с использованием кировского Ан-2, а свой в это время «скучает», стоя без двигателя.

Экипаж «гостевого» Ан-2 работает в республике по контракту, договор с кировчанами заключает Коми региональный лесопожарный центр. В это время вятичи уже доставили пожарных на место предполагаемого пожара в Аджероме, и в момент посещения аэродрома слышалось приятное жужжание приближающейся «аннушки». Группу совершивших тренировочный прыжок огнеборцев обратно доставляет микроавтобус. Такие учения пожарные со всей Коми проходят регулярно перед началом пожароопасного сезона.

Пожарные Коми регулярно совершают тренировочные прыжки.

– Это востребовано. Лесопожарный центр проводит учебно-тренировочные сборы ежегодно, их специалистам нужна практика. Эти цели раньше выполняли наши летчики и самолеты. Теперь наш объем работы делают коллеги из других регионов. Мы занимаемся только обслуживанием взлетной полосы, предоставляем им свою базу для полетов и учений, – рассказал Андрей Рабинович, который с ноября прошлого года является начальником авиационно-спортивного клуба регионального ДОСААФ.

Учиться пожарные Коми могли бы не на арендованном самолете, а на том, который есть на базе отделения ДОСААФ. Этот Ан-2 в нормальном состоянии, но для того, чтобы он «встал на крыло», необходимо получение сертификата летной годности (СЛГ). Для этого его надо разобрать и отправить на авиаремонтный завод в Москву.

– Там месяц-два с ним будут работать специалисты. Просмотрят дефектоскопами на наличие скрытых трещин и так далее. Так как он простоял больше пяти лет, ему нужно делать профилактическую обтяжку крыльев, на все про все требуется около трех-пяти миллионов рублей. Вроде бы деньги-то большие, в частности, для ДОСААФ, которое на самофинансировании находится. Но если разбираться глубже, то для самолета три миллиона – это не так уж много. За эти деньги мы получим самолет в состоянии «как новый», с большим ресурсом. Под него есть пилоты, технический состав соберем. Есть старые кадры, готовые работать за символические деньги. Ситуация такая, что работа есть, техники есть, пилоты есть. Нет денег, которые мы могли бы отбить за два года, чисто своим трудом. Даже возможно кредит с минимальным процентом взять.

– А что значит «обтяжка крыльев»?

– Сам фюзеляж цельнометаллический, а крылья у него обтянуты специальной авиатканью, она меняется раз в пять лет. От этого никуда не деться. Просто так получилось, что в аэроклубе ДОСААФ долгое время никто им не занимался. Я работаю с ноября, и мне просто тяжело смотреть, как простаивает в принципе рабочий самолет.

На поле в Корткеросе рядом стоит пара принадлежащих ДОСААФ Ан-2, причем один из них без двигателя. На взгляд непрофессионала, кажется, что он менее пригоден для полетов, но Андрей Рабинович объясняет, что первое впечатление обманчиво:

– Двигатель в отличном состоянии, стоит в ящике в ангаре, – говорит он, стуча по крылу самолета и заботливо поправляя струбцину, с грустью в голосе добавляет: – Состояние на четверку с плюсом. Теоретически завтра можно в небо поднять. А вот второму уже реально требуется капитальный ремонт.

Глядя на место, куда крепится двигатель, он говорит, что тут все проще, чем на машине «Волга»: «Двигатель воткнул и полетел».

Пилот с большим стажем, долгие годы Андрей Рабинович летал на Ту-134 и, получив соответствующую лицензию, мог бы и сам взяться за пилотирование небесного тихохода. Если удастся получить СЛГ, то работы будет хоть отбавляй. Это не только тренировочные прыжки пожарных, но и многое другое. В частности, в ДОСААФ постоянно звонят желающие совершать прыжки с парашютом. Вокруг рабочего самолета сразу закипает жизнь. Об этом собеседник издания говорит, приводя примеры других регионов:

– По такой схеме восстановились местные отделения ДОСААФ в Кирове, Ижевске, Йошкар-Оле. У них тоже были проблемы с деньгами, и всем помогли муниципальные и региональные власти, выделяли определенные средства, помогали брать льготные кредиты, включая в те или иные программы. Они восстанавливают самолеты, начинает работать парашютное звено, и сразу все пошло.

– У них тоже по одному самолету или больше?

– В Кирове сначала был один Ан-2, потом восстановили еще польский четырехместный самолет «Вильга 35» (желто-красный малыш также используется в Коми для лесопатрульных работ – авт.). Сейчас у них в планах приобретение еще одного, то есть один самолет сразу вытаскивает весь ДОСААФ.

Андрей Рабинович видит в восстановлении небесного тихохода в Коми большие перспективы, но для этого нужен импульс, необходима помощь спонсоров либо господдержка:

– Составим грамотный бизнес-план со всеми экономическими выкладками, где укажем объем работ самолета и так далее. Это не позиция «дайте деньги, потому что мы такие хорошие», да все хорошие. Мы реально готовы работать и гарантируем, что вложения окупятся.

В прошлом году авиалегенда Ан-2 отметила 70-летие. В советское время эти самолеты широко использовались в Коми, почти во всех населенных пунктах действовали площадки, куда доставляли пассажиров. Стоимость полета была невысокая, и, например, в Печоре ежедневно пассажирские рейсы совершали около десяти самолетов. Использовался «кукурузник» и для санавиации, перевозки грузов, аэрофотосъемки, обработки сельскохозяйственных полей.

Летом 2017-го на поле в Корткеросе прошел первый в истории Коми слет малой и сверхлегкой авиации «Небесные тихоходы», где демонстрационные полеты совершал Ан-2, модернизированный на базе СибНИА имени Чаплыгина в Новосибирске. Пилотировал обновленный самолет летчик с 45-летним стажем из корткеросского села Нившера Алексей Михайлов. Такие модели называются ТВС-2ТД и ТВС-2МС, и прошлым летом самолет этого типа использовался для охраны лесов от пожаров в Коми.

«Гостевой» Ан-2.

– Теоретически обновить наш Ан-2 до новой модели можно, но речь пойдет уже о совсем других цифрах. Основным отличием после модернизации становится двигатель. Его меняют на американский, что увеличивает скорость полета до 280 километров в час, а это на сто километров быстрее старого, – отметил Андрей Рабинович.

Ярослав СЕВРУК

Фото автора и Дмитрия НАПАЛКОВА

Эдуард Мостовой, руководитель отделения ДОСААФ в Коми.

Эдуард Мостовой, руководитель отделения ДОСААФ в Коми:

– Аэродромный комплекс в Корткеросе используется не только для подготовки парашютистов, но и для проведения муниципальных и республиканских военно-спортивных игр. Там проходит конкурс на звание лучшего призывника, муниципальный этап игры «Зарница» и многое другое. Сыктывкарской школой ДОСААФ проводятся полевые занятия с курсантами, готовящимися по военно-учетным специальностям. Все это можно общими усилиями дополнить парашютной и летной подготовкой на том самолете, который есть на базе ДОСААФ, а это не только спорт, это профессия, путевка в жизнь.

Оставьте первый комментарий для "В ожидании взлета"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.