Виталий Лифляндский: «Мы хотим показывать кино, на котором нельзя жевать попкорн»

В начале 90-х годов в Республике Коми насчитывалось более восьмисот киноустановок. Кроме того, практически в каждой школе были киноаппаратные для показа учебных фильмов. Местом, откуда фильмы в специальных контейнерах «уходили» в муниципалитеты и куда возвращались после показа, была организация под названием «Комикиновидеопрокат». Сегодня из названия учреждения ушли «видео» и «прокат», а в республике осталось всего 90 киноустановок. Какие задачи сейчас решает «Комикино» и как сегодня используется его огромный фильмофонд, в интервью «Республике» рассказал директор учреждения Виталий Лифляндский.

0_8

– Поколение старшего и среднего возраста хорошо помнит те времена, когда в кинотеатрах перед показом художественного фильма обязательно демонстрировался документальный фильм или киножурнал. Зачастую это были фильмы о жизни нашей республики. Вы много лет работали редактором республиканского киножурнала «Парма ель», а до этого – редактором кинохроники Северо-Запада СССР. Сейчас, по прошествии не одного десятка лет, эти фильмы уже можно назвать историей. Где они сегодня?

– Киножурналы я начал делать с середины 80-х годов, когда стал редактором кинохроники СССР по Северо-Западу. Наш киножурнал назывался «Северные зори» и освещал жизнь Северо-Западного региона, куда входили Мурманск, Архангельск, Вологда и Коми АССР. Выпускался он Ленинградской студией документальных фильмов, а в Сыктывкаре был корреспондентский пункт, руководил которым ныне покойный Георгий Лисецкий. Проработав пару лет, я убедился, что практически половина сюжетов в киножурнале снималась о Республике Коми, а вторая половина приходилась на оставшиеся три области. Поэтому у нас возникла мысль выделить из этого киноальманаха нашу республику и создать свой национальный киножурнал. В 1989 году еще под брендом «Северные зори» вышел его пробный выпуск, а с 1990 года мне удалось через обком партии, Москву и Ленинград пробить киножурнал «Парма ель» («Таежный родник»), который мы снимали до 1993 года.

В конце 1993 года Ленинградская киностудия закрыла все свои 13 корпунктов в Северо-Западном регионе, куда входило 13 областей и две автономные республики. Нам тогда единственным удалось удержаться на плаву и даже создать комикинокомпанию «Парма ель». Спустя три года бывший тогда главой республики Юрий Алексеевич Спиридонов вызвал меня и предложил: «Ты делаешь дело государственной важности, а компания в статусе какого-то АОЗТ. Давай через две недели документы мне на стол о создании ГУ РК «Редакция киножурнала «Парма ель» (кинохроника РК)». Долго уговаривать меня не надо было – документы лежали у него на столе уже через два дня, а 1 октября 1996 года вышел указ о создании ГУ. Это были прекрасные времена. У меня был мизерный оклад, но зато я был свободным художником. Мы мотались по всей республике – от Воркуты до Прилузья – и снимали фильмы и сюжеты для киножурнала «Парма ель» о жизни Коми края.

Надо сказать, что Юрий Алексеевич очень хорошо понимал значение кинохроники. Мы были под его надежной защитой. Однажды на каком-то совещании он сказал: «Вряд ли кто-то сейчас глубоко понимает, что делают эти люди. Это будет оценено со временем».

В 1995 году подобная киностудия открылась в Карелии, но просуществовала она до 1999 года. А мы работали аж до 2004 года, пока «ответственные» люди в новом руководстве республики не задались вопросом: «А зачем нам кино, если у нас есть телевидение?» Я, конечно, пытался защищать свое детище: «Зачем тогда нам балет, если есть брейк-данс?»

Однако аргументы мои не были услышаны. И ведь стоила-то наша кинолетопись всего миллион рублей в год. Для сравнения: Большой театр стоит сотни миллионов долларов, но ведь никому в голову не приходит закрыть его на том основании, что есть ансамбль песни и пляски Московского военного округа. Но что об этом говорить?

Все снятые фильмы и выпуски наших киноальманахов мы сдавали в «Комикиновидеопрокат», и они показывались на всех киноустановках республики. В начале 90-х, когда многое начало обесцениваться, а коммерческий интерес вышел на первый план, часть кинохроники была безвозвратно утеряна. К счастью, благодаря тому что были еще ухтинский и воркутинский филиалы кинопроката, в которых сохранились фильмокопии, все выпуски «Парма ель» начиная с 1990 года мы смогли найти. В общем, удалось много чего сюда вернуть. Но не все: «Северных зорь» осталось очень мало. У нас достаточно большой фильмофонд – семь тысяч единиц хранения, и более 260 единиц из этого числа – кинохроника. В хранилище каждый фильм находится на своем месте, есть картотека и бумажная, и электронная. Наши специалисты отслеживают сохранность фильмов и при необходимости реставрируют их.

– Для чего хранятся эти кинопленки, в то время как сегодня практически все кино перешло на цифру?

– Согласно научным исследованиям черно-белая пленка может храниться до пятисот и более лет. Сегодня, конечно, поздно об этом говорить, потому что на кинопленку практически ничего не снимается. А если даже что-то и снять, то надо найти, где проявить, напечатать, смонтировать и так далее. Но я уверяю вас: никакая цифра не может заменить кинопленку по отдаче впечатления с экрана. Я не могу сказать, что цифра мертвая, но она сухая, там нет второго, третьего плана. А в пленке есть воздух и объем, там есть душа. В нашем кинозале «Иллюзион» сохранились пленочные киноустановки, где мы наряду с игровыми фильмами демонстрируем кинохронику.

Что касается проката киноальманахов, то сегодня в республике практически не осталось пленочного кинопоказа. А для нас очень важно, чтобы кинохроника не лежала, а демонстрировалась, поэтому мы стараемся в меру своих финансовых возможностей переводить наш документальный фильмофонд на цифровые носители. Оцифровку с аналогового носителя нам делают в Санкт-Петербурге. К сожалению, у нас пока недостаточно средств, чтобы все перевести на цифру, поэтому на данный момент оцифровано только процентов сорок. Художественные фильмы, конечно, не переводим: сегодня любой художественный фильм можно найти в интернете. А вот кинохроника – это уникальная вещь. Заявок на нее и сегодня достаточно: к различным юбилеям, мероприятиям просят муниципалитеты, отделы культуры, отдельные предприятия и организации.

– А как используются сегодня пленочные художественные фильмы? И есть ли еще в республике киноустановки, которые пользуются услугами кинопроката?

– Единственный муниципалитет, в котором до сих пор сохранили кинопроекционную установку, – это Визинга. Они до сих пор просят у нас фильмы на аналоговом носителе. В основном же везде цифровой показ. Что касается художественных фильмов из нашего фонда, которые мы демонстрируем в своем кинозале, в том числе и в формате 3D, то с введением единой информационной системы электронного билета жить и зарабатывать нам стало намного сложнее. У нас нет средств установить такую систему. Вместе со скоростным интернетом это стоит около 400 тысяч рублей. Конечно, большой кинотеатр за три дня отобьет эту аппаратуру, но не наш кинозал на сорок мест. И уж тем более никакая деревенская киноустановка в ближайшие сто лет не окупит деньги, необходимые для установки аппаратуры для выдачи единого электронного билета. А так ведь можно уничтожить всю сельскую киносеть.

К счастью, правительство республики выделяет хоть какие-то средства на сохранение кинопроката. Прокат в прежнем виде сегодня, конечно, неактуален, он составляет всего процентов тридцать всей нашей деятельности. Мы просто приобретаем права на показ фильма и передаем их на взаимовыгодной основе тем киноустановкам, которые работают в республике. Это только 10-15 процентов зарабатываемых нами денег.

Если мы раньше хоть какие-то деньги зарабатывали на кинопоказе, то сейчас демонстрация фильмов у нас в основном бесплатная. Наш кинозал «Иллюзион» осуществляет социальные показы фильмов из фонда «Комикино». Каждый из таких сеансов приурочен к определенным датам и событиям, будь то День матери, День призывника, День здоровья или, например, юбилей знаменитых киноактеров или режиссеров. В рамках республиканских проектов «Солнышко в ладошках», «Теплые руки, доброе сердце», «Вера, надежда, любовь в российских семьях», «Летний кинодесант», «Кино без барьеров» регулярно проводятся кинопоказы для детей из неблагополучных семей, детей-сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных семей.

Для школьников, студентов и частных лиц «Комикино» предлагает услугу «Экскурсия», которая проводится по зданию кинопроката и включает в себя посещение киноаппаратной, фильмохранилища и фильмопроверочных цехов, а также просмотр выбранного фильма в нашем кинозале.

– То есть деятельность «Комикино» сегодня ориентирована в основном на сохранение и пропаганду нравственных и культурных ценностей через приобщение к искусству кино?

– В основном да. Коммерческие кинотеатры сегодня заточены на получение прибыли и в первую очередь демонстрируют кассовые фильмы. А кто покажет доброе кино, то, которое помогает развиваться духовно? Популяризация такого кино, организация различных кинофестивалей и есть сегодня основная наша задача.

Мы проводим ежегодный фестиваль «Сталкер» с показом фильмов о правах человека, Международный финно-угорский фестиваль визуальных искусств «Туйвеж». К Дню Победы организуем кинопарад «Память поколений», фестиваль патриотического кино «Моя Россия – родина моя». Кроме того, в рамках недель зарубежного кино знакомим нашу аудиторию с лучшими работами режиссеров Европы, Америки, Китая.

В рамках Года кино с 1 по 9 марта в республике прошла Неделя доброго кино, где демонстрировались фильмы Московского международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел». Огромную помощь в организации оказали Центр культурных инициатив «Юг\р», министерство образования Коми, Сыктывкарская и Воркутинская епархия, гимназия искусств при главе региона и республиканский институт развития образования. В ходе фестиваля были организованы не только кинопоказы, но и встречи с известными деятелями кино. Прилетал из Москвы замечательный режиссер Алексей Почивалов с творческой группой. Во время встречи с ним, которая прошла в форме мастер-класса, дети могли воочию увидеть, как создавался мультфильм «Пластилиновая ворона». В институте развития образования прошли семинары для педагогов о значении кино и необходимости приобщения к нему детей, а также встречи с кандидатом педагогических наук игуменом Киприаном.

Более шести тысяч человек посетили сеансы, которые прошли на десяти площадках Сыктывкара и на одиннадцати – по республике, включая Воркуту и другие муниципалитеты.

Сопредседатель оргкомитета Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел», викарий святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель учебного комитета Русской православной церкви епископ Евгений Верейский выразил нам письменную благодарность за проведение Недели доброго кино.

У людей, особенно молодых, должна быть альтернатива всяким там «Ночным дозорам», которые я называю «Ночным позором». Ведь 99 процентов сериалов, что у нас показывают сегодня, это вообще не кино. А человек должен знать, что есть настоящее кино. Надо вернуть зрителя в кинозалы на хорошие российские фильмы, а это можно сделать, только работая с ним. Раньше ведь в кино люди приходили, чтобы как-то обогатиться душевно. В зале нельзя было конфету развернуть – тут же все зашикают. А сейчас в кино почти никто не заходит без чипсов и попкорна. Мы же хотим показывать кино, на котором нельзя жевать попкорн. Кино, которое заставляет молодых задуматься, кто они и зачем живут на этом свете.

Беседовала Галина ГАЕВА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

IMG_4069

Оставьте первый комментарий для "Виталий Лифляндский: «Мы хотим показывать кино, на котором нельзя жевать попкорн»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.