Жизнь в творческом поиске

Сегодня Циле Зильберг исполнился бы 91 год

18 февраля – день памяти Цили Израйлевны Зильберг – человека удивительной судьбы и редких душевных качеств, старейшего сотрудника Национальной библиотеки Коми, музы технического творчества, как ее называли, давшей путевку в жизнь очень многим рационализаторам и изобретателям республики. В этот день ей бы исполнился 91 год. Циля Зильберг не дожила до своего дня рождения всего полтора месяца, она ушла из жизни в новогоднюю ночь, с 31 декабря 2015-го на 1 января 2016 года. В день ее 91-летия «Республика» вспомнила о некоторых страницах ее большой и насыщенной жизни.

06

Циля родилась в 1925 году на Украине в местечке Орынин Каменец-Подольской области. Она была третьим ребенком в семье и вообще-то не должна была родиться: мать заболела туберкулезом и врачи запретили ей рожать. Но нашелся в их местечке изумительный доктор, вылечивший маму и спасший новорожденную. Родители не имели высшего образования, но благодаря самообразованию добились поистине выдающихся результатов. Мать очень любила книги и привила эту любовь всем детям. Отец с должности табельщика вырос до начальника финотдела Министерства рыбной промышленности СССР.

Циля тоже росла умной и пытливой девочкой. В 1942 году в Астрахани, где они жили в эвакуации, она с отличием окончила 10 классов. А когда отец перевез семью в Сибирь, поступила в местный филиал Московского железнодорожного института, поскольку мечтала стать машинистом паровоза. В 1943 году, когда только-только перестали бомбить Москву, институт вернулся в столицу, куда переехали все 43 учившихся в филиале студента. Однако из этого числа окончить вуз смогли только трое, в том числе Циля Израйлевна.

Чтобы как-то продержаться в голодные военные годы, она работала уборщицей, ухаживала за ранеными в госпиталях, ремонтировала родной институт и сдавала кровь. Однажды вместо 225 граммов крови сдала 450, за которые полагалось 500 граммов хлеба и 180 рублей. Но в итоге чуть не потеряла сознание – подруги помогли ей дойти до общежития.

По окончании вуза девушка получила распределение в Сталинабад, как тогда назывался Душанбе. На своем участке она была единственным человеком с высшим образованием, но до того как получить должность инженера, поработала и бригадиром, и мастером. Вернувшись через три года в Москву, работу нашла не сразу. В конце концов отыскалась вакансия инженера на участке Московско-Бутырского отделения Ярославской железной дороги. Позже она стала инженером по рационализации, и выяснилось, что очень многие из рацпредложений не были рассмотрены, а авторам внедренных идей не выплачено вознаграждение. Циля Израйлевна проделала всю эту титаническую работу, и в благодарность рационализаторы принесли ей часть своего вознаграждения. Оказывается, ее предшественник брал с них мзду. Пришлось молодому инженеру объяснять рабочим, что отныне с такой порочной практикой покончено.

В 1952 году Циля вышла замуж за фронтовика, подающего надежды выпускника исторического факультета МГУ Александра Зильберга, и молодая семья перебралась в Сыктывкар.

Приехать сюда им посоветовали знакомые, которые отозвались о столице автономной республики так: «Там живут очень хорошие люди». В этом Циля и Александр Зильберг убедились практически сразу же. Александр Яковлевич устроился преподавателем истории в Коми пединститут, а Циля Израйлевна обрела свою вторую, ставшую любимой профессию библиотекаря, популяризатора технических знаний. Именно при ее активнейшем участии на предприятиях Коми были организованы патентные отделы и БРИЗы (бюро рацпредложений и изобретений).

Целых 43 года – с 1960-го по 2003-й Циля Зильберг возглавляла отдел патентно-технической и экономической литературы, помогала изобретателям в оформлении заявок на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки. Она первой стала применять новые формы пропаганды изобретательства и библиотечной работы: дни изобретателя, школы молодого рационализатора, ярмарки изобретений, премьеры книг. Организовала залы технической литературы в Печоре, Усинске, выездные выставки. Выйдя на пенсию, продолжала тесно сотрудничать с родной библиотекой. А еще читала лекции в СГУ и в филиале УГТУ, публиковала увлекательные статьи в российских и республиканских изданиях, сотрудничала с Торгово-промышленной палатой и была одним из ярких лидеров Коми республиканского отделения ВОИР (Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов). Благодаря ей стали известны имена молодых изобретателей: Ирины Арсентьевой, Юрия Лисовского, Константина Катаева. Помогала она в получении патента известной художнице, создающей картины из ржаной и пшеничной соломки, Галине Кулаевой и многим другим.

Отдельно надо сказать еще об одном важном деле, которому Циля Израйлевна посвятила очень много лет и усилий – она считала своим долгом добиться увековечения имени легендарного летчика Николая Лошакова, который в годы Великой Отечественной первым из советских пилотов, попавших в фашистский плен, совершил побег на вражеском самолете. За этот подвиг его ждала не награда, а жестокая кара – воркутинские лагеря. Позже летчик был реабилитирован, но так и не дождался официального признания своего подвига – звание Героя Советского Союза было присвоено только одному из девяти человек, совершивших подобный подвиг, – Михаилу Девятаеву. Циля Зильберг была лично знакома с Николаем Лошаковым по линии ВОИР, но и не догадывалась о его легендарной биографии, настолько скромен был этот человек. Позже, когда узнала об этом, стала добиваться справедливости – готовила обращения и ходатайства в администрацию президента и минобороны, написала книгу «Герои и жертвы: летчик Николай Лошаков». Сейчас благодаря ее усилиям в Воркуте установлена мемориальная доска герою, а сыктывкарскому поисковому отряду «Наследие» присвоено имя легендарного летчика.

Несколько лет назад в Национальной библиотеке выпустили библиографический указатель с публикациями и материалами о Циле Зильберг под символическим названием «Вся жизнь в творческом поиске». А совсем недавно была подготовлена к изданию книга ее воспоминаний о своей судьбе и судьбах близких ей людей.

Автору этих строк не раз доводилось бывать дома у Цили Израйлевны. Она обладала редким качеством – была в одном лице интересным рассказчиком и заинтересованным слушателем, всегда излучала тепло и свет. С удовольствием показывала фото своих путешествий, делилась воспоминаниями, рассказывала об успехах своих взрослых состоявшихся детей и подрастающих внуков.

Было в ее жизни еще одно увлечение – коллекционирование сувенирно-миниатюрной обуви. Это редкое и оригинальное хобби называется филоботия. Крохотные валеночки и пимы, русские лапти, деревянные и керамические башмачки, хрустальные туфельки Золушки, обувь царских особ и знаменитостей, серьги, броши и кулоны в виде обуви – все это богатство собиралось на протяжении не одного десятилетия. Несколько лет назад Циля Зильберг выставила его на всеобщее обозрение в родной Национальной библиотеке.

Накануне ее 87-летия корреспондент одной из республиканских газет спросил Цилю Израйлевну, что для нее значит любить жизнь.

– Это значит – все время чего-то хотеть. Делать все, что захочешь, и ни в чем себя не ограничивать. У меня сейчас тот прекрасный возраст, когда понимаешь, что мудрость – это когда интересно жить, когда любишь жизнь и понимаешь, что это взаимно. Все что угодно может привести меня в восторг. Это тоже мудрость, когда узнаешь, что чудеса живут не за тридевять земель, а они рядом. Радость – она живет вокруг, во всем. Надо уметь ее видеть и замечать, – ответила тогда Циля Зильберг.

Галина Бобракова
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

Оставьте первый комментарий для "Жизнь в творческом поиске"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.