Построили не для себя

Дома для переселенцев из аварийного жилья оказались с недоделками и браком

В понедельник на планерке кабинета министров председатель правительства Коми Владимир Тукмаков поставил задачу перед региональным минархстроем и администрациями муниципалитетов устранить в сжатые сроки все недоделки в новых домах, построенных для переселения из аварийного жилья. Похоже, министерству придется немало постараться, поскольку «социальных» домов, к качеству которых у новоселов нет абсолютно никаких претензий, не так уж много.

glava_vym_02 Сергей Гапликов, посетивший новостройку в Усть-Выми на прошлой неделе, дал поручение исправить недочеты в кратчайшее время.

Обследовать
и устранить замечания
Владимир Тукмаков упомянул десятиквартирный дом в Ижемском районе, заселенный, несмотря на ряд недоделок. В частности, его фундамент оголен, из-за чего может промерзать система канализации, не все в порядке с электропроводкой и наружной отделкой окон. А в поселке Зимовка Койгородского района переселенцы из аварийного жилья получили новое жилье без воды, канализации, с неисправной системой отопления.
По словам председателя правительства, он получил письмо от регионального отделения Общероссийского народного фронта, в котором говорится о том, что ряд подобных проблемных объектов выявлен в шести муниципалитетах республики. Министерство архитектуры Коми совместно с администрациями городов и районов должны оперативно обследовать дома и устранять замечания.
Однако муниципалитетов, где выстроены дома с недоделками для переселения из ветхого и аварийного жилья, может быть больше чем шесть. И когда завершится очередной этап гонки под названием «Успеть сдать объекты в срок», новоселы, получившие ключи от квартир, начнут находить неприятные сюрпризы – что-то выявится сразу, что-то к весне, что-то еще позже.
Причин, по которым при строительстве «государственного» жилья выявляются недоделки, несколько.
Первая – такие дома стараются строить максимально дешево, а низкие цены нередко равняются некачественным материалам и плохой репутации подрядчика. Вторая – пресловутая спешка, необходимость во избежание штрафных санкций сдать объект до часа Х.
Для иллюстрации третьей и, наверное, главной причины необходим пример. Несколько лет назад одна семья получила квартиру в доме, построенном для переселенцев из районов Крайнего Севера, а также сыктывкарцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Дом оказался проблемным: батареи грели недостаточно, в одном из подъездов температура зимой в квартирах выше тринадцати градусов подниматься не желала, а действительно горячая вода из крана лилась только в сильные морозы. Весной и осенью, чтобы принять ванну и не замерзнуть, приходилось добавлять в нее пару ведер кипятка. Коммунальщики в ответ на жалобы рекомендовали жильцам верхних этажей спускать воду с батарей, те занимались этим регулярно, каждый вечер, бывало по часу и больше, но в квартирах теплело максимум на пару-тройку градусов и ненадолго.
«Секрет» открыл один из жильцов, который, будучи слегка навеселе, рассказал соседям, что система горячего водоснабжения в подвале дома сделана неправильно. На вопрос, откуда такие сведения, мужчина простодушно покаялся: «Так я ж сам ее и делал. Знал бы я тогда, что мне именно в этом доме квартиру дадут…» Злосчастную систему в конце концов исправили, но ряд других недоделок вроде криво уложенных панелей, газовых труб, «наползающих» на дверной косяк, так и остался, так что жильцы по сей день маскируют их как могут. А причина одна: все, кто строили этот дом, делали это «не для себя».
Мелочь, а неприятно
Последняя причина явно проглядывает в львиной доле домов, квартиры в которых предназначены для переселенцев из ветхого и аварийного жилья, закрывающихся населенных пунктов.
На прошлой неделе «Республика» писала о доме в Усть-Вымском районе, к которому уж который месяц пытается привлечь пристальное внимание властей и правоохранительных органов адвокат, член Общественной палаты Коми Роман Койдан. В том самом доме целый ряд недоделок, начиная от проблем с вентиляцией и сантехникой и заканчивая до сих пор не убранной кучей строительного мусора.
В прошлую пятницу врио главы республики Сергей Гапликов, будучи в Усть-Вымском районе, в сопровождении журналистов и местных чиновников посетил другие стройплощадки «переселенческого» жилья в муниципалитете. Вопиющих, грубых недоделок там на первый взгляд нет, но, если присмотреться, замечаешь те самые мелочи, которые демонстрируют ту самую личную незаинтересованность тех, кто над этим домом работал.
Вот, например, двенадцати-квартирный дом в Усть-Выми по улице Совхозной, который вводится в эксплуатацию буквально в ближайшие дни. На вид симпатичный, аккуратный, особенно по контрасту со стоящей рядом развалюхой (кстати, именно в ней пока живут будущие новоселы). Вот водосточная труба тянется от крыши к бетонной каемке по периметру дома. Куда польется вода, когда весной с крыши потечет талый снег, а потом пойдут дожди? Под фундамент и крыльцо, потому что желобка в бетоне, который «проводит» ее подальше от стен дома, нет. Мелочь вроде бы, и представитель подрядчика обещает, что к весне все будет сделано, но почему-то сразу до ума не довели.
Квартиры в доме скромных размеров, причем часть из них сделаны в виде студий, то есть одна комната совмещает в себе и спальню, и кухню. В «кухонном» углу уже есть электроплита и раковина, над которой установлена двойная электророзетка. На удивленный вопрос: «Зачем над раковиной розетка, которая постоянно будет сырой от брызг?» – строители отвечают, что все сделано по проекту. К счастью, так они установлены не во всех квартирах.
Под раковиной на стене наклеены обои, которые к моменту осмотра уже насквозь сырые в месте, где в стену уходит канализационная труба. Протечка налицо.
В спальной части квартиры обои топорщатся по краям (видимо, делали тоже не для себя), сан-узел настолько маленького размера, что после установки раковины и душевой кабины унитаз пришлось поставить по диагонали, иначе сесть на него было бы проблемно. Говорят, что в этом доме в числе прочих будут жить молодые семьи с детьми. Но как можно купать маленького ребенка в душевой кабине, непонятно.
Туалетные вопросы
Впрочем, планировка квартир этого дома весьма неплохая по сравнению с тем, что иногда можно увидеть в других муниципалитетах. Особенно странно почему-то проектируются небольшие «переселенческие» дома на пару квартир. В таком жилье очень сложно разместить мебель. В квартире две маленькие и при этом очень узкие комнаты, одна из которых проходная. Будь ты трижды чемпион по тетрису, а не придумаешь, как расставить в этих «спальнях» и «залах» стандартные наборы из дивана, шкафа и тумбы, чтобы одно другому не мешало и выход из комнаты не перегораживало.
Иногда строители оправдываются, что микроскопический размер жилой площади получился потому, что в старом жилье, где живет будущий новосел, отсутствуют «удобства» – есть туалет на улице, и все. А в новом доме нужно устроить нормальный санузел, при этом площадь квартиры по закону должна быть точно такая же, как и старая. Вот и приходится жертвовать драгоценными метрами спальни или кухни ради благ цивилизации.
По этому поводу возникает вопрос: не хочется ли, глядя на такие дома, нашим депутатам «продвинуть» законопроект, в соответствии с которым новые квартиры для тех, кто переселяется из жилья с туалетом на улице, должны быть больше, чем старые, на энное количество квадратных метров, соответствующее минимальной площади санузла?
За последние два года только на одной «переселенческой» стройплощадке в Емве удалось услышать, что квартиры здесь будут чуть больше, чем старые, при этом с будущих жильцов никакой доплаты не потребуют.
Иногда свежепостроенный дом не только не радует новоселов, но становится и настоящей проблемой для жителей соседних домов. Недавно сыктывдинская районная газета «Наша жизнь» написала о вопиющей проблеме в селе Зеленец, которая не решается уже несколько лет. Там на улице Центральной выстроен дом для переселенцев из аварийного жилья. Поставили его на месте сгоревшего, подвели водопровод, даже ванны установили, а к канализации не подключили. Все стоки из тринадцати квартир уходят в обычную выгребную яму на шестнадцать кубов, которая моментально переполняется, зловонные ручьи вырываются наружу и текут вниз по склону прямиком к частным домам. Подвалы затапливает нечистотами – отсюда постоянная вонь и невозможность пользоваться этими подвалами по назначению, то есть для хранения урожая. То, что «не добежало» до частных домов, остается на улице, из-за чего склон Центральной зимой постоянно обледеневший. Управляющая компания сетует на то, что большая часть жильцов этого дома – должники за ЖКУ (общая задолженность по дому – больше четырехсот тысяч рублей), при этом уверяет, что, несмотря на это, выгребную яму очищают два раза в неделю. Но зловонный ручей все равно течет.
Заместитель руководителя администрации муниципалитета Наталья Долингер высказала журналисту «Нашей жизни» мнение, что к приемке этого дома в свое время отнеслись недобросовестно и местные власти, и органы технадзора. Оказалось, в частности, что вышеупомянутая выгребная яма по проекту должна была быть не на 16, а на 60 кубов. Подрядчик потом заявил, что сделать яму оговоренного размера технические условия не позволили, через суд с него взыскали неустойку, но ручей от этого не пересох. Сейчас в администрации района рассматривают варианты решения проблемы и подсчитывают затраты на это.
Жильцов слушать
не хотят
В новых домах выявляется множество других недоделок – крупных и мелких, от кровли, не способной защитить жильцов от осадков, до «неприкрытой» монтажной пены, предательски выглядывающей то из-за дверного косяка, то из-за оконной рамы. Кое-какие недочеты можно было бы устранять сразу, в ходе возведения дома. Если уж подрядчики не для себя строят, то будущие жильцы кровно заинтересованы в том, чтобы потом вселиться в нормальную квартиру, так что им имеет смысл заглядывать на стройплощадку и, если что не так, сразу требовать исправления. Другое дело, что далеко не всегда к мнению будущих жильцов прислушиваются, да и на стройплощадку их пускают редко.
Так в прошлом году жительница села Усть-Лопъю Прилузского района рассказала, что, наблюдая за строительством дома, в который им предстояло заселиться, они с мужем обнаружили несколько недочетов, в частности – отсутствие отдушин в подвале. Просили их сделать – просьбу проигнорировали. В результате после заселения выявился целый ряд проблем, которые привлекли пристальное внимание прокуратуры региона.
Приятным исключением стали строители 38-квартирного «переселенческого» дома в Усинске, которые во время инспекции стройплощадки врио главы Коми Сергеем Гапликовым рассказали, что идут навстречу пожеланиям будущих жильцов по поводу местоположения розеток и выключателей, клеят обои, которые те приносят. Чаще, увы, бывает наоборот: смотришь на маленькую темную комнатку, оклеенную серо-зелеными обоями, и интересуешься у представителя подрядчика, неужели цвета повеселее не нашлось, а он отвечает: «Так все равно же вселятся и по-своему переделают». «Что поделать, переклеим к весне», – обреченно бубнит стоящий неподалеку будущий новосел, которого в эту квартиру первый раз запустили накануне. Зато отчитались, что жилье готово «под ключ».
Как ни крути, а все в руках будущих новоселов. Потому что, сколько бы ни ездил минархстрой с комиссиями по стройкам, а если подрядчик не слишком добросовестный – все равно все сделает не так. Эксперты рекомендуют переселенцам самим проявлять инициативу, создавать совет дома еще на момент его строительства, требовать у местной администрации и подрядчика максимум информации о происходящем, добиваться того, чтобы представителей совета включали в состав различных комиссий, обследующих дом на разных этапах его строительства. Если кажется, что что-то идет не так, необходимо проконсультироваться с независимыми специалистами и в случае, если опасения подтвердятся, привлекать к проблеме внимание общественников, СМИ, надзорных и правоохранительных органов. Государство обязалось переселить из ветхого и аварийного в новое и качественное жилье, и эти обязательства должны исполняться в полном объеме.
Анна Потехина
Фото автора и rkomi.ru

DSC04164

DSC01218 Дом в Усть-Лопъю Прилузского района был сдан с рядом недоделок: жильцам пришлось переделывать козырек, чтобы снег с крыши не падал на голову, а неправильно установленная печка чуть не стала причиной пожара.

DSC01214

Оставьте первый комментарий для "Построили не для себя"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.