Тамара Горбунова: «Цифры не устроенных в детсад уже не такие пугающие»

Начало нового учебного года – время тревог и волнений не только для родителей школьников. Пожалуй, еще больше переживают родители малышей, не получивших места в детском саду. Маме пора выходить на работу, а ребенка пристроить некуда. Начальник сыктывкарского управления дошкольного образования Тамара Горбунова в интервью «Республике» рассказала о том, как сегодня обстоят дела с устройством детей в детские сады.
– Еще у всех памятны времена, когда проблема нехватки мест в детсадах Сыктывкара была просто катастрофической. За сравнительно короткий срок властям города и республики удалось значительно сократить ее масштабы. И тем не менее этим летом не раз уже приходилось слышать от молодых родителей сетования на то, что пора выходить на работу, а ребенку не досталось места в детском саду. Какова сегодня ситуация с выделением мест для малышей, достигших полутора лет?

RET_9197_preview_610

 


– Несмотря на то, что в плане создания новых мест в дошкольных учреждениях сделано уже очень много, проблема неустроенности некоторой части детей с повестки дня окончательно не снята. Для сравнения: в 2010 году дефицит мест в столичных детсадах составлял 3,5 тысячи. Но в городе идет такое активное строительство, что уму непостижимо, как это мы так быстро сумели снять остроту проблемы. Ведь с 2010 года мы открыли дополнительно четыре тысячи мест. В переводе на детсады это 20 с лишним детсадов на 200 мест. Было построено шесть детсадов на 1140 мест, возвращено девять детсадов на 1210 мест, переоборудовано под группы 53 помещения на 1300 мест, реконструировано помещений под группы на первых этажах на 80 мест. И плюс 220 мест в негосударственном секторе.
Но, несмотря на это, на сегодняшний день у нас остались неустроенными 327 детей, достигших полутора лет. Проблему устройства детей-трехлеток мы решили уже в 2014 году, а вот с малышами пока так. Сколько бы мы ни строили детских садов, нельзя списывать со счетов непредвиденные моменты. В частности, у нас в городе очень большая миграция населения, люди приезжают сюда из городов и районов республики и из других регионов. Естественно, они тоже хотят устроить своих детей в детсад и встают в очередь. А мы-то ведь строим исходя из прогнозов рождаемости.
Среди очередников у нас много желающих отдать ребенка в детсад не только с полутора лет, но и раньше. Конечно, цифры неустроенных уже не такие пугающие, как раньше, но все же места достались не всем. Но льготные категории детей, которым в сентябре исполнится 1,5 года, у нас все устроены.
– А кто подходит под льготные категории?
– Список льготников на первоочередное получение места в детских образовательных учреждениях утвержден федеральным законом. Это дети сотрудников МВД, ФСИН, прокуратуры, таможенной и противопожарной служб, военнослужащих, многодетных родителей, инвалиды, опекаемые дети, дети родителей из числа сирот, близнецы. В очередниках остаются те, кому после первоочередного распределения не хватило места.
– А как потом движется эта очередь и есть ли у очередников надежда получить место в текущем году?
– У нас ведется автоматизированный учет мест. Если места по каким-то причинам освобождаются, мы собираем комиссию и выносим на ее рассмотрение кандидатуры тех, кто стоит первыми в очереди. За счет чего происходит освобождение мест? К примеру, на стадии комплектации групп некоторые родители отказываются от места, потому что врачи вынесли вердикт, что ребенку рано идти в детсад, а требуется пока продолжить домашний уход. Бывает, неожиданно возникают какие-то семейные проблемы: переезд, например. Или бабушка соглашается посидеть с ребенком, пока он не подрастет и не окрепнет. В случаях высвобождения мест руководители детсадов сообщают нам об этом. Этими вопросами у нас занимается целый отдел по оказанию муниципальных услуг в управлении дошкольного образования. Мы стараемся четко соблюдать административный регламент и законы, чтобы не было нарушений в виде внеочередного выделения мест. Уж очень это тонкая тема, которая волнует многих родителей.
Все подавшие заявления регистрируются в электронной очереди, которую можно отследить в сети интернет, в ГИС «Электронное образование», где, кстати, можно и самостоятельно зарегистрироваться. У каждого родителя на руках есть расписки о том, когда ребенок поставлен на очередь. Комплектование групп происходит один раз в год на специальной комиссии.
– Какие альтернативы существуют для тех, кто не попал в этом году в детсад? Сколько у нас в столице коммерческих дошкольных учреждений и насколько они доступны в плане оплаты?
– Сегодня у нас работает 11 индивидуальных предпринимателей, которые оказывают услуги по уходу и присмотру за детьми. Для пребывания детей у них созданы достаточно хорошие условия. Но многих родителей не устраивает цена вопроса. Минимальная стоимость месячного пребывания ребенка в таком детском саду начинается от 11-12 тысяч. В зависимости от наличия и количества предоставляемых дополнительных услуг есть и более высокие цены.
В городе действует программа поддержки малого и среднего предпринимательства, которая предоставляет возможность индивидуальным предпринимателям получить субсидию на создание условий в частных детсадах. В рамках этой программы на создание условий в этих учреждениях ежегодно выделяется полтора-два миллиона. Мы, естественно, контролируем и отслеживаем, как они работают и насколько созданные там условия соответствуют нормам. Так что по этому поводу родители могут не волноваться: условия там приближены к среднестатистическим детским садам, с детьми работают специалисты с дошкольным образованием, и на основании договоров питание для воспитанников поступает из других детсадов. Единственный отрицательный момент: цена вопроса. Соглашусь, что не все молодые семьи могут потянуть такие суммы. Но те, кто хочет устроить ребенка пораньше, отдают своих детей туда. В этом году в частные детские сады у нас пошли более 200 детей.
Я думаю, в недалекой перспективе вопрос снижения платы в частных детсадах будет решен. Мы часто встречаемся с этими индивидуальными предпринимателями и обсуждаем вопросы дальнейшего развития их групп и удешевления платы за содержание детей. Предложений достаточно много. Если они получат лицензию на ведение образовательной деятельности, то смогут рассчитывать на выделение субвенций на ведение этой деятельности и на компенсацию части родительской платы. Сейчас над этой проблемой плотно работают и в Министерстве образования Коми.
– В былые годы были прецеденты, когда такие частные детсады открывались в обычных стандартных квартирах, и соседи по площадке высказывали возмущение по этому поводу. Как сейчас обстоит дело?
– Сейчас такие сады открываются в основном на базе муниципальной собственности. Муниципалитет выделяет предпринимателям освободившиеся помещения на первых этажах домов с отдельным входом. Противопожарная безопасность там соблюдается и санитарные нормы – тоже. Открываются эти детсады только с разрешения надзорных органов.
– Ранее для тех, кто не попал в детсад, существовала альтернатива попасть в группы кратковременного пребывания. Есть ли сейчас такие группы и могут ли они решить проблемы тех, кто остался без места?
– Эти группы всегда пользуются спросом. Время пребывания детей в них – от 3,5 до 5 часов. Если ребенок остается там на 3,5 часа, он получает одноразовое питание. Если на пять часов, его там кормят завтраком и обедом, и родители забирают его, когда у детей по режиму начинается дневной сон.
– Такие группы есть при каждом детском саде?
– К сожалению, нет. Некоторые группы кратковременного пребывания перешли на полный режим работы. Руководители учреждений стараются изыскать возможности перевода таких групп в постоянные. В свое время они открывались за счет освобождения каких-то подсобных помещений, кабинетов или залов. Когда проблема нехватки мест стояла еще очень остро, мэр города Иван Поздеев обратился к руководству детсадов, чтобы они изыскали внутренние резервы и освободили по возможности часть площадей под такие дополнительные группы. Эти помещения отремонтировали и хорошо оснастили за счет федеральных и республиканских средств в рамках программы модернизации системы дошкольного образования. Всего, как я уже сказала, у нас в Сыктывкаре действуют 53 такие группы. Хочется высказать большую благодарность и правительству республики, и руководству города за то, что мы смогли их отремонтировать и оснастить в соответствии со стандартами. Там есть все, начиная с интерактивных досок и заканчивая мелким инвентарем и пособиями.
– Эти группы на сегодняшний день тоже все заполнены?
– Да. Но ведь среди тех, кто остался без места, остро нуждающихся не так уж и много. Например, в Эжвинском районе у нас все малыши полутора лет и выше получили места, нет проблемы дефицита мест и в поселках Краснозатонском и Седкыркеще. К октябрю будет введен спально-игровой корпус в Верхней Максаковке и Лесозаводе, и там тоже будет полностью решена проблема устройства в детсады. Дефицит пока существует больше для жителей центра города.
– Какова плата за группы кратковременного пребывания?
– Размер родительской платы незначительный. Все зависит от того, на какое время ребенок приходит и сколько раз его кормят. Вообще, во всех детсадах оплата у нас разная. Самая высокая – 190 рублей, самая низкая – 130 рублей в день. В тех детсадах, где оплата низкая, на развитие почти ничего не остается, потому что эта цена покрывает только расходы на питание, которое у нас выходит более 100 рублей в день. В автономных учреждениях, где родители платят от 170 до 190 рублей в день, остаются хоть какие-то деньги на развитие и оснащение групп.
– Нужно ли ждать в этом году увеличения родительской платы?
– Пока не планируется. Но, скорее всего, родительскую плату будем приводить в соответствие с единой системой оплаты детсада, но не выше.
Беседовала Галина ГАЕВА
Фото Андрея Ретанова,
БНК

Оставьте первый комментарий для "Тамара Горбунова: «Цифры не устроенных в детсад уже не такие пугающие»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.