В Национальной галерее Коми установили авторство одной из картин. Много лет картина «Вальпургиева ночь» значилась как работа неизвестного художника XIX века. В 1928 году она попала в Усть-Сысольск из центрального хранилища Государственного музейного фонда. Ранее произведение находилось в собрании Румянцевского музея в Москве. На картине было указано: «Эккерт. Врубель. Дьявольский шабаш. Из Вальпургиевой ночи (Провинция)».
В 1952 году картина из краеведческого музея была передана в Художественный музей Коми АССР. Работа поступила под следующими данными: «Врубель «Дьявольский шабаш. Из Вальпургиевой ночи». Конец XIX века. Бумага, сепия». С одной стороны, картина значилась как работа неизвестного художника, с другой – авторство приписывали Михаилу Врубелю. Атрибутировать картину в этом году смогла заведующая отделом музейно-исследовательской работы галереи Ольга Орлова. Результатом ее исследования стало установление авторства, уточнение названия, материалов исполнения и датировки (1907-1910 годы).
– Исследование в ультрафиолете не дало возможности прочитать полустертые надписи графитным карандашом, – рассказала она «Республике». – В одной из них угадывались немецкие слова: «Walpurgis Nacht». Осенью 2015 года нас консультировала старший научный сотрудник Государственного Русского музея Ирина Верховская. Она отвергла авторство Михаила Врубеля, предложив выявить круг близких к нему художников.
Учеником и последователем Врубеля был один из самых загадочных представителей романтического символизма в России – Виктор Замирайло (1868-1939). Его и Врубеля сближал интерес к «дьявольщине».
По словам Ольги Орловой, графика Замирайло заполнена символами, ведьмами и небывалыми существами, которые живут в туманном мире на рисунках художника. Долгие годы имя мастера акварели и книжного графика находилось в незаслуженном забвении.
Только в 2018 году в Санкт-Петербурге представили масштабную выставку, приуроченную к 150-летию художника. К этой же дате вышел двухтомник исследования его творчества. В него вошла библиография книг, оформленных Замирайло, и более пятисот иллюстраций с его работами из частных и музейных собраний. Выставка и книга помогли Ольге Орловой атрибутировать картину из собрания галереи.
Сейчас картину можно увидеть в зале галереи, посвященном искусству конца XIX – начала XX века. ↓
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Раскрыта тайна «Вальпургиевой ночи»"