Опасность «сезонной» игрушки

Накануне Дня защиты детей в Общественной приемной главы Коми по Сыктывкару провели прямую линию по безопасности детских товаров. Основной вывод: хоть сотрудники Роспотребнадзора и стараются по максимуму изгонять с полок некачественные игрушки и одежду, основная надежда все же на внимательность родителей.

Сыктывкарка Марина, обратившаяся на прямую линию, рассказала, что ее маленькая дочка просит купить игрушку LOL – куколку-сюрприз в шаре, но стоят они дороговато. Недавно горожанка увидела в одном из магазинов рекламу, предлагающую купить такие игрушки за 199 рублей, и усомнилась в их качестве – уж больно велика разница с ценами, которые она встречала до этого, поэтому спрашивает, стоит ли рисковать.

Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей регионального управления Роспотребнадзора Татьяна Гарманова ответила, что прежде чем покупать игрушку, нужно изучить информацию, которая к ней прилагается (напечатана на упаковке или вложена внутрь нее, но так, чтобы можно было ознакомиться). Поскольку сейчас в России действует регламент Европейского таможенного союза о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, то должна быть указана информация о наименовании изделия, стране изготовления, дистрибьюторе, если производитель зарубежный, предприятии, где сделали игрушку или другой детский товар. Также необходимы данные о возрастных ограничениях, материале, дате изготовления, сроке службы, гарантийном сроке, если он установлен. И все вышеперечисленное должно быть написано по-русски. Кроме того, на товаре должен стоять знак соответствия требованиям технического регламента – три буквы ЕАС.

– Если есть полная информация, как правило, товар хороший, если что-то отсутствует, вас это должно насторожить, – пояснила Татьяна Гарманова. – Но, если желаете, можете попросить у продавца показать еще и транспортные накладные со сведениями о декларации или сертификате Таможенного союза. У нас очень много китайской продукции в магазинах, но это не означает, что она вся плохая. Сейчас начались плановые проверки, мы очень много продукции отбираем на экспертизу, но отрицательных результатов – единицы.

Начальник отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора по Коми Александр Рымарь добавил, что если на той самой игрушке не будет всей необходимой информации, то можно позвонить в управление (телефоны указаны на сайте, в том числе горячей линии) и сообщить об этом, это будет основанием провести проверку по указанным фактам.

По словам Александра Рымаря, в этом году закончились так называемые надзорные каникулы, четыре года надзор не беспокоил проверками магазины, торгующие товарами легкой промышленности, детскими товарами. И многие, как выяснилось, за это время «расслабились», особенно если судить о многочисленных жалобах, поступающих от сыктывкарцев на торговые точки с недорогими товарами, в том числе на вездесущую «Московскую ярмарку».

Поэтому управление Роспотребнадзора включило такие объекты в свой план проверок, и это уже дало результаты. Как рассказала Татьяна Гарманова, было проинспектировано 660 партий, 27 образцов направлены в испытательную лабораторию, из них два товара из детского ассортимента оказались не соответствующими нормам. Это резиновый мяч производства города Чебоксары, он не соответствовал требованиям технического регламента, превышение индекса токсичности, и детские носки, у которых была проблема с гигроскопичностью, при норме не менее 14 процентов она составляла всего семь процентов. При этом очень много продукции забраковали без лабораторных исследований, поскольку отправлять ее туда даже смысла не было, поскольку изначально отсутствовала необходимая информация о товаре – неизвестно, кто и когда произвел и из чего. Так что такой товар сразу арестовали, судами уже приняты решения о конфискации этой продукции.

Александр Рымарь пояснил, что такие проверки специально проводились зимой-весной, чтобы освободить лето для другой работы: в каникулы нужно решать задачи, связанные с качеством детского отдыха. Но осенью плановые проверки магазинов возобновятся.

Между тем именно в летние каникулы на улицах, в парках, появляется множество палаток, развалов, где торгуют различными игрушками, зачастую плохого качества, моментально ломающимися. Оказалось, что дела с такими «сезонными», продающимися на улицах игрушками обстоят куда хуже, чем с теми, что реализуют через магазины. В первую очередь потому, что организация проверки – дело небыстрое, а убрать палатку и исчезнуть в неизвестном направлении – дело пятнадцати минут.

Для внеплановой проверки должно быть очень веское основание. Например, человек видит, что игрушки продаются вообще без всякой полагающейся информации – только цена указана, краска с них облезает, запах подозрительный, он может позвонить в управление Роспотребнадзора, будет организована проверка, но ее нужно предварительно согласовать с прокуратурой. Если же гражданин купил игрушку, принес домой и она тут же развалилась, то он сначала по закону должен попробовать решить вопрос с продавцом – заменить товар или вернуть деньги. И только если продавец откажется это сделать, написать заявление в Роспотребнадзор, причем приложив к нему кассовый или товарный чек, иначе недоказуемо, что товар куплен именно в этой, а не в другой палатке. А продавца к этому моменту уже и след простынет.

Так что, получается, в случае с «сезонной» игрушечной торговлей остается по большому счету рассчитывать лишь на добросовестность владельца торговой точки либо просто никогда ничего на уличных развалах не покупать, как бы ребенок ни просил.

Сложно добиться справедливости и при покупке чего-то через социальные сети. Может статься, что продажу товаров и их доставку в город организует частное лицо, которое не зарегистрировано как предприниматель, а значит, разбираться с ним, если ущерб весомый (например, товар нанес вред здоровью), придется не через Роспотребнадзор, а через полицию.

– В интернете через социальную сеть заказали ребенку игровой набор. Он пришел, мы его получили, упакован нормально, выглядит так же, как на фото. Принесли домой, открыли – ужасный запах некачественного пластика, нет никакого сертификата, непонятно, кто произвел. Ребенку давать побоялись, – рассказал сыктывкарец, позвонивший на прямую линию.

Татьяна Гарманова посоветовала выяснить, оформлен ли этот магазин в соцсети официально. Есть много интернет-магазинов вполне добросовестных, которые публикуют на сайтах всю информацию о себе, в том числе порядок возврата некачественного товара. Если же не оформлен, то претензию кому-либо предъявить практически невозможно.

На вопрос журналиста «Республики», а как же тогда контролируется качество товара в секонд-хендах, в которых многие покупают одежду для детей – малыши быстро растут, а постоянно приобретать им исключительно новые вещи не всем по карману, сотрудники управления Роспотребнадзора ответили, что практически никак. Конечно, секонд-хенды тоже попадают под закон о защите прав потребителей, санитарное законодательство, но в основном это относится только к общим требованиям к самим магазинам. Поскольку там продается товар, бывший в употреблении, сопроводительных документов от производителя не требуется, продавцы могут предъявить разве что товарные накладные, которые о качестве вещей, их происхождении ничего не скажут. Если у вещи оторван карман, например, покупателя должны об этом предупредить, но в остальном все зависит от внимательности самого клиента.

– Если сохранились ярлычки от производителя – ориентируйтесь на них, если нет – исключительно на свой здравый смысл. Если даже на ощупь понятно, что вещь сшита из стопроцентного полипропилена, то младенцу ее категорически покупать нельзя, – пояснил Александр Рымарь.

Анна ПОТЕХИНА

Фото asiarussia.ru

Оставьте первый комментарий для "Опасность «сезонной» игрушки"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.