Парламентарии Северо-Запада изучили опыт Коми

Сыктывкар стал местом проведения заседания постоянного комитета Парламентской ассоциации Северо-Запада России (ПАСЗР) по образованию, науке и высшей школе. Входящие в этот комитет представители законодательных собраний Вологодской, Архангельской, Ленинградской областей, собрания депутатов НАО и Калининградской областной думы ознакомились с опытом Коми по подготовке кадров для региональной экономики и обеспечению доступности и качества образования в сельской школе.

О подготовке кадров, востребованных экономикой республики, рассказала вице-спикер парламента Коми Валентина Жиделева, возглавляющая лесной образовательный кластер региона. Соответственно речь шла о том, как и какие кадры готовят местные вузы и ссузы для лесной отрасли.

Кластер был создан в 2011 году и сейчас объединяет уже 19 образовательных организаций, включая даже школы. То есть осознанный выбор профессии начинается для будущих специалистов уже со школьной скамьи. Благодаря такому объединению учебных заведений организована многоуровневая непрерывная система подготовки кадров, подчеркнула Валентина Жиделева и привела пример: студентов Сыктывкарского лесного института (СЛИ) стали обучать рабочим специальностям, и в итоге вуз выпускает инженеров, глубже понимающих производственный процесс.

Примечательно также, что в лесной образовательный кластер Коми недавно вступил ссуз из другого региона – расположенный в Томской области Асимовский техникум промышленной индустрии и сервиса. А еще на базе СЛИ действует международный совет, объединяющий все лесные университеты финно-угорских стран и регионов России. Одним из плодов такого сотрудничества стало методическое пособие «Чистое производство», рассказывающее, где и как готовят специалистов по современным технологиям переработки отходов. Такая методичка есть во всех вузах-партнерах.

По соглашению с правительством Коми лесной образовательный кластер республики наделен полномочиями по проведению научных исследований. Ежегодно в Сыктывкарском лесном институте открываются лаборатории, их сейчас уже девять. Но Валентина Жиделева как руководитель кластера ставит куда более амбициозную задачу: СЛИ должен стать членом Федерального исследовательского центра. Сейчас в ФИЦ входят девять российских институтов, и Сыктывкарский лесной институт может стать десятым вузом в составе исследовательского центра.

Как пояснила корреспонденту «Республики» директор СЛИ Любовь Гурьева, вхождение в ФИЦ открывает новые возможности и для научных исследований на базе института, и для внедрения инноваций в производство. Будет вестись проектное обучение, когда из студентов формируется команда исследователей и производственников, которые в дальнейшем будут работать в одной связке.

Но чтобы добиться вхождения в ФИЦ, надо выходить с законодательной инициативой, и здесь очень пригодится поддержка ПАСЗР. Кроме того, на заседании был поддержан еще ряд инициатив: организовать на базе научных организаций подготовку бакалавров, а также разрешить проходить практику студентам не только в организациях с образованием юрлица, но и у индивидуальных предпринимателей.

На брифинге в перерыве между заседаниями председатель постоянного комитета по образованию, науке и высшей школе ПАСЗР, депутат заксобрания Вологодской области Людмила Ячеистова отметила, что включенные в повестку дня вопросы – подготовка кадров в высшей школе и развитие образовательных организаций в сельской местности – взаимосвязаны.

– Оба вопроса имеют свои проблемы и трудности. Мы не выносим на рассмотрение проблемы, которые решаются легко. Нам важно посмотреть, как в каждом регионе Северо-Запада готовят кадры для экономики. Одна из форм такой работы, которая реализуется и у нас в Вологодской области, и в Республике Коми, – лесной образовательный кластер.

По словам Людмилы Ячеистовой, у парламентариев много предложений к федеральному правительству и по теме развития сельской школы и ее финансирования:

– Среди проблем сельской школы – отток детей, которые там обучаются. Отсюда вытекает следующая проблема – превращение средней сельской школы в основную, из основной – в начальную. Возникают вопросы кадрового состава и педагогической нагрузки, поскольку такие школы, как правило, малокомплектные. Молодежь по окончании вуза не очень охотно едет работать в сельскую местность, хотя условия создаются. И эти проблемы будут усугубляться. Надо их опередить и подумать, какую модель с учетом своих территориальных сложностей мы могли бы предложить Федерации.

Галина ВЛАДИС

Фото vologdazso.ru

Оставьте первый комментарий для "Парламентарии Северо-Запада изучили опыт Коми"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.