Педагог-психолог Лилия Борякина: «Самое сложное – это найти подход к человеку»

На прошедшем в Москве всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2018» педагог-психолог воркутинской школы №13 Лилия Борякина была награждена дипломом победителя в номинации «Общественное признание». В интервью «Республике» учитель рассказала о том, как пришла в профессию, и о сложностях на пути к победе в конкурсе.

– Как давно вы пришли в школу?

– В школе я работаю 12 лет. А до этого 15 лет была медицинской сестрой в реанимационном отделении Воркутинской городской больницы. Работа с тяжелыми пациентами повлияла на выбор профессии психолога. Умение противостоять трудностям, не опускать руки даже в самых сложных ситуациях, мобилизоваться и находить пути решения пригодились мне и на новом месте работы. Просто в больнице была лекарем тел, а теперь я лекарь душ. Честно говоря, после получения высшего психологического образования, поначалу и не собиралась идти в школу, хотя всегда хотелось работать с трудными подростками. Найти работу по специальности сразу не удалось. Но однажды мне позвонили и спросили: «А не хотите ли вы попробовать себя в качестве школьного психолога?» Я приняла решение, о чем ни разу не пожалела. Каждый день с удовольствием иду на свою любимую работу.

– Психолог в школе для многих до сих пор фигура не совсем понятная. Ведь даже между членами одной семьи подчас невероятно трудно наладить отношения, а тут целая школа. Что может сделать один человек, когда в этой большой школьной семье бывает до тысячи детей и каждый со своим характером?

– Люди часто не видят различия между психологом и психиатром. И родители иногда не понимают этой разницы. А разница в том, что психолог работает со здоровыми людьми, а психиатр помогает людям с измененной психикой. Задача школьного психолога – создать атмосферу сотрудничества между педагогом, детьми и родителями. Он помогает выявить и преодолеть различные школьные трудности. А проблем бывает много. Например, учитель жалуется на то, что ребенок срывает уроки, проявляет непослушание, плохо учится.

– И как тут может помочь психолог?

– Любой конфликт, проблема во взаимоотношениях – это сигнал неблагополучия, который требует обратить на себя внимание. Бессмысленно бороться со следствием, не зная причины. Так вот моя задача – определить эту причину: это проблема ребенка, семьи или учителя? Либо это комплексная проблема? И уже исходя из этого двигаться в нужном направлении. Ведь любое поведение ребенка – проекция какого-то напряжения, а где очаг этого напряжения, должен выяснить психолог. Педагог-психолог в школе консультирует, проводит диагностику, профилактическую, коррекционную работу, занимается психологическим просвещением родителей, педагогов, учащихся, методической работой.

– Сегодня школьные учителя просто за голову хватаются: отчетные документы отнимают так много времени, что на живую работу с детьми его просто не остается. У психолога отчетности не меньше, а работа с душами требует внимания и сил. Как вам удается при этом еще и творчески относиться к своей работе?

– Конечно, документация отнимает очень много времени. Но это тоже часть моей работы. К тому же работа психолога заключается не только в том, что он провел тематический классный час или диагностику. Само твое присутствие в школе, даже общение с детьми на ходу – уже работа. Когда заходишь в школу, и дети бегут навстречу, чтобы тебя обнять, значит, они тебе рады. И эта их радость уже свидетельствует о том, что ты не зря тут находишься. Или проходишь по коридору, видишь – ребенок грустный стоит. Подойдешь: «А что такое? А почему? Может, ко мне в кабинет пойдем, пообщаемся?» И смотришь, ребенок уже улыбается. Эти мимолетные встречи, ободряющие слова и улыбки, комплименты подросткам, в которых они в этом возрасте очень нуждаются, – это тоже моя работа.

Иногда психолог видит результаты своего труда сразу, иногда через месяц, но чаще это отсроченный результат, который можно отследить либо по наблюдению за ребенком, либо по диагностическим материалам. Доказательством тому могут служить слова классного руководителя, который с радостью заявляет: «А вы знаете, ребенок начал меняться, он стал спокойнее».

Понятно, что за всеми шестьюстами детьми я не могу уследить, один в поле не воин, я работаю в тандеме с коллегами и родителями. Поэтому самое главное, с чего должен начать психолог, пришедший работать в школу, это формирование доверия как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

– Есть ли в вашей практике случай, который больше всего запомнился вам?

– Таких случаев немало, но есть и такие, о которых вряд ли когда-нибудь забудешь. Был у нас в школе мальчик. Сложный, неусидчивый, гиперактивный ребенок. Учителя очень часто на него жаловались, родители не справлялись. Я работала с ним два года, приглашала на консультации, групповые занятия, совместно с учителями искала возможности налаживания контакта в семье. Вместе мы пытались найти то, что мальчишке может быть интересно, чтобы сделать его более успешным в собственных глазах. Он заинтересовался боксом, записался в секцию, где был прекрасный тренер, который вывел его на муниципальный уровень спортивных побед. Парень стал успешным, начал приносить школе призовые места, самооценка его повысилась, сверстники зауважали. Отношения с родителями стали лучше. И мальчишка изменился, но для этого потребовалось два года кропотливой работы.

После окончания школы мы с ним не виделись несколько лет. И вдруг однажды случайно встретились на улице. Нас разделяло метров сто, и он кричал мне на всю улицу: «Лилия Анатольевна, остановитесь, я хочу вас обнять». Тогда он признался мне: «Я так вам благодарен! Вы тот человек, благодаря которому я многого добился». Разве это не то, ради чего стоит работать? Это дает силы жить и заниматься любимым делом.

– Что вам кажется наиболее сложным в работе?

– Самое сложное – найти подход к человеку, сформировать доверие. Для ребенка стать другом, для родителя – помощником, для педагога – сотрудником. Если найдешь подход, все пойдет. Если доверие не сформировано, вся работа неэффективна. Школа – это то пространство, где психолог постоянно изучает свои личные профессиональные возможности, развивает свои навыки. К примеру, готовясь к занятию, я могу перелистать кучу литературы, чтобы подать материал интересно. Каждый раз думаешь: как именно для этого класса подготовить занятие? Ведь детские коллективы разные.

Но самое главное, что делает психолог в школе, он формирует комфортную и безопасную среду, которая сама по себе уже способствует развитию личности. Чтобы родители с удовольствием приходили на родительские собрания, потому что там им обязательно ответят на волнующие их вопросы. Например, родители нередко жалуются, что их сын или дочь начали грубить, проявляют непослушание. И когда им рассказываешь о возрастных особенностях подростка, они вдруг начинают понимать, что так происходит не потому, что именно их ребенок плохой, а через этот возраст проходят все, это просто нужно пережить. И при этом учиться понимать своего ребенка и искать правильные способы общения.

– Сегодня жизнь такова, что без психологической грамотности практически невозможно достичь каких-либо значимых успехов. А уж школьным педагогам без этого просто никуда. В то же время знания, полученные в педагогическом вузе, забываются сразу же после сданного экзамена. Проводится ли какой-то ликбез по основам практической психологии со школьными учителями?

– Это обязательно. Мы должны совершенствоваться. Сейчас время такое, что нужно быть готовым к постоянным изменениям и находить подход к детям. Поэтому в зависимости от того, какой запрос идет от муниципалитета, для учителей организуются практико-ориентированные или обучающие семинары на уровне города. Обязательно проводятся семинары по профилактике профессионального выгорания, по работе с детьми с особенностями здоровья. В городе работает клуб родительского просвещения, где психологи проводят семинары для родителей.

Нашими психологами из городского методического объединения разработан ряд программ, которые стали победителями республиканского конкурса для школьных психологов «ПСИ-перспектива» и рекомендованы министерством образования Коми для реализации в других учебных заведениях. Я тоже являюсь автором и соавтором некоторых программ. В соавторстве с директором ПМПК Лорой Суворовой и психологом из 23-й школы Натальей Лекомцевой мы разработали программу «Профилактика и коррекция кризисных состояний обучающихся «Руки помощи». А в прошлом году моя программа «Латентная профилактика девиантного поведения учащихся» победила на республиканском конкурсе.

– Стала ли для вас неожиданностью победа на всероссийском уровне? И что было самым сложным для вас в этом конкурсе? Ведь все-таки он собрал более полусотни самых лучших психологов страны.

– Кто не мечтает о победе? Но за этим стоят ежедневный систематический труд, ежегодное участие в конкурсах как муниципального, так и республиканского уровня, выступления на семинарах, конференциях, форумах.

Моя победа на республиканском конкурсе «Педагог-психолог Республики Коми – 2018» стала пропуском на всероссийский этап. Победа в номинации «Общественное признание» – для меня полная неожиданность.

А вот что было сложно, так это преодолеть волнение, когда твою работу оценивают коллеги из разных регионов, ведущие психологи Москвы. В такой момент понимаешь, что на тебе – ответственность за свою республику и ты не имеешь права подвести. К тому же минувшим летом изменилось положение о конкурсе, и все конкурсные материалы пришлось заново готовить.

Приятной неожиданностью стало то, что меня объявили в числе 15 человек, прошедших в финал, где происходило самое сложное испытание – квест. Это психологическое консультирование. Мне попалось такое задание: на консультацию к психологу приходит молодая учительница, которая работает в школе второй год. Плачет, жалуется на то, что дети ее не слушают, ни во что не ставят, и она заявляет, что увольняется. Мне нужно было ответить жюри на ряд вопросов и проиграть сцену консультирования этого педагога. Задание подразумевало, что мне будут заданы каверзные, запутывающие вопросы. На все про все было отведено 15 минут, по истечении которых мне надо было дать психологическую оценку консультированию. Это сложно. Но это стандартная рабочая ситуация, когда среди урока к психологу приходит учитель и просит: «Сделайте что-нибудь, я так больше работать не могу». И твоя обязанность среди эмоций выявить причину происходящего, понять, что спровоцировало этот конфликт, как давно он назревал, где и кто был неправ.

– В родной школе вас встретили как героя?

– Конечно. Но все началось задолго до возвращения домой. Когда я вышла во второй тур, мне начали звонить и писать совершенно незнакомые люди. Поддержка была мощная. Люди присылали «ВКонтакте» заметки республиканских информагентств и из Воркуты о том, что я вышла в финал. Это так стимулирует. Я не знаю, откуда люди находили мой номер телефона. Вероятно, с сайта «Педагог-психолог», где есть контактная информация обо всех участниках конкурса. Но мне звонили и говорили: «Мы за вас переживаем, весь Сыктывкар, вся Воркута болеют за вас». Я их спрашиваю: «Вы кто?» А в ответ: «Да вы нас не знаете, мы тут о вас прочитали». Это дорогого стоит. Не скрою, что горжусь собой, мне приятно, что я оправдала надежды республики. Хочу сказать слова огромной благодарности всем, кто меня поддерживал. Даже не знаю, насколько победа была бы возможна без такой поддержки.

Беседовала Галина ГАЕВА

Фото со страницы «ВКонтакте»

Оставьте первый комментарий для "Педагог-психолог Лилия Борякина: «Самое сложное – это найти подход к человеку»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.