Мозгоправы на коми сцене

Коми театр начал сезон спектаклем по пьесе московского драматурга

Премьерой спектакля «ВемВежысьяс» («Мозгоправы») открыл 31-й творческий сезон Национальный музыкально-драматический театр Коми. Комедия абсурда поставлена по пьесе современного московского писателя, драматурга и поэта Дмитрия Данилова «Человек из Подольска».

На премьере побывала сыктывкарский театральный критик Вера Морозова.

– Пьеса не абсурдистская в ее чистом виде, но в ней есть элементы абсурда, – поделилась она с «Республикой» впечатлениями от постановки. – В глубине текста прослеживается совершенно здоровая и ясная суть, которая к финалу становится понятной абсолютно всем. Поначалу вместе с героем зритель будто попадает в сумасшедший дом… Но постепенно зал начинает прозревать, а потом и вовсе соглашается с автором пьесы и постановщиками. И оказывается, что сюжет очень добрый, в конце тоннеля – свет. Точно подобраны исполнители на важнейшие роли – они играют в гротесковом ключе, с юмором у них все в порядке, центральная песня – к месту, исполнена зажигательно. Зрители от остроты истории то вжимаются в кресла от страха, то загибаются от хохота. Что еще нужно от комедии-драмы? Думаю, что свой зритель у этой постановки будет еще очень и очень долго.

Режиссер-постановщик – Семён Горчаков. Как он рассказал «Республике», пьеса о тех, кто привык жить на «автомате», не замечая красоты окружающего мира.

– Было интересно попробовать поработать с современной драматургией, – отметил он. – Сложность в том, чтобы донести до зрителя смысл пьесы. Чтобы зритель ушел с вопросами и ему было бы о чем подумать после спектакля.

На коми язык пьесу перевела Анжелика Елфимова.

– Когда я прочитала пьесу, мне, честно говоря, не очень понравилась тема, – рассказала она «Республике». – Я не люблю темы про полицейских, чиновников. А потом подумала, что лучше меня все равно ее никто не переведет. И постаралась, чтобы максимально было понятно коми зрителю. Мне очень понравилась работа Семёна Горчакова. Он хорошо сумел показать такую сложную дидактическую тему. Я первый раз посмотрела спектакль на прогоне. Но на премьере словно новую интерпретацию увидела.

Действие пьесы происходит в обычном полицейском участке. На стене кабинета висят картина художника Анри Матисса «Танец» и офорт Франсиско Гойи из цикла «Капричос», озаглавленный испанской пословицей «Сон разума рождает чудовищ». Испанский художник пояснил свою работу так: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений».

В участок приводят молодого человека Николая (роль исполняет Валериан Канев) из провинциального городка Зарайска (в авторском варианте – Подольск). Причина задержания непонятна. Он трезв, аккуратен, документы в порядке, личность установлена – Николай работает редактором и занимается музыкой в группе «Liquid mother». Но служители порядка допрашивают задержанного, угрожают подбросить наркотики или пару «висяков», чтобы улучшить показатели. Командует полицейскими симпатичная девушка-капитан (нывбаба-полицейскӧй в исполнении Ангелины Шаховой). Но вопросы полицейских абсолютно не соответствуют протоколу и законам логики. Спрашивают, к примеру, сколько жителей в Зарайске или что он видит из окон электрички по пути на работу. Цель допроса – заставить задержанного заново посмотреть на свою бессмысленную жизнь. Кажется, что полицейские хотят объяснить, как интересен и прекрасен мир рядового жителя провинции. За решеткой в камере сидит еще один задержанный – житель такого же провинциального городка Надрайска (артист Илья Карманов). По сюжету пьесы на сцене появляются бывшая жена героя (в исполнении Ольги Деминской) и его нынешняя девушка (роль играет Карина Игнатова). В спектакле много танцев (в том числе и абсурдных) и живой музыки в исполнении сатирического ансамбля «Колясъяс» («Остатки»).

Дмитрий Данилов – лауреат нескольких российских и зарубежных литературных премий. Данилов, придумавший жанр «серия наблюдений», пишет «поэтическую прозу», как обозначают это литературные критики. В 2018 году его пьеса «Человек из Подольска» получила премию «Золотая маска» в номинации «Работа драматурга». Пьеса «Человек из Подольска» более полусотни раз ставилась в России и за рубежом (в Белоруссии, Литве, Латвии, Болгарии, Казахстане). С пьесами Данилова работали такие режиссеры, как Михаил Угаров, Марина Брусникина, Михаил Бычков, Оскарас Коршуновас, Евгений Каменькович, Семен Александровский и многие другие. Осенью 2020 года состоялась премьера фильма «Человек из Подольска» (режиссер Семён Серзин), поставленного по одноименной пьесе.

На этой неделе труппа национального театра на гастролях в Ижемском районе. Здесь с 27 сентября по 2 октября театр покажет спектакль «Ворс, менам чипсан» («Заиграй, мой чипсан») для детей, комедию «Баба гожӧм» («Бабье лето») и концерт «Енэжтi сьыланкыв лэбалö» («Песня летает по небу»), посвященный Дню пожилых людей.

Среди предстоящих премьер сезона в театре назвали спектакль по повести Елены Габовой «Плыли облака», пьесу Александра Островского «Василиса Мелентьева». Помимо спектаклей, театр занимается и другими проектами. Сейчас под руководством Светланы Горчаковой идет работа над масштабным проектом – запись аудиокниги «Вам жить дальше» по циклу повестей Ивана Торопова, куда входят три повести: «Но-о, биа бордаяс!» («Ну, залетные!»), «Тіянлы водзӧ овны» («Вам жить дальше») и «Видза колян, мушкетёр» («Прощай, мушкетер»). Проект реализуется при поддержке гранта президента РФ. Презентация аудиокниги, которую можно будет услышать на официальных ресурсах театра, запланирована на ноябрь.↓

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Мозгоправы на коми сцене"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.