Екатерина Костина: «Работа с детьми – это творчество»

Педагог-психолог детского сада №8 комбинированного вида села Выльгорт Сыктывдинского района Екатерина Костина победила в региональном этапе конкурса «Воспитатель года России». В конкурсе принимали участие 12 педагогов из десяти муниципалитетов. Педагог с 35-летним стажем, Екатерина Костина была самой опытной среди всех конкурсанток. Добиться успеха при высочайшей конкуренции ей помог не только опыт, но и отличная подготовка. О пути к победе, особенностях работы с детьми и ожиданиях от участия во всероссийском этапе конкурса педагог рассказала в интервью «Республике».

О детях в современном мире

– Вам легко дозвониться по ватсапу, и отсюда сразу возник вопрос: насколько важно педагогу уметь пользоваться современными средствами связи: соцсетями, гаджетами, мессенджерами?

– Конечно, важно, потому что всегда нужно быть на связи и с коллегами, и с родителями. Кроме того, дети даже в детском саду уже знают обо всех видах связи, поэтому и мне нужно соответствовать. Этого требует время.

– То, что дети с детсада уже с такими гаджетами, – это проблема сейчас или это нормально?

– С одной стороны, современным детям это нужно. Ребенок должен знать, как с этим устройством обращаться, даже элементарно на помощь позвать. С другой стороны, нужно дозированно, умно и осторожно к этому подходить, потому что чрезмерное увлечение гаджетами, соцсетями и компьютерными играми ни к чему хорошему не приводит. Родители должны знать, чем увлекается ребенок, советовать компьютерные игры, развивающие программы. Я родителям рекомендую некоторые компьютерные игры – развивающие память, внимание, мышление. Но все время повторяю: «Вы должны находиться рядом с детьми и задавать им вопросы, объяснять». Родители должны знать, как думает их ребенок, как рассуждает.

– Но все же в детсад смартфоны вашим воспитанникам приносить нельзя?

– Нет. Тому разные причины. Но у нас в каждой группе есть интерактивная доска, и дети с воспитателями активно познают интерактивные технологии. Смарт-доска дает огромные возможности для развития. Наш детский сад передовой в плане внедрения новых технологий. У нас много разных развивающих игр. Например, цифровая интерактивная лаборатория «Наураша», где ребята занимаются поисково-исследовательской деятельностью.

– Вы довольны тем, как ваш детсад укомплектован?

– Да. Наша заведующая Валентина Васильевна Пономарева в курсе всех новинок. Приобретаются пособия для образовательной деятельности и современное игровое оборудование.

О профессии

– Почему вы выбрали эту профессию?

– На выборе сказалось влияние родителей. Профессия педагога была очень престижна. Когда в училище сходила на практику к деткам, очень понравилось: дети меня слышали, понимали, с удовольствием играли. Работать начинала в Сыктывкаре в 1985 году. Сначала воспитателем в 14-м детском саду, затем там же преподавателем изобразительной деятельности. Получив высшее образование по специальности «Практическая психология», стала работать педагогом-психологом в выльгортском детском саду.

– Что для вас значит работа с детьми?

– Работа с детьми – это вечное движение вперед, постоянное творчество, самосовершенствование. Мне, педагогу-психологу, необходимо видеть трудности, которые возникают у детей, помочь их преодолеть, найти совместно пути выхода. Мне очень хочется, чтобы дети были уверены в своих силах, могли решить свои затруднения самостоятельно, не боялись обратиться за помощью, были открытыми, непосредственными и сохраняли все это в дальнейшем в своей жизни.

Самое главное в работе с детьми – это не просто слушать, но и уметь слышать их. Нужно уметь услышать внутренний голос ребенка, ведь дети не всегда могут высказать что-то прямо, уметь почувствовать то, что его волнует, что ему необходимо в данный момент, и поддержать малыша.

– Проблема привлечения молодежи в профессию есть? Главное, наверное, в том, что низкий уровень заработных плат?

– Уровень зарплат невысокий, но всегда есть возможность проявить себя и, соответственно, получить стимулирующую доплату. Есть возможность повышения категории, что также сказывается на заработной плате. Да и коллектив у нас очень дружный, творческий, поэтому молодых педагогов у нас много.

– То есть молодежь идет в дошкольное образование?

– Очень охотно. Есть активные молодые педагоги, которые участвуют в мероприятиях различного уровня. Демонстрируют большое желание работать, творческий подход к профессии. Потенциал нашего детсада в этом плане очень высокий.

О непростом ремесле

– Есть мнение, что сейчас дети сложные, а родители более требовательные. Это так?

– Дети не сложные, они такие, какие были раньше, но просто их нужно услышать и понять. А родители? Некоторые чрезмерно требовательные, они многого хотят от детей и не всегда понимают их. Многие чрезмерно опекают детей, а детям необходимо давать самостоятельность, возможность проявить инициативу и, конечно, предоставлять им право выбора. В наше стремительное время есть родители, которые очень заняты на работе и поэтому могут переложить обязанность по воспитанию детей на плечи бабушек и дедушек. Дети посещают множество кружков и секций, а им просто нужно, чтобы мама и папа были рядом, поговорили и поиграли с ними. А в большинстве современные родители обладают знаниями в вопросах воспитания, внимательные и чуткие к своим детям и огромные помощники детскому саду.

– А какой самый сложный возраст у дошкольников?

– Возраст, когда дети борются за свою самостоятельность, – пять-шесть лет. Они начинают задавать много вопросов – это возраст «почемучек», и родители не всегда выдерживают такой их познавательный напор. В этом возрасте идет становление детского коллектива, дети активно общаются, учатся строить отношения, примеряют полученный небольшой опыт на практике. Легче становится к подготовительной группе, дети уже могут рассуждать, выражать свои мысли, сдерживать свои порывы, эмоции, сказать сверстнику: «Не мешай».

– В Сыктывкаре есть такая проблема, что в детсадах группы переполнены – по 30 детей. В Выльгорте так же?

– Детей много. Где-то в среднем 25-27. Наш детсад самый большой в Выльгорте, 13 групп. Рождаемость хорошая, поэтому потребность в детском саду высокая.

– В каждой такой группе, где около 30 детей, бывает по одному-два ребенка, скажем так, с нестандартным поведением. Зачастую родители не хотят верить в то, что их дети доставляют те или иные неудобства другим детям, и отказываются работать в этом направлении. У вас такое встречается?

– Есть дети с поведенческими отклонениями. Встречаются агрессивные, чрезмерно подвижные. Есть дети, у которых наблюдаются нарушения в развитии познавательных психических процессов, много детей с речевыми нарушениями. Родители не всегда видят проблемы, а бывает, видят, но не признают. Это своего рода защита. Каждый родитель любит своего ребенка, он для него самый любимый, долгожданный, поэтому очень трудно увидеть проблему в своем ребенке.

Мы индивидуально, очень корректно вместе с воспитателями решаем данный вопрос. Беседуем, предлагаем почитать литературу. Организуем тематические собрания, где все родители могут поделиться своим опытом в воспитании детей. Организуем детско-родительские встречи, на которых родители вместе с детьми играют, таким образом получают большой опыт правильного взаимодействия со своим ребенком.

– Часто бывает такое, что в итоге все равно требуется перевести ребенка в коррекционный детсад?

– Такое бывает. У нас есть группы компенсирующей направленности. Все дети разные, все по-разному развиваются. Причин может быть очень много. Я наблюдаю за детьми на занятиях, на прогулке, на утренниках, узнаю мнение воспитателей, только потом индивидуально беседую с родителями о затруднениях ребенка, иной раз рекомендую обратиться к определенному специалисту. С разрешения родителей проводится диагностика, и уже потом решаем вопрос о переводе ребенка в коррекционную группу. Чаще всего переход в коррекционную группу помогает. Там мало детей, больше возможности в индивидуальном подходе, много специалистов, которые проводят коррекционно-развивающую работу. Дети идут в школу подготовленными, уверенными. Главное – вовремя заметить и помочь.

– Сколько в самом детском саду таких групп?

– Две: для детей с задержкой психического развития и для детей с тяжелыми нарушениями речи. В группы дети поступают с пяти лет, за два года до школы. Эти дети нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей работе, которая более кропотливая, углубленная.

О педагогической победе

– В один из конкурсных дней вы обсуждали проблемы дошкольного образования с коллегами. Что главное обозначили?

– Это проблема подготовки специалистов. Это и инклюзия в дошкольном образовании. Еще одна проблема – предметно-пространственная среда, выступающая «третьим педагогом». Проблема преемственности дошкольного образования и школы. Вопросы социализации ребенка в условиях детского сада и семейного воспитания. Этнокультурное развитие дошкольников.

– А инклюзивное образование внедряется у вас?

– Да, несложные детки в инклюзию включаются, посещают группы общеразвивающей направленности. Были дети с расстройствами аутистического спектра, с синдромом Дауна. Такие дети требуют особого подхода, поэтому обучаются и воспитываются в группах компенсирующей направленности.

– То есть все-таки в общей группе ребенку, например, с синдромом Дауна тяжело?

– Думаю тяжело и ребенку, и родителям, и воспитателям. Во-первых, воспитатели должны быть как минимум морально готовы к тому, что в детский коллектив вольется ребенок с особенностями. Во-вторых, важным моментом является количество детей в группе. Немаловажным остается момент приятия особенного ребенка другими родителями. С таким особенным ребенком необходимо работать специалистам. Возможно, группы компенсирующей направленности – самый оптимальный вариант.

– Вы говорили, что самым сложным оказался тур, где надо было провести занятие с детьми. Какие методики применили?

– Да, даже при большом опыте работы занятие с детьми действительно оказалось самым сложным испытанием. Применяла на одном занятии разные методы, техники и технологии и, конечно, интуицию и приемы, наработанные годами. В итоге выиграл опыт. Согласно жребию, мне выпали самые маленькие детки: три-четыре года. Занятия проходили на базе моего детского сада. У нас 340 детей, и, конечно, я не знаю всех и не могу успеть поработать со всеми напрямую. Главное – заинтересовать детей, удержать этот интерес на протяжении всего занятия, а еще дать знания, закрепить их. Поэтому организовала свое занятие на основе основного вида детской деятельности – игре. Принесла огромный чемодан, в котором были игры и игрушки. Как не посмотреть и не поиграть? Поэтому дети выбирали, а я следовала их выбору. Захотели мастерить игрушки из проволоки – мастерили. Захотели посмотреть на мир сквозь солнце – посмотрели.

– Когда будет всероссийский финал и как будете к нему готовиться?

– Приблизительная дата финала – первый квартал следующего года. Финал должен состояться в Перми. Готовиться буду со своей командой. Победа в республиканском конкуре – это огромнейший труд всего нашего коллектива: педагогов, родителей, детей. Конкурсные материалы, пособия помогали готовить и воспитатели, и родители. А дети – главные мотиваторы и реализаторы проекта «В школу с радостью». Это общая победа, и мы сделаем все возможное, чтобы финал следующего всероссийского конкурса состоялся в Коми (финал проходит в регионе, из которого победитель, – авт.). Коми республиканский институт развития образования как организатор регионального этапа конкурса очень внимательно подходит ко всем конкурсантам, и я уверена в их поддержке.

Ярослав СЕВРУК

Фото из личного архива Екатерины Костиной

Оставьте первый комментарий для "Екатерина Костина: «Работа с детьми – это творчество»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.