Дебют «суперминистерства»

Программы развития экономики и промышленности Коми рассмотрели одновременно

12 ноября в Госсовете Коми в ходе одного рабочего совещания рассмотрели сразу две крупные государственные программы – «Развитие экономики» и «Развитие промышленности». Два ключевых документа обсудили одномоментно, поскольку в республике сливаются две структуры, отвечавшие за эти программы: минэконом и минпром.

Председатель комитета по бюджету, налогам и экономической политике регионального парламента Степан Чураков напомнил коллегам, что с 2021 года все мероприятия программы развития промышленности вольются в программу развития экономики и ответственным исполнителем станет министерство экономического развития и промышленности Коми.

Спикер парламента Сергей Усачев назвал эти программы базовыми для обеспечения экономического роста региона.

– Ключевыми направлениями являются стратегическое планирование, инвестиционная политика, развитие науки и инноваций, развитие малого и среднего бизнеса, а также конкуренции. Чтобы обозначить приоритеты экономического развития на долгосрочную перспективу, в апреле прошлого года была утверждена стратегия социально-экономического развития до 2035 года, в муниципалитетах стратегические документы муниципального уровня, – напомнил он, добавив, что важной задачей сейчас является повышение инвестиционной привлекательности Коми, а включение территорий в состав Арктической зоны открывает в этом плане новые возможности.

Заместитель председателя правительства Коми Ирина Бахтина, выйдя к трибуне, сообщила, что у нее сегодня «боевое крещение» – первое большое выступление перед депутатами, при этом от лица и.о. министра экономического развития региона Эльмиры Ахмеевой, которая в этот момент находилась на рабочей встрече с федеральным министром промышленности Денисом Мантуровым. Зампред назвала рассматриваемые госпрограммы «взаимопроникновенными и совмещенными»:

– У них глубокая степень взаимоувязки, что развитие экономики не может проходить в изоляции от развития промышленности, инвестиционной среды, транспортной сферы. Поставленные стратегией социально-экономического развития Коми цели по развитию высокотехнологичной, конкурентоспособной, устойчивой экономики со сбалансированной промышленностью, обязательной социальной ответственностью бизнеса требуют единого инструментария. Таким инструментом и должна стать программа развития экономики, усиленная промышленным блоком. Есть проблемы, которые носят многолетний характер и требуют скорейшего решения. Топливно-энергетический комплекс, важнейший для региона, существенно зависит от внешних факторов, в том числе от договоренностей стран в рамках ОПЕК. Ведущие добывающую деятельность компании в регионе проводят достаточно сдержанную инвестиционную политику, и это отражается на объемах разведанных, подготовленных к разработке запасов нефти и газа. На результатах работы лесопромышленного комплекса негативно сказывается слабо развитая сеть лесных дорог, финансовые возможности предприятий. В инвестиционной сфере мы видим дефицит долгосрочных финансовых ресурсов, недостаток обеспеченных инфраструктурой инвестиционных площадок, отсутствие новых крупных инвестпроектов и предложений. Недостаточными темпами развивается и обрабатывающая промышленность, которая во многом требует модернизации производства.

Ирина Бахтина сообщила, что из-за спада экономики, связанного с пандемией коронавируса, индекс промышленного производства в Коми за девять месяцев составляет 94 процента к аналогичному периоду прошлого года. К концу года возможна отбалансировка до 95,1 процента.

По мнению зампреда, новое «суперминистерство» имеет высокие шансы сработать эффективно. Конечно, ему нужна помощь других структур, поэтому парламентариям при рассмотрении других госпрограмм стоит активнее интересоваться у министров, а что и как они в своих ведомствах намерены делать в плане инвестиционной деятельности, какого результата ожидать Коми от этого.

И.о. министра экономического развития и промышленности Константин Плехов сначала доложил о реализации программы по развитию экономики. Год был трудным, особенно для малого и среднего бизнеса. Всего, по данным единого реестра субъектов МСП, за девять месяцев этого года количество «малышей» и «середняков» в Коми сократилось на 724 субъекта и составляет сегодня чуть более 26 тысяч. Выживать МСП помогали и Федерация, и регион. Предприятия получили отсрочку по уплате налогов и кредитов, снижение ставок по налогам, продление «налоговых каникул», отсрочку и освобождение от уплаты арендных платежей. Если все это перевести в деньги, получится больше шести миллиардов рублей.

– Пандемия повлияла на объемы производства и инвестиционные проекты компаний, но катастрофического ущерба все-таки не принесла. Массовых банкротств и закрытия предприятий удалось избежать. В 2021 году мы ждем оживления экономики республики, – сообщил и.о. министра.

В рамках проекта «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию» повышалась доступность «дешевых» денег для бизнеса: масштабная докапитализация Микрокредитной компании позволила максимально снизить процентные ставки и упростить условия получения займа. За 10 месяцев объем выданных микрозаймов увеличился на 54 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (229 микрозаймов на 201 миллион рублей). В рамках проекта «Народный бюджет» поддержку получили 15 проектов на общую сумму 10,9 миллиона рублей. На следующий год на поддержку МСП в бюджете заложено 145,7 миллиона рублей, на 2022 год – 133 миллиона, на 2023 год – 170,3 миллиона.

Докладывая, как реализуется госпрограмма «Развитие промышленности», Константин Плехов отметил, что сейчас для роста экономики в Коми необходимо открытие новых производств. Пока промышленность значительно ориентирована на сырье, более 40 процентов в структуре валового регионального продукта – добыча полезных ископаемых, 11 процентов – обрабатывающие производства.

И в ближайших перспективах развития тоже «добывающие» инвестпроекты – по освоению новых участков разведанных месторождений «ЛУКОЙЛ-Коми» Пижемского месторождения «Руститана». Кроме того, планируется строительство третьей нитки газотранспортной системы «Ухта – Торжок» «Газпромом».

Впрочем, есть перспективы и по перерабатывающим производствам. Например, в 2021 году в Усинске должен заработать завод по выпуску бензина, дизельного топлива и мазута. И.о. министра напомнил, что этот завод строился еще в 2011-2013 годах. Но из-за так называемого «налогового маневра» 2014 года заниматься темными нефтепродуктами, на которых специализировался завод, стало невыгодно. Так что производство пришлось законсервировать. Но сейчас там провели модернизацию, и завод планируется снова запустить.

Также на территории Коми продолжается реализация шести приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов с общим объемом инвестиций 11,5 миллиарда рублей. Благодаря этому уже создано около 1700 новых рабочих мест. В лесной промышленности объемы производства должны подрасти с выходом на проектную мощность предприятий «ПечораЭнергоРесурс», «Азимут», «Лесозавод №1», в перспективе рост использования древесных отходов в биоэнергетике.

Что касается проектов государственно-частного партнерства (так, например, в Коми были построены участки дороги Сыктывкар – Нарьян-Мар), то такая практика будет продолжена. Константин Плехов рассказал, что в разработке находятся пять подобных проектов: по строительству социального центра в Ижме и четырех школ: в Сыктывкаре, в Ухте, в Выльгорте Сыктывдинского района (школа-сад) и Мадмасе Усть-Вымского района. Таким образом, до конца 2024 года в Коми появится около двух тысяч мест в образовательных учреждениях для школьников и детсадовцев.

Председатель Контрольно-счетной палаты Коми Игорь Гурьев, анализируя реализацию госпрограмм, высказал мнение, за счет чего можно уменьшить расходы. В КСП сомневаются в том, что региону нужна такая структура, как Фонд развития промышленности. Эта некоммерческая организация была создана почти три года назад, ее цель – выделять промышленным предприятиям кредиты под льготные проценты. Однако у фонда возник ряд сложностей в работе, так что за все время существования заем в нем получило только одно предприятие, да еще двум другим посодействовали в получении кредитов в федеральных организациях, предоставляли экспертные и консультационные услуги. Между тем содержание этого фонда обходится бюджету Коми недешево: на 2020-2021 годы, по словам Игоря Гурьева, заложено 11 миллионов рублей. При этом средств, чтобы фонд выдавал займы, не запланировано вплоть до 2023 года.

С учетом всего этого Игорь Гурьев предложил объединенному министерству провести оценку эффективности работы фонда, чтобы решить, стоит ли и дальше расходовать средства на его содержание. Константин Плехов пояснил, что принцип работы фонда будет полностью изменен и он станет «важным инструментом в привлечении инвестиций на территории Коми».

Депутаты в свою очередь высказали ряд вопросов и предложений, касающихся, в частности, расширения использования газомоторного топлива, планов по развитию моногородов, подготовки специалистов, поддержки научной деятельности.

Анна ПОТЕХИНА

Фото пресс-службы Госсовета Коми

Оставьте первый комментарий для "Дебют «суперминистерства»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.