Екатерина Киселевич: «Необходим баланс интересов человека и природы»

По поручению Главы Коми Владимира Уйба организован цикл неформальных встреч руководителей министерств и ведомств с журналистами. 3 мая с представителями региональных СМИ встретилась министр природных ресурсов и охраны окружающей среды РК Екатерина Киселевич. Отвечая на вопросы газеты «Республика», руководитель минприроды рассказала о борьбе с водной стихией и несанкционированными лесными свалками, а также о том, как удается призвать к порядку недропользователей и охранять Арктику.

О наводнениях и дноуглублении

Нынешней весной несколько регионов страны пострадали от сильнейших наводнений. В Коми тоже есть места, ежегодно подверженные подтоплению. Обозреватель газеты «Республика» поинтересовалась, как минприроды решает эту проблему, влияет ли на масштаб весеннего половодья расчистка дна рек и где в регионе ведутся такие работы.

Как подчеркнула Екатерина Киселевич, кардинально повлиять на природные процессы человек не в силах, но может минимизировать риски. Минприроды работает здесь в двух направлениях: устанавливает границы зон затопления и подтопления и привлекает федеральное финансирование для проведения дноуглубительных работ, потому что расчистка дна уменьшает масштаб весеннего половодья.

В настоящее время в зоны подтопления и затопления в республике входят 90 населенных пунктов в 18 муниципалитетах.

– Мы определяем, где эти зоны в кадастре, и вносим в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости). Дальше действуют ограничения, установленные Водным кодексом РФ: на этой территории уже запрещена хозяйственная деятельность, если эти объекты не будут инженерно защищены от негативного воздействия. Эту работу мы ведем с 2022 года и должны завершить в текущем году, – пояснила министр, добавив, что из 90 населенных пунктов 40 уже проходят процедуру внесения в ЕГРН, 32 находятся на согласовании.

Работы по дноуглублению второй год ведутся на реке Визинге в Сысольском районе и в 2025 году начнутся на реке Печоре. Все финансирование, за исключением оплаты подготовки проектной документации, – федеральное.

В Визинге дноуглубительные работы ведет подрядчик из Севастополя. В прошлом году он не только выполнил запланированный объем работ, но и помог спланировать и обустроить часть набережной, которая возводится на некогда захламленном берегу.

– Чего там только не находили, а теперь эта площадка станет красивой набережной. Территория благоустраивается в рамках нацпроекта «Комфортная городская среда». Со дна реки Визинги уже поднято 34 тысячи кубометров грунта. Местная администрация может использовать его для собственных нужд либо передать подрядчику. Контракт двухлетний, и в этом году работы продолжатся. Всего будет изъято 64 тысячи кубических метров донного грунта, очищено почти два километра реки. 120 человек, проживающие в 60 домах, будут защищены от негативного воздействия водного объекта, – рассказала Екатерина Киселевич.

О рекультивации карьеров

Минприроды приходится выступать арбитром между разработчиками недр и местным населением. Когда Екатерина Киселевич в 2022 году только вступила в должность министра, ей пришлось заниматься урегулированием конфликта между жителями Язеля и недропользователями, которые вели хозяйственную деятельность на участках традиционного сбора грибов и ягод. Решить проблему удалось не сразу.

– Месторождения в большинстве случаев находятся вблизи населенных пунктов. Часто эти участки являются для местных жителей местом отдыха, сбора грибов и ягод. Почему такая проблема появилась? Потому что недропользователи, которые ранее брали участок в аренду для добычи полезных ископаемых, оказались недобросовестными, обанкротились и работы по рекультивации не выполнили. Этот конфликт достиг апогея в 2022 году, когда жители Язеля громко о нем заявили. Да, действительно, в Язеле есть такой участок, остался неприглядный ландшафт от воздействия хозяйственной деятельности. Но конфликт мы погасили. Быть арбитром или занимать чью-то сторону – это, наверное, неправильно, необходим баланс интересов, чтобы и жители были спокойны, и бизнес развивался. Ведь песок, который там добывался, был необходим для строительства социальных объектов, дорог. У недропользователей есть свои обязательства перед работниками. Но законодательно не была отрегулирована обязанность недропользователей по окончании работ проводить рекультивацию участка, – пояснила Екатерина Киселевич.

По словам министра, проблему решали поэтапно. Прежде всего внесли изменения в положение о порядке предоставления участков. Теперь обязательно спрашивают мнение органов местного самоуправления. Если муниципалитет против, то недропользователю отказывают в предоставлении участка. Правда, это условие не действует при наличии судебного решения в пользу предпринимателя.

Еще одно решение предложили сами недропользователи. Они заявили, что готовы на долевых условиях забрать не до конца выработанные карьеры, выработать их и провести там работы по рекультивации.

Об «историческом наследии»

В продолжение лесной темы журналист «Республики» спросила, сколько средств ежегодно закладывается на ликвидацию несанкционированных лесных свалок и сколько свалок удается на эти средства убрать.

Екатерина Киселевич напомнила, что практически все большие свалки в лесу – это «историческое наследие» советских времен, когда они были полигонами населенных пунктов. Все эти свалки расположены на территории лесного фонда.

– Сложилась такая практика, что ответственность за эти свалки несет тот орган, который осуществляет исполнение соответствующих полномочий. Это не муниципалитет и не подрядчик, а тот, кто управляет лесным фондом: Росимущество, Рослесхоз и министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, которому переданы полномочия в части охраны и защиты лесов, – пояснила министр.

По ее мнению, правильно было бы пойти по пути вывода этих территорий из лесного фонда и оформления их как земель промышленности. Тогда полномочия по их использованию были бы закреплены за муниципалитетами. Но пока что исполнять судебное решение о ликвидации исторически сложившихся лесных свалок обязано минприроды.

– Впервые в этом году нам выделили деньги на их ликвидацию – 6 миллионов рублей, это позволит нам убрать небольшие свалки. Вся техническая документация уже подготовлена, сейчас идет этап подписания контрактов. Будут ликвидированы 15 свалок. Что касается ликвидации крупных участков складирования мусора, разработаем дорожную карту, – сообщила Екатерина Киселевич.

По словам министра, в прошлом году в Коми было более 220 лесных свалок, сейчас осталось 149.

Кстати, единственный муниципалитет, где нет свалок на территории лесного фонда, это Усинск. А больше всего мест складирования бытовых отходов в лесах Усть-Куломского, Корткеросского и Прилузского районов.

Минприроды работает и на опережение. Как сообщила Екатерина Киселевич, для предотвращения «возрождения» лесных свалок ведомство закупило восемь фотоловушек. Камеры видеонаблюдения будут установлены на вышках сотовой связи и начнут работать в режиме онлайн.

О хрупкой экосистеме

Сейчас идет активное освоение арктических территорий. Но тундра очень уязвима, на ее восстановление требуется значительно больше времени, чем другим экосистемам.

– Какие законодательные ограничения действуют для людей и предприятий в Арктической зоне? – спросила обозреватель «Республики».

– Арктика – уникальная хрупкая экосистема, которая долго восстанавливается, и, конечно, нужно сдерживать воздействие людей и в то же время развивать территорию для будущих поколений, – подтвердила Екатерина Киселевич.

Она напомнила, что с 2021 года устранен административный барьер в отношении объектов социальной инфраструктуры. Теперь при строительстве школ, садиков, больниц больше не требуется проведение федеральной экологической экспертизы. Но в отношении объектов хозяйственной деятельности это требование остается.

И, конечно, продолжается реализация проекта «Чистая Арктика». Первый всероссийский форум-фестиваль в рамках этого проекта проходил в Усинске в 2022 году. Он объединил на своей площадке более двухсот волонтеров, представителей экологических организаций и студентов из разных регионов страны. В 2023 году местом проведения форума стал Мурманск, а в этом году – Архангельск.

– Планируем снова принять участие. Точки, куда будет добираться десант, определены, крупные промышленные компании нас поддерживают, помогают. В составе экологического десанта будет много молодежи, – пообещала Екатерина Киселевич.

Галина ВЛАДИС

Фото автора

 

Серых хищников стало меньше

Численность волков в Коми за 2023 год снизилась на 17 процентов, а благодаря выплате вознаграждения за отстрел серых хищников в целом за пять лет их количество в регионе уменьшилось вдвое.

Как сообщила министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Екатерина Киселевич, сейчас в республике осталось около 800 волков. Но, если не регулировать их численность, они снова размножатся. Поэтому программа, предусматривающая выплату в 20 тысяч рублей за добытого волка, продлена, охотники смогут и дальше на этом зарабатывать. Например, жители Усть-Цилемского района добыли 20 волков и получили 400 тысяч рублей.

Что касается медведей, то их, по данным минприроды, 3,5 тысячи особей. При необходимости министерство выпускает приказы о регулировании численности косолапых.

Оставьте первый комментарий для "Екатерина Киселевич: «Необходим баланс интересов человека и природы»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.