В Москве сыграют коми свадьбы

Свадебный фестиваль пройдет с 12 по 19 мая на выставке «Россия» в Москве. На Красную горку здесь планируют провести самую массовую церемонию бракосочетаний на территории ВДНХ. В день открытия фестиваля состоится одновременная регистрация брака более 150 пар из различных регионов. Среди них будут и две молодые пары из Республики Коми. Мероприятие станет одним из самых крупных и ярких событий Года семьи, объявленного Президентом России Владимиром Путиным.

12 мая в Москве свадьбу по коми национальным традициям сыграют Константин и Софья из Сыктывкара, а 18 мая брак заключат Сергей и Наталья из Сосногорска. Кстати, это будут уже не первые коми свадьбы на выставке-форуме «Россия». 19 декабря свадьбу здесь сыграли Сергей и Ассоль Мишарины.

Верöс пу и гöтыр пу

Традиционно в Коми крае весь свадебный процесс (от сватовства до венчания) длился до полугода. Брак мог быть заключен в любое время, кроме церковных постов. Но большинство свадеб играли осенью или зимой. Инициатива при заключении брака исходила от родителей жениха. Родители подбирали парню невесту из своей или соседней деревни. Девушек выдавали замуж с 16-17 лет. Женихи были старше невест на два-три года.

В прошлом свадьба у коми крестьян длилась две-три недели и включала в себя сватовство, рукобитие, девичник, венчание и свадебный пир в доме невесты и в доме жениха, укладывание молодых спать, послесвадебное испытание молодых, посещение молодыми родителей невесты.

Главными действующими лицами свадьбы были жених (верöс пу) и невеста (гöтыр пу), вокруг которых и разворачивалась «свадебная игра» (свадьба ворсöм, кöлысь). Наиболее сложной являлась роль невесты, требовавшая основательной, а главное – длительной подготовки. Невеста должна была знать причитания и уметь их исполнить, а это требовало определенного актерского мастерства.

Для выбора невесты собирался совет близких родственников. К кандидаткам на роль будущей родственницы предъявляли строгие требования: она должна была быть полной, здоровой, расторопной. Сватами чаще выступали женщины, реже мужчины. Сватать ходили обычно вечером, когда можно было наверняка застать дома родителей невесты, или ночью – «чтоб не знали соседи». При сватании дверь оставляют открытой.

Сваты расхваливают свой «товар»: «Ваша невеста хороша, наш жених тоже хорош-пригож. «До возраста» вырастили и не видели от него ни лукавства, ни ругани, в огонь пошлешь – пойдет, в воду пошлешь – зайдет». Для сватов ставят самовар, но сваты не садятся, пока родители невесты не дадут знать, что они не против отдать дочь замуж. Если родители были согласны, то мать шла к дочери в светелку и спрашивала согласия невесты. В случае отказа невесты девушка вниз не спускалась, отказ передавала мать, и сваты уезжали не кормленные. Если родители и невеста были согласны, то девушка выходила к сватам и сообщала ответ. Тогда для сватов ставили самовар, наливали чай, после чего невеста давала жениху залог: пару вязаных чулок, рукавиц, иногда шубу. Жених отдавал своей суженой деньги – сумма была приблизительно равна стоимости залога.

Больше слез – легче жизнь

После успешного сватовства следовал новый этап развития семейных отношений – рукобитие, которое также происходило в доме невесты. Жених приходил со своим угощением и приводил родственников. Перед тем как сесть за стол, отцы невесты и жениха молились перед иконами и скрепляли обещание породниться рукопожатием, кто-либо из родственников «разнимал» его ударом руки снизу.

Затем устраивался праздничный вечер, на котором будущие родственники договаривались о дне свадьбы и о размерах приданого. Оно было весьма приличным. Кроме одежды, перины и иных нужных в хозяйстве вещей, в него входили корова или несколько овец, иногда до десятка возов сена и определенная сумма денег. Размеры приданого менялись в зависимости от достатка семьи. Но свадьбы без приданого были очень редки, только у самых бедных семей.

У помолвленной девушки наступал очень трудный период. Это сейчас у нас девичники – веселый отдых, а раньше невеста проводила его в трудах, слезах и причитаниях. Каждый день к ней приходили подруги, они вместе готовили приданое. До самого венчания девушка должна была плакать. Существовало древнее поверье: чем больше плачет невеста, тем легче будет жить в замужестве. Когда же молодая уставала плакать, приглашали специальную бабку-завывальщицу.

Прощание с косой

Особой заботой сторон, заключавших брак, была подготовка к свадебному пиршеству. Обе стороны варили пиво, шили и покупали наряды, свадебные подарки. Канун венчания отличается во всех районах. Называется этот день по-разному: в Лойме и Спаспорубе – плаканье, на Сысоле – обручение, на нижней Вычегде – сговор. Пока готовятся к свадьбе, варят пиво, молодые играют на гармошке, пляшут, поют, водят хороводы. Подруги невесты поют, а сама невеста причитает о том, что покидает отцовский дом и продает свою косу. Празднуется этот день тоже по-разному, но общим для многих районов из обрядов этого дня является то, что жених со своими родственниками приходит к родителям невесты.

За день до венчания невеста шла в баню с подружками. Ее покрывали шалью, прятали от посторонних глаз. А парни из родни невесты провожали ее выстрелами из ружей, как бы защищая от всего недоброго. В то время, когда девушки шли к бане, к подруге невесты жених посылал своего друга с подарком для будущей жены. В посылке были мыло, зеркало и гребень. Женщина старалась хранить эти предметы всю жизнь, чтобы передать по наследству своей дочери. Пользовалась ими только в самые важные моменты жизни, например, при родах.

В бане продолжались женские причитания. Еще один важный обряд – прощание невесты с косой. По желанию девушка дарила алую ленту из расплетенной косы одной из подруг или могла оставить себе.

Перед свадьбой невеста мылась в бане. Сопровождала ее крестная (вежань) и лучшая подруга. Они же и мыли невесту мылом, подаренным женихом.

На Усть-Цильме невеста звала с собой в баню всех родных. Отправляясь в баню, невеста надевала шапку из лисьей шкуры и опоясывалась сеткой, «чтоб не околдовали». От невесты обязательно требовалось исполнить причитания бане – благодарность отцу, матери за постройку, сестре и брату за растопку, за воду и так далее.

Князь, княгиня и дружина

В день венчания жених величался князем, невеста – княгиней, а друзья жениха – дружиной. Венчание в церкви происходило, согласно христианским установлениям. На выходе из церкви молодых посыпали солью, чтобы в доме был достаток. После венчания молодые садились в сани и ехали либо в дом жениха, либо в дом невесты.

В доме жениха перед приездом молодых на полу стелили солому, которую потом не убирали в течение трех дней. Молодые и гости садились за праздничный стол.

Когда молодых укладывали спать, для новобрачной проводили испытание на аккуратность: она должна была снять сапоги с ног мужа так, чтобы из них не выпали деньги. Подруги невесты готовили постель, сами ложились на нее и не уходили, пока не получат выкуп, а дружки клали под постель камни, поленья, но, получив деньги, убирали.

После первой брачной ночи молодая сдавала экзамен на терпеливость и покорность: всю первую неделю женщина кланялась свекрови и просила благословения. Молодой мешали мести пол, подкидывали хлам, с улицы заносили козлы для распиливания дров, просили выкуп. Мешали печь пироги – в тесто втыкали лучину, скидывали на пол сырые хлеба, разливали воду.

Замужний источник

В Усть-Куломском районе, в окрестностях села Кужба, есть источник Кöлыся ва (Свадебная вода), который местные жители считают чудотворным. По преданию, стоит только незамужней девушке выпить из него воды, как вскоре после этого она повстречает своего суженого и выйдет замуж. Чтобы обрести семейное счастье, жительницы района издавна ездили к источнику.

Как гласит местная легенда, когда-то давным-давно парень из Усть-Кулома отправился верхом на коне проведать свои охотничьи угодья. Но в Кужбе около двора одной женщины конь внезапно остановился, а молодой охотник почувствовал жажду. Со двора вышла пожилая женщина, дала парню испить воды и пригласила путника отдохнуть в дом. В доме его встретила красивая девушка – дочь хозяйки. Пока молодые разговаривали, мать девушки накрыла на стол. Причем накрыла как на большой праздник. Достала самые вкусные блюда. Парень удивлено спросил, зачем накрывают стол как на свадьбу. Хозяйка ответила, что сегодня здесь и будет свадьба. И действительно, молодые люди так приглянулись друг другу, что в этот же вечер сыграли свадьбу. Парень остался жить в Кужбе. И уже потом узнал, что девушка накануне выпила воды из источника Кöлыся ва. С тех пор местные девушки, которые хотели найти жениха, шли к источнику.

Для того чтобы сила воды подействовала, нужно было соблюсти несколько условий: прочитать тайный заговор, набрать воду в непрозрачную тару, не закрывать бутылку плотно, а обвязать ее красным поясом-оберегом с народным узором «семейный очаг».

Волшебными свойствами воды, которую в округе называют «живой», может воспользоваться и мужчина. Ему для этого и заговор произносить не нужно.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

 

До революции у народов коми сохранялись три основные формы заключения брака: свадьба с приданым, свадьба с калымом и свадьба с похищением. Брак умыканием был достаточно распространенным явлением еще в 1920-1930-х годах. Похищение девушки могло быть совершено с ее согласия или насильственно. В первом случае причиной могло служить близкое родство молодого человека с родом девушки, его бедность или же нежелание родителей девушки породниться с его семьей. Похищение девушки могло быть согласовано с родителями девушки и диктовалось экономическими соображениями: такая свадьба проходила без больших затрат. Насильственное похищение девушки происходило в том случае, если у жениха было мало шансов ее высватать: он старше невесты, малознаком ей, беден или просто не нравился. Кроме того, умыкание невесты считалось признаком особого молодечества жениха и негласно поощрялось обществом.

 

Оставьте первый комментарий для "В Москве сыграют коми свадьбы"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.