Татьяна Кудашова: «Раннее детство – это возраст гениальности»

Психологи утверждают, что для того, чтобы не поблекли краски жизни, человеку необходимо периодически что-то менять: работу, обстановку, имидж. Однако есть редкий тип людей, которые ценят стабильность, умеют в повседневности всегда находить что-то новое, постоянно расти профессионально и увлекать этим своих коллег. Директор сыктывкарского Центра развития ребенка – детского сада №103 Татьяна Кудашова именно такой человек. Во вверенном ей учреждении она работает со дня его открытия – уже больше тридцати лет. Из них 25 лет – руководителем. Детский сад постоянно работает в инновационном режиме и имеет статус ресурсного центра для методистов города.

IMG_0869

В декабре минувшего года руководитель региона Сергей Гапликов вручил Татьяне Кудашовой удостоверение и нагрудный знак «За заслуги перед Республикой Коми». Эту награду директор считает достижением всего коллектива. Ведь быть всегда в авангарде, на виду – непросто, но несколько лет назад детсад №103 один из немногих вошел в пилотный проект по апробации федеральных государственных образовательных стандартов, а в 2011-2013 годах был стажировочной федеральной площадкой по управлению инновационными процессами в условиях современного законодательства, куда за опытом приезжали представители не только из нашей республики, но и из других регионов. Дважды детский сад был победителем республиканского конкурса «Лучший детский сад года», неоднократно становился дипломантом многих республиканских и российских конкурсов. Сегодня 84 процента педагогов этого коллектива – с первой и высшей квалификационной категорией.

На вопрос, что дает силы вести за собой большой женский коллектив, Татьяна Кудашова отвечает: «Детская благодарность, нежность, которой они отвечают на любовь к ним. И, конечно, очень стимулируют результаты работы». Результаты здесь измеряются достижениями воспитанников на момент поступления в школу и отзывами учителей и родителей. По мнению директора детского сада, самое главное в успешной работе педагогического коллектива – это система, в основу которой положен программно-целевой метод планирования управленческой деятельности, а также комплексная программа «Детство» и самые ценные «вытяжки» еще из нескольких лучших педагогических программ. Разработана она так, чтобы ребенок развивался легко, играючи и по максимуму раскрывал свой творческий потенциал.

С этой целью 15 лет назад здесь была создана уникальная, не имеющая пока аналогов в республике студия «ТРИЗ – РТВ», руководит которой замечательный творческий педагог Любовь Бутылкина. Аббревиатура «ТРИЗ – РТВ» означает «творческое решение изобретательских задач – развитие творческого воображения». В студии есть компьютерный класс, где у каждого ребенка – свой нетбук, подключенный к сети Интернет, а также действует мини-исследовательская лаборатория, оснащенная настоящими телескопами и микроскопами. Причем во время занятий каждый юный исследователь имеет свое оборудование. Здесь не бывает скучных занятий, когда воспитатель что-то вещает, а дети слушают.

Всякую новую истину дошколята познают опытным путем. Если, к примеру, знакомятся с темой «Вода и лед», то исследуют, как и под воздействием чего из жидкого состояния вода может переходить в твердое и наоборот.

По словам Татьяны Кудашовой, потребности современных родителей заметно возросли, они хотят видеть своих детей развитыми. Да и дети стали более информированы, они уже в детском саду прекрасно разбираются в современной технике, более любознательны и смекалисты, чем их сверстники каких-нибудь 15-20 лет назад. Однако раннее умственное и речевое развитие отнюдь не означает, что ребенок может перескакивать через две ступени. Об этом директору детского сада, случается, приходится напоминать родителям, которые иногда переоценивают возможности ребенка. Бывает, приходит в ясельную группу малыш, который в свои полтора-два года уже хорошо говорит и много для своего возраста умеет. А тут кругом много детишек, которые еще плохо говорят и только плачут, скучая по маме. Иногда в таких случаях родители маленького вундеркинда просят перевести их чадо в группу постарше возрастом. И тогда Татьяне Кудашовой приходится объяснять, что, помимо умственных, существуют еще физиологические и психические особенности ребенка, которые перепрыгивать нельзя. Такой малыш в старшей группе будет отставать от других детей в физическом развитии, и это может с раннего детства сформировать у него комплекс неполноценности.

– Поэтому, когда родители обращаются ко мне с такими просьбами, я убеждаю их в том, что рядом со своими сверстниками, которые еще не умеют высказывать свои желания и кажутся более беззащитными, ребенок может получить уроки сострадания, умения защитить и пожалеть слабого, погладить его по головке, – говорит Татьяна Кудашова.

В целом же педагоги детсада №103 стараются оправдать ожидания родителей и в работе с детьми используют самые современные методы. Девиз программы, по которой здесь работают, говорит сам за себя: «Чувствовать, познавать, творить». В арсенале педагогов – самые разные педагогические приемы, помогающие разнообразить процесс развития. На познавательных занятиях дети занимаются исследованием, проектированием, моделированием.

Есть в «ТРИЗ» даже своя студия мультфильмов «Смешарики», режиссером и автором сценариев в которой является Любовь Бутылкина, а актерами – сами дошколята. Процесс постановки и съемок – отнюдь не праздное занятие. Это еще один творческий прием, позволяющий познавать мир весьма неординарным способом. К примеру, один из интересных мультпроектов дошколят называется «В стране Бумагии». Все персонажи этого мультика, посвященного теме производства бумаги, сделаны из разных видов бумаги и картона. А вот персонажи мультфильма «Осенний калейдоскоп» выполнены из орехов, семян, овощей и фруктов, сделанных из папье-маше. Настоящим праздником для малышей становится премьера нового мультфильма. Они с не меньшим удовольствием, чем диснеевские мультики, смотрят то, что создано их собственной фантазией и руками.

Родители малышей являются непосредственными участниками образовательного процесса. Персонажи мультиков – это плод совместных усилий родителей и детей, так как без помощи взрослых этот творческий процесс детишкам не осилить. По словам Татьяны Кудашовой, привлечение родителей к сотрудничеству – это одно из требований нового законодательства. При взаимодействии с родителями удалось реализовать образовательные проекты, направленные на благоустройство участка «Остров детства», «Счастливое детство», а также по оснащению предметно-пространственной развивающей среды в групповых помещениях «Лаборатория профессора Природина», «Знайкин университет».

– Новый закон об образовании мне нравится тем, что он и педагогов, и родителей поворачивает лицом к ребенку, – говорит директор детсада. – Если раньше мы делали упор на уровень знаний, то теперь это отходит на второй план, а во главу угла ставится общение с ребенком, формирование нравственных ценностей, развитие мыслительных и психических процессов. Дошкольный возраст – это возраст гениальности, и его нужно по максимуму использовать, чтобы раскачать все эти процессы у ребенка. Именно развитое умение живо мыслить, желание активно осваивать мир и сделает его впоследствии успешным.

Стремление к успешности здесь прививают, что называется, с младых ногтей. На каждого воспитанника ведется дневник достижений. Сами малыши о нем, конечно, не знают, но зато их воспитатели отмечают там все маленькие и большие достижения своих подопечных – участие и победы в конкурсах, успехи в познаниях и спортивных соревнованиях. Если хоть какая-то составляющая успешности «западает», педагог корректирует свою работу так, чтобы помочь ребенку развиться.

Вообще-то требования к выпускнику дошкольного учреждения не предполагают у него обязательного умения читать и считать. Тем не менее практически все воспитанники детского сада №103 идут в первый класс уже читающими и считающими. Причем происходит это незаметно для самих детей, без мучительного заучивания, в форме игры. Секрет легкого усвоения прост: педагогический коллектив учреждения работает по программам Тамары Ломбиной «Читайка» и «Грамотейка». Более того: детсад стал экспериментальной площадкой по апробации этих программ, а при написании своих книг Тамара Ломбина использовала конспекты занятий воспитателей этого детского сада.

Выпуская своих детей в школу, воспитатели, однако не теряют их из поля зрения, а продолжают еще какое-то время следить за их судьбой. Каждую осень организуют совместный педсовет с учителями школы №27, принявшими их детей. И если у учителя возникают какие-либо вопросы или проблемы, подсказывают, как лучше общаться с тем или иным ребенком.

Выстроить такую эффективную систему работы можно только в дружном и слаженном коллективе. Основная масса сотрудников детского сада работает там с его открытия, и во главе со своим руководителем они уже стали настоящей командой. По словам Татьяны Кудашовой, высококлассных специалистов и своих заместителей она не брала со стороны, а вырастила в своем коллективе. Это действительно квалифицированные педагоги, которые никогда не задумывались уйти в другую сферу. Да и среди технического персонала есть немало таких, кто работает здесь с самого открытия и, несмотря на маленькую зарплату, никогда не думал отсюда уволиться. Понять секрет отсутствия текучки несложно: атмосфера в коллективе всегда зависит от руководителя, от того, насколько он сумел создать такие условия для своих работников, чтобы работа стала для них вторым домом.

Галина ГАЕВА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

IMG_0950

Оставьте первый комментарий для "Татьяна Кудашова: «Раннее детство – это возраст гениальности»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.