Елена Лодыгина: «Хочу жить и работать в Коми»

Пятнадцать лет на сцене Академического театра оперы и балета Республики Коми блистает певица Елена Лодыгина. Сейчас она ведущая солистка театра, лауреат национальной оперной премии «Онегин», лауреат премии правительства Республики Коми, лауреат Республиканского театрального конкурса имени Степана Ермолина, дипломант международного конкурса вокалистов. На счету Елены сорок четыре разноплановых женских образа, ей подвластны и оперные партии, и роли в легком жанре оперетты и мюзикла, в детских музыкальных спектаклях. 10 декабря пройдет юбилейный бенефис певицы. Елена выйдет на сцену в образе утонченной и грациозной аристократки, блистательной Теодоры Вердье в оперетте Кальмана «Принцесса цирка». В преддверии бенефиса корреспондент «Республики» побеседовал с певицей.

– Елена, когда вы начали петь и решили стать певицей?

– Я родилась и выросла в селе Визинга. А петь начала еще в детском саду. У нас была замечательный музыкальный руководитель Татьяна Карманова. Уже в школьные годы я ходила к ней на занятия в коллектив «Хуторок». Помню, как исполняла песни «Посею лебеду на берегу» и «В низенькой светелке огонек горит, молодая пряха у окна сидит». В десять лет стала лауреатом республиканского конкурса и была награждена поездкой в Эстонию. В пятнадцать лет за исполнение песни Евгении Смольяниновой «В лунном сиянии» заняла первое место на районном конкурсе. Я занималась музыкой, пела, но в театре, на сцене не представляла себя никогда.

После школы окончила республиканский педколледж и получила специальность музыкального руководителя. Потом поступила во Владимирский государственный гуманитарный университет по направлению «Музыкальное искусство» – специализация «Академический вокал». После вуза, который окончила с отличием, была приглашена Валентиной Судаковой, возглавлявшей тогда театр оперы и балета Коми, на прослушивание в оперную труппу нашего театра. Моя мама ранее принесла директору театра диск с моими записями, его прослушали и решили меня пригласить.

Моя мама сама очень музыкальна, занималась самодеятельностью: пела, участвовала в спектаклях. Бабушка в молодости играла на многих музыкальных инструментах, так что музыкальные задатки у меня по маминой линии. Папа же хотел, чтобы я занималась спортом. Я занималась и в этом направлении: бегала на лыжах, играла в баскетбол, занималась легкой атлетикой.

Приехав в Сыктывкар, успешно прошла прослушивание и вот уже пятнадцать лет пою на одной сцене.

Какой была ваша первая партия в театре?

– Партия Марии в опере Сергея Носкова «Иван Куратов». Опера была на коми языке. К сожалению, не могу сказать, что знаю его в совершенстве. Но мой папа – коми, и с детства я пела коми песни и слышала коми речь. Поэтому проблем с произношением не было, и я легко исполнила свою партию. Затем в этой же опере я исполняла партию Сандры – главной героини, возлюбленной поэта. В 2013 году на российско-китайском туристическом форуме в Пекине я пела «Марьямоль» и «Катшасинъяс».

Песенный коми язык красивый, певучий и мелодичный. Всегда рада предложениям исполнять произведения на коми языке, потому что считаю, что родную культуру надо развивать.

На каких языках вам приходилось петь и какой самый музыкальный?

– Конечно, ближе всего родной язык, русский, но многие языки мелодичны, самый удобный из иностранных языков для меня итальянский… Оперу всегда лучше петь на языке оригинала. Очень люблю исполнять произведения на испанском языке. Приходилось еще петь на английском, немецком, французском, норвежском, китайском, украинском, белорусском, грузинском, армянском и, конечно, на коми.

Помимо того что вы поете на сцене, вы еще и преподаете в республиканском колледже искусств. 

– Когда в Визинге открыли школу искусств, мне предложили поработать там педагогом по вокалу. До этого я вела лекции и преподавала студентам педагогического колледжа. Каждый понедельник ездила к своим ученикам в Визингу, а последние два года преподаю будущим вокалистам в республиканском колледже искусств.

– На сцене вы исполнили сорок четыре разные партии. Какие ваши любимые роли?

– В опере Чайковского «Евгений Онегин» Татьяна Ларина – это моя первая главная партия, Микаэла в «Кармен» Бизе, Джильда в «Риголетто» Верди, Марфа в «Царской невесте» Римского-Корсакова. В опереттах – Теодора Вердье в «Принцессе цирка» Кальмана, Розалинда в «Летучей мыши» Штрауса, Марица в одноименной оперетте Кальмана, Ганна Главари в «Веселой вдове» Легара, Саффи в «Цыганском бароне» Штрауса.

– Как вы готовитесь к ролям?

– Я думаю об образе героини, ее характере, интересуюсь эпохой, в которую было написано произведение, знакомлюсь с особенностями и нравами того времени. Всегда полезно и интересно почитать о самом композиторе, об истории создания оперы, о том, что он хотел выразить в музыке, какие музыкальные средства он использовал для создания образа героини. Смотрю видеозаписи, слушаю аудиозаписи, чтобы лучше понять свою героиню. Все это помогает в работе над образом. Всегда полезно изучить весь оперный клавир, посмотреть оркестровую партию, понять, что задумал композитор.

– А какую партию вы хотели бы исполнить?

– Мечтаю спеть Мими в опере Джакомо Пуччини «Богема». А сейчас работаю над партией Маргариты в опере Гуно «Фауст». Опера будет исполняться на французском языке, и я много внимания уделяю работе над произношением. Премьера запланирована на весну следующего года на фестивале «Сыктывкарса тулыс».

– В чем, на ваш взгляд, секрет сценического успеха?

– Думаю, у каждого артиста свой секрет успеха. Но я считаю, что любой артист должен быть искренен перед своим зрителем.

– Есть ли у вас хобби?

– Люблю читать духовные книги. Например, книги протоиерея Александра Торика. Люблю в свободное от работы время печь торты и пироги. Раз в год с волонтерами стараемся организовать благотворительный праздник в помощь приюту для бездомных собак «Друг» в центре досуга и кино «Октябрь».

– Какую музыку вы любите слушать в нерабочее время?

– Мне нравится любая музыка – как классическая, так и популярная, с удовольствием слушаю джаз.

– У вас есть домашние питомцы?

– Собаки и кошки у нас были всегда.

– Просят ли у вас автографы?

– Бывает. Особенно активны в этом дети. Как правило, на мастер-классах или творческих встречах. Им все интересно, а тут настоящая артистка. Бывает, на улице зрители узнают, здороваются, просят номер телефона.

– А у кого вы сами попросили бы автограф?

– Я бы попросила автограф у многих российских и зарубежных артистов, например, у оперной певицы абхазского происхождения Хиблы Герзмавы. Она солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Из классики мне нравятся романсы в исполнении Галины Вишневской и оперные партии Марии Каллас. Кстати, я писала дипломную работу по творчеству Марии Каллас.

– Не было желания «покорять» столицы и уехать из родной республики?

– Гастролировать – да. А уехать работать в другой город – уже, наверное, нет. Здесь моя родина, здесь живут мои родители, здесь родился мой сын.

Беседовал Артур АРТЕЕВ

Фото автора

В творческом багаже Елены Лодыгиной гастроли и выступления в разных странах: Великобритании, Китае, Венгрии, Сербии, Казахстане, Украине; городах России (Москва, Саранск, Ижевск, Йошкар-Ола, Чебоксары, Киров, Нижний Новгород, Архангельск); выступления на самых различных республиканских площадках. Елена – участница международных музыкальных фестивалей. Любая партия или роль в исполнении Елены Лодыгиной – это красивый вокал, яркая драматическая игра, прекрасное чувство стиля.

Среди знаковых и запоминающихся работ артистки можно выделить Татьяну, Розалинду, Джильду, Купаву, Марфу, Микаэлу, Сандру, Саффи, Ганну Главари, Антонию, Памину. Ее сценические работы заслуженно получают положительные оценки российской и зарубежной критики: «Подлинно чувственная, на сей раз даже в известной мере «трагическая» Елена Лодыгина интерес к своей героине вызвала самый что ни на есть неподдельный! Заворожила внутренней осмысленностью, чувственностью кантилены и музыкальным драматизмом, высвеченным, естественно, в рамках задач партии, написанной для лирического голоса». «Трепетной лирикой наполняет она звучание своей героини». «Она настолько вжилась в роль, была так легка, грациозна и убедительна, показала такой высочайший уровень исполнения, что сорвала бурю оваций». «Очаровательная Елена Лодыгина исполнила коронную арию своей героини с блеском настоящей примадонны». «Удивительно хороша была солистка театра Елена Лодыгина, глубоко и полно раскрывшая жертвенную, хрупкую природу своей героини».

Оставьте первый комментарий для "Елена Лодыгина: «Хочу жить и работать в Коми»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.