Драконы северного края

Такого дракона можно увидеть в селе Ыб.

11 апреля отмечается День трех драконов. Истоки этого праздника берут начало на Востоке. Хотя реальных драконов пока никому не удалось встретить, многие жители Азии, Европы и остальных частей света в их существовании не сомневаются.

У каждого народа есть свои мифы и предания, где встречаются сказочные существа. Есть свой дракон – гундыр – и в коми мифологии. Конечно, в юрский период на территории современного Коми края было теплое море, в котором плескались доисторические морские ящеры, в том числе и похожие на крокодилов ихтиозавры. Но, судя по всему, крокодилы жили в северных реках значительно позже, уже в исторический период. Не исключено, что они и поныне скрываются в глубинах Печоры или Вычегды.

В тихом омуте монстры водятся

На Вычегде чудовища вполне могли дожить до наших дней. Несколько историй о встречах с непонятными существами корреспонденту «Республики» рассказал краевед и активист «Космопоиска» из Корткероса Владимир Шестаков. В частности, жительница района Вера Потапова сообщила ему, что летом 1999 года ее сын на лодке поднимался по реке Маджа и заметил, что примерно в 150 метрах от него через реку плывет белая береза. Удивленный тем, что «бревно» движется поперек течения, он подплыл к нему. Но когда до «березы» оставалось около пятидесяти метров, мужчина понял, что это нечто большое и живое. Трехметровое длиннохвостое существо было белого цвета с тремя горбами на спине. Похоже на Несси, только в три-четыре раза меньше. При приближении моторки речной монстр остановился и моментально погрузился в воду. Рыбак обратил внимание, что с той стороны, откуда плыл «крокодил», берег был песчаный и на нем остались какие-то следы. Было похоже, что оттуда этот зверь спустился к воде. С другой стороны берег был крутой, а место – глубокое. Существо исчезло в этом «тихом омуте». Очевидец испугался, что монстр всплывет и перевернет лодку, и быстро удалился от этого места.

Другая встреча с «крокодилом», вернее, с его следами, произошла в этом же районе в 1985 году. Местные рыбаки ловили рыбу бреднем в старице Вычегды напротив села Корткерос. Они обратили внимание на загадочные следы, оставшиеся на песчаном берегу: как будто неизвестное существо вышло из воды и исчезло в береговой траве. Следы, по словам очевидцев, были крупнее, чем у всех известных им животных. К тому же за следом ног был заметен след от волочения, видимо, хвоста.

Крокодилов видели и на других реках Коми, но большинство рыбаков и охотников из страха прослыть лжецами не распространяются о своих встречах с необычными существами. Тем не менее факт существования крокодилов на севере России подтверждают и ученые.

Языческий Яша

Академик Борис Рыбаков еще в 1970-х годах в своих монографиях «Язычество Древних Славян» и «Язычество Древней Руси» поднял вопрос о происхождении славянского божества, хозяина подземного мира и подземных вод Яши, или Ящера. Археологами найдены сотни изображений этого идола, напоминающего крокодила. На Русском Севере на прялках и оконных наличниках вплоть до XIX века вырезали голову, похожую на крокодилью.

Интересно, что Рыбаков ставил вопрос о реальном, зоологическом прототипе мифического Ящера. Вот что он писал по этому поводу: «Представляет интерес реальный прообраз священного Ящера, подводного бога, которого новгородцы XVIII века называли коркодилом. Современная зоология плохо помогает нам в поисках прообраза ящера, но если мы обратимся к «Запискам о Москвии» Сигизмунда Герберштейна, написанным в первой половине XVI века, то прочтем следующее: «Там и поныне много идолопоклонников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60-75 см) в длину и называемых гивоитами».

Академик приводит также свидетельство псковского летописца: «В лето 7090 изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша, людей много поядоша. И ужасашося люди, и моляше бога по всей земли. И паки спряташа иных избиша».

Были найдены и другие упоминания о «коркоделах» в русских летописях. В эпоху Крещения Руси, когда старые верования стали забываться, «коркоделом» или «коркодилом» называли даже Перуна. «Крокодилов» на Руси выбили в период Крещения Руси княжеские дружинники. И делали это по приказу властей для того, чтобы лишить простолюдинов «живых богов».

Интересное наблюдение оставил географ Дмитрий Анучин: «…среди приуральской чуди было широко распространено представление о каком-то мифическом звере с некоторыми признаками гада с удлиненной головой, вооруженной рогом и напоминающей отчасти крокодилью или носорожью, с вытянутым туловищем, покрытым чешуями вдоль спины и оканчивающимся более или менее коротким хвостом».

Загадочный зверь мукутысь

На древних бронзовых фигурках пермского звериного стиля, которые археологи находят на территории Коми, часто можно увидеть существо нижнего мира, удивительно похожее на дракона или крокодила. Мощный хвост, короткие лапы и шея, острые зубы, вдоль спины чешуйчатые наросты – на реальную ящерицу никак не похоже. Но откуда финно-угорские мастера могли скопировать это хтоническое создание?

Как правило, эти искусно отлитые рельефные миниатюры изображают животных, иногда человека в их окружении. И на многих бляшках мы видим все того же «крокодила». Причем изображенного реалистично: четко прорисована чешуя, заканчивающееся плоским «сомовьим» хвостом туловище с короткими лапами и непропорционально большой головой, прорисованы глаза с веками, четко отличающиеся от «немигающих» глаз змей и рыб. Удивление вызывают только загнутая вверх нижняя челюсть и небольшой рог на загривке. Именно так выглядит загадочный мукутысь – хозяин земли, чью фигуру в конце 2008 года предлагали поместить на гербе и флаге Ухты. Прообразом мукутысь послужило изображение на бронзовой бляхе, найденной на реке Ухте Михаилом Сидоровым во второй половине XIX века.

Любопытно, что, хотя звериный стиль был распространен очень широко, изображали ящера на бляшках далеко не везде. Встречается он в основном в бассейнах Печоры, Вычегды, в Прикамье, и только отдельные находки известны в Удмуртии и других южных регионах.

Несси и его родня

Встречи с дожившими до наших дней ящерами, крокодилами зафиксированы во многих местах Земли. Самое известное – это шотландское озеро Лох-Несс. Обитающее в нем существо ласково именуют Несси. Много встреч с древними монстрами зафиксировано в Якутии. Самое известное место этих встреч – на озере Лабынкыр. Сходные существа замечены еще в ряде озер Канады. У коми-пермяков обитающее в болотах зубастое чудовище называется Кыем.

Какое же реальное, известное науке животное, обитающее на территории России, могло претендовать на роль крокодила? По мнению ряда ученых, у нас это могла быть осетровая белуга. Эта рыба достигает 10-15 метров в длину, весом бывает от 1000 до 1600 килограммов. Правда, область ее распространения ограничивается Черным и Каспийским морями, откуда она проникает в различные их притоки. Как-то довелось видеть на Волге голову подобной рыбины. Другой речной гигант – это сом, которого называют «пресноводной акулой». Правда, он тоже встречается в основном на юге. На севере известен другой пресноводный хищник – щука. Ее роднит с чудским крокодилом целый ряд характерных признаков: пасть и глаза, отчетливо выраженные жаберные крышки, выдающаяся нижняя челюсть, мощный, сравнительно короткий хвост. Только вот эта хищница не достигает таких чудовищных размеров, как белуга или сом. Хотя в Германии зафиксирована пойманная щука длинной шесть метров.

По мнению писателя-зоолога Владимира Динца, северный крокодил, если и был реликтом, то скорее третичным, эпохи мамонтов и шерстистых носорогов. Это может быть гигантская саламандра. Животные это удивительные: близкие родственники обычных тритонов и углозубов, но достигающие гигантских размеров – до двух метров длины. Ныне этот вид амфибий обитает только в Китае и Японии, но его ископаемые останки, найденные на территории нынешней Германии, относятся даже к раннему Средневековью.

Версия инженера Макридичева

В седьмом номере журнала «Техника – молодежи» за 1984 год была опубликована статья инженера Бориса Макридичева «Чудский ящер – реликт мезозоя?», в которой он, независимо от Рыбакова, также ставит вопрос о зоологическом прототипе «крокодила».

«Нижний ярус чудской мифологии представлен всевозможными водоплавающими зверьками, рыбами, змеями, – пишет Макридичев. – Главным хозяином нижнего, подземно-подводного мира является некое существо, могущее жить и двигаться одинаково удобно как в воде, так и на суше. Известно свыше сотни рисунков «чудских образков» с изображением ящеров. И везде он в движении, пасть открыта, они «дышат», они «живут», глаза у всех открытые, зрячие».

Как правило, ящер служит подножием человекообразных фигур, с которыми составляет подчас сложную композицию. В ряде случаев загадочной рептилии отводится главное место в композиции. Вот как выглядит одно из изображений, найденное на левом берегу реки Колвы: «животное это представляет нечто среднее между зверем и рыбой, в общем же напоминает собою отчасти большую ящерицу иди крокодила. Тело этого чудовища, как и форма его головы, делает его похожим на рыбу, но глаза и ноздри похожи скорее на звериные. Кроме того, нижняя челюсть длиннее верхней и ей придана форма загнутого вверх рога. Другой такой рог помещен на затылке. Ноги короткие, в виде человеческих рук, а хвост подобен рыбьему, поставлен вертикально».

По мнению исследователей, эти животные были столь же хорошо известны древним художникам, как лось или медведь. Очень уж детально они изображены. Это были живые представители фауны, окружавшей древнего человека.

По мнению инженера, встречи человека с исчезавшими гигантскими рептилиями проходили в Приуралье примерно за десять тысяч лет до нашей эры, когда тысячеметровая толща ледника медленно отступала на север, оставляя гигантские болота. В них люди, осваивавшие север, и встретили древних ящеров. «Хотелось бы верить, что отдельные особи динозавров, приспособившись к суровому климату кайнозойской эры, преодолели этот тяжелейший марафон и встретились с человеком, – пишет Макридичев. – Иначе откуда могли появиться динозавры на чудских бляшках?» Инженер приходит к выводу: предки финно-угорских народов встречались с древними ящерами, послужившими моделью для их художественных изделий, и бронзовые бляшки вполне могут быть портретами драконов-крокодилов, выполненными с натуры.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Драконы северного края"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.