В Общественной палате обсудили проблемы «социалки»

В республике будет создана система долговременного ухода за престарелыми больными людьми. Об этом сообщила министр труда, занятости и социальной защиты населения Коми Екатерина Грибкова во время встречи «Час с министром», прошедшей 11 мая в Общественной палате региона.

Напомним, подобные встречи министров с общественностью проводятся по поручению главы республики Владимира Уйба. Согласно формату мероприятия сначала Екатерина Грибкова представила отчет о деятельности министерства за прошедший год и рассказала о ближайших планах, а затем ответила на вопросы присутствующих.

Из зала был задан вопрос о том, планируется ли вводить новые формы работы с престарелыми людьми, нуждающимися в уходе. Продолжительность жизни в последние годы заметно увеличилась, население стареет, и вопрос профессионального ухода за престарелыми становится все актуальнее.

– Я знаю эту проблематику. Особенно старение населения ощущается в районах, – признала остроту темы министр. – Нацпроект «Демография» в рамках проекта «Старшее поколение» предусматривает работу по созданию системы долговременного ухода, и в субъектах эта работа уже ведется.

Закон №442 «Об основах социального обслуживания населения в РФ» предусматривает три ступени социального обслуживания. Это надомное – когда соцработник оказывает услуги на дому. Полустационарное – когда некоторое время человек может получать соцуслугу на базе социального центра. И последнее – это стационарное социальное обслуживание, когда люди пребывают в домах-интернатах. Система на сегодня выстроена. В республике имеется сеть психоневрологических интернатов. В каждом территориальном центре есть полустационарное социальное обслуживание. Социальными службами ведется работа как в направлении «Активное долголетие», так и в направлении социального обслуживания детей-инвалидов. Кроме того, одиннадцать некоммерческих социально ориентированных организаций с 2017 года оказывают социальные услуги на дому.

– Сегодня мы прорабатываем концепцию системы долговременного ухода на дому, – рассказала Екатерина Грибкова. – В итоге будет создан такой сервис, как услуги сиделки. Будет организована школа, где мы будем обучать профессиональному уходу не только социальных работников, но и родственников. Потому что потребность в этом есть. Не все готовы отправлять своих родственников в специализированные интернаты, но в то же время не все имеют навыки правильного ухода, а это тяжелый труд. При этом родственники старого человека не всегда могут оставить работу, чтобы постоянно находиться рядом с ним. Поэтому будет создаваться система полустационарного социального обслуживания, дневные отделения, куда можно будет привести пожилого человека на несколько часов, чтобы семья могла отдохнуть и сделать свои дела. И при этом чтобы пожилой человек мог получить какие-то реабилитационные услуги. Для этого будем перепрофилировать своих специалистов.

– Говоря о перспективах дальнейшей работы, вы ничего не сказали про Общественный совет, хотя, я так понимаю, это тоже часть вашей команды. Как вы видите выстраивание отношений с Общественным советом? Что бы вы хотели получить именно от них? – поинтересовалась заместитель председателя Общественной палаты Галина Лапшина. – И еще хотелось бы задать вопрос, связанный с ситуацией на рынке труда. Количество безработных в пандемию увеличилось более чем в два раза. В то же время мне недавно позвонила одна из работодателей и просила на площадке Общественной палаты поднять вопрос о том, почему подавляющее число безработных, приходящих по направлению службы занятости, просят написать в направлении отказ. Она рассказала, что за короткий срок у нее побывало более 120 человек, и только два человека остались работать. Остальные говорили примерно следующее: «Сделайте мне отметку, что я вас не устраиваю. Иначе я все равно буду работать так, что вы меня потом уволите. Напишите, что я не тот человек, который вам нужен». Это ведь значит, что они где-то работают и в то же время стоят на учете по безработице. Если столько безработных, то интересно, сколько сегодня вакансий?

Отвечая на первый вопрос, Екатерина Грибкова сообщила, что буквально через две недели после ее назначения на должность министра был собран Общественный совет, который целый год не собирался в очном формате. Было поднято и обсуждено много вопросов.

– Члены Общественного совета сказали тогда мне, что им очень не хватает выездов в учреждения, что сегодня недостаточно только совещаться и делиться опытом, нужно смотреть, как работают учреждения, и знать проблематику не по слухам. Я поддержала эту инициативу. Будем развиваться в таком ключе, – пообещала министр.

Что касается вопроса о безработице, Екатерина Грибкова сообщила, что действительно на 1 января в республике было зарегистрировано 14 665 безработных. Это 3,4 процента – очень высокий для региона уровень.

– Сегодня показатели заметно снизились, официально безработными уже числятся 9073 человека. При этом вакансий почти 13 тысяч, – привела конкретную статистику министр. – Одной из причин такого перекоса является недостаточный уровень квалификации потенциальных работников. И потому служба занятости сегодня нацелена на то, чтобы мотивировать человека на повышение профессионального уровня. Ведь от мотивации самих работников многое зависит. Если эта проблема требует общественного обсуждения, давайте собираться и обсуждать.

Общественники предложили также ввести в практику выдачу готовых документов в роддоме сразу после рождения ребенка, обратить внимание на бесплатный проезд студентов из многодетных семей, а также на бесплатное питание детей из многодетных семей.

Было также высказано замечание, что в республике недостаточно отрабатывается концепция государственной семейной политики. Слабо налажена работа по укреплению института семьи, нет пропаганды благополучной, успешной семьи.

– Хорошо бы министерству найти нишу специалистам, которые могут укрепить институт семьи, и чтобы неблагополучия стало меньше, – высказала пожелание общественница Людмила Афанасьева.

Еще один вопрос касался консультационной помощи семьям. Некоторое время назад по инициативе Общественной палаты рассматривалась возможность создания ресурсного консультационного центра помощи семьям. Но работа остановилась, так как социально ориентированные НКО столкнулись с определенными трудностями в этой работе.

Общественники предложили провести инвентаризацию всех социально ориентированных НКО, которые работают с семьями, объединить их и сформировать единую консультационную платформу для жителей Коми, чтобы можно было работать и дистанционно, и подключая волонтеров.

– Абсолютно решаемый проект, нужно только встретиться еще раз и обсудить все вместе. Минтруд готов к этой работе подключиться. Единая информационная платформа для семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, – очень интересная идея, – подытожила Екатерина Грибкова.

Галина ГАЕВА

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "В Общественной палате обсудили проблемы «социалки»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.