Инклюзия выходит на новый уровень

Инклюзивное образование в Коми из зоны труднообсуждаемых и спорных тем выходит на новый, качественный уровень. Такую мысль озвучила председатель Коми республиканской организации Всероссийского общества инвалидов Маргарита Колпащикова на прошедшей 14 мая V республиканской конференции «Инклюзивное образование: опыт, проблемы, взаимодействие».

Участники конференции обсуждали возможности создания условий для получения образования и полноценной адаптации в обществе детей с ОВЗ и инвалидностью. Конференция проходила и очно, и онлайн. В режиме онлайн-связи в ней приняли участие представители 50 регионов, включая Белоруссию. По словам Маргариты Колпащиковой, многие регионы, узнав о программе конференции, в которой были организованы несколько тематических площадок по самым актуальным вопросам, сами заявились на участие в ней. Педагогами и специалистами из Коми уже наработан достаточный опыт в этой сфере, который достоин того, чтобы его транслировать на другие территории.

Открывая конференцию, Маргарита Колпащикова особо отметила высокий уровень работы организаторов:

– Министерству образования – искренние слова благодарности. Все, что было задумано нами совместно, было сделано. Помню, организация первой конференции полностью легла на плечи КРО ВОИ. Это, наверное, первый год, когда я ничего не делала. Всей нашей команде огромное спасибо, потому что это профессионалы, которым можно доверять. Сегодня мы будем говорить об опыте, обсуждать трудности, с которыми сталкиваются педагоги. Но мне хочется сделать акцент на третьем слове в названии конференции – взаимодействие. Потому что главная задача – чтобы мы все объединились и сделали все возможное и невозможное, чтобы дети, которые имеют ограничения в здоровье, пришли в школы и детские сады и не сидели бы там на скамейках запасных, а могли быть вместе со своими сверстниками и на равных участвовать во всех мероприятиях.

Председатель КРО ВОИ отметила также важность ранней работы по включению особых детей в активную жизнь, так как детей, не посещавших детские сады и школы, впоследствии очень сложно включить в общество.

Как серьезный и видимый результат работы в направлении инклюзии и доказательство того, насколько особые дети могут раскрепоститься и проявить свои таланты, участникам конференции была представлена постановка единственного в республике инклюзивного театра «Радость моя». Все актеры театра, возглавляемого Мариной Афонасенко, – дети с ограничениями здоровья. Театр – неоднократный лауреат Международного фестиваля особых театров «Непратаптаны шлях», который проходит ежегодно в Бресте, победитель межрегиональных и всероссийских театральных фестивалей.

От имени правительства и главы республики участников конференции приветствовала зампред правительства региона Лариса Карачева.

– Комплексная реабилитация должна охватывать социальный и медицинский аспекты, вопросы образования и трудоустройства. Реабилитация и абилитация должны начинаться как можно раньше и основываться на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон инвалидов, способствовать вовлечению их в сообщество. Важно также обеспечить качественное обучение педагогов, специалистов, персонала. Наша задача – обеспечить формирование общественного положительного мнения, направленного на поддержку и принятие проблем людей с инвалидностью, – отметила Лариса Карачева.

О том, как сегодня выглядит ситуация с инклюзивным образованием в республике, рассказала в своем докладе министр образования Наталья Якимова, которая отметила, что право детей с особенностями развития на доступное и качественное образование – это приоритет.

Во всех муниципальных образовательных учреждениях республики – от детсада до техникумов, колледжей и учреждений дополнительного образования есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Это от одного до трех процентов от общего числа детей. Цифры, казалось бы, небольшие, но каждый ребенок – это индивидуальная работа. И работа непростая.

Инклюзивное образование не может развиваться без трех основных условий. Первое – это наличие педкадров со специальным образованием. Второе – это комплекс индивидуальных учебных программ, третье – создание адекватных внешних условий.

Но создание этих условий предполагает и особые финансовые подходы. Сегодня разработаны нормативные акты, которые устанавливают единый индивидуальный норматив на реализацию образовательных программ. Сопровождение одного такого ребенка и особенно по индивидуальному учебному плану в республике значительно увеличено и в среднем составляет 80 тысяч рублей в год. Для дошкольного образования, а это компенсирующие группы детских садов, финансовое обеспечение выше обычных групп в среднем в полтора раза. Для муниципальных школ с классами, где обучаются такие дети, финансирование также выше в 1,2 раза. Действующая система финансирования предусматривает повышающий коэффициент. Но, по словам Натальи Якимовой, здесь есть поле для деятельности, необходимо продолжать увеличивать финансирование учреждений, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями.

Больше десяти лет в Сыктывкаре действует центр дистанционного обучения для детей с отклонениями в развитии. Сегодня 86 детей республики обучается в этом центре. Эта система очень хорошо зарекомендовала себя.

– Мы ежегодно увеличиваем направления подготовки, по которым молодые люди с инвалидностью получают профессию, – рассказала Наталья Якимова. – Ежегодно проходят конкурсы, спортивные праздники, фестивали, олимпиады и чемпионат «Абилимпикс» по профмастерству инвалидов. В 2020 году уже 117 человек приняли участие в этом чемпионате. Большинство из них были студенты. 17 победителей регионального этапа представляли республику на уровне страны. Ученик школы-интерната №4 занял первое место в компетенции «Обработка текста». Кроме того, особые дети активно начинают вовлекаться в дополнительное образование. Еще несколько лет назад мы ставили в приоритет дошкольное и школьное образование. Но скоро поняли, что детям легче развиваться и профессионально определяться через дополнительное образование. И сделали акцент на этом: 46 процентов от общего количества детей с инвалидностью сегодня охвачены дополнительным образованием. Мы обязаны помочь этим детям раскрыть их творческие способности.

Правительство республики сегодня ставит задачу организации ранней помощи детям до трех лет. Значительные результаты этой работы у нас уже есть. В республике создано 106 консультационных пунктов. В основном на базе детских садов, но есть и в школах, техникумах. Туда родители могут прийти одни или с детьми. Специалисты самого разного профиля ответят на все их вопросы, помогут подготовить ребенка с особенностями развития к детскому саду, и дальше адаптация пройдет уже щадящим образом.

Также в республике создано три больших консультационных центра – на базе КИРО и ПК, на базе Центра здоровья и образования и на базе Центра психолого-педагогической и медицинской помощи. Кроме того, социально ориентированными некоммерческими организациями Ухты успешно реализуется проект по созданию службы дистанционного консультирования.

– Для нас очень важно межведомственное взаимодействие по сопровождению такой категории детей в плане исполнения рекомендаций индивидуальных программ реабилитаций (ИПР). В 2020 году медико-педагогическими комиссиями было выдано 660 таких рекомендаций, но самое главное для нас не выдать их, а организовать, – отметила Наталья Якимова.

Несмотря на то что Республика Коми много лет участвует в программе «Доступная среда», объем работы в сфере обеспечения доступности очень велик. В 2019 году три детсада были оснащены в соответствии с требованиями, в прошлом году доступными стали еще три детсада на территории Сыктывкара и Сысольского района. Министр образования признала, что сегодня цифры доступности объектов пока невелики: только порядка 28 процентов учреждений образования можно отнести к учреждениям, где созданы оптимальные условия. Поэтому работа впереди большая и финансовоемкая.

Предстоит еще большая работа по созданию муниципальных реестров потребностей детей с инвалидностью. В августе минобраз направил ряд рекомендаций о том, как формировать и вести реестр потребностей. В июне 2021 года пройдет конкурсный мониторинг, как ведутся эти реестры. Но, как отметила министр, самое главное – не наличие этого реестра, а внутреннее взаимодействие в плане реализации того, что определено этим реестром.

Также пока непросто формируется институт тьюторов и ассистентов, которые необходимы ребенку-инвалиду для сопровождения. Сегодня в регионе 14 тьюторов и 19 ассистентов. Это немного. Но, по словам министра, эта работа будет продолжена. Коми республиканский институт развития образования организовал обучающие курсы для педагогов, которые работают с такими детьми. Отныне, если педагог узнает, что в новом учебном году в его классе появится такой ребенок, он уже летом должен пройти курсы повышения квалификации в КРИРО.

Подводя итог тому, что уже сделано, Наталья Якимова отметила, что последние несколько лет мы накапливаем положительный опыт в развитии инклюзивного образования. Хотя, конечно, проблемы остаются. Главное, что пока препятствует успешной адаптации детей с инвалидностью в обществе, – это недоступность большинства учреждений, так как инфраструктура «школа – дом» недостаточно развита. На данный момент решение этой проблемы видится в помощи тьюторов и ассистентов и, конечно, в дальнейшем продолжении работы по доступности городской среды. И здесь опять на первый план выходит актуальность межведомственного взаимодействия.

Второй блок проблем – получение профессионального образования. Сегодня в республике 30 техникумов и колледжей, которые могут вести подготовку инвалидов, но только один из них находится в сельской местности. И для сельских ребят с инвалидностью это большая проблема. Потому что они не могут уехать далеко от дома. Эту проблему тоже надо решать. Кроме того, очень часто ребята с инвалидностью не могут получить работу по полученной специальности. Минобраз республики совместно с минтрудом ведут работу по решению этой проблемы.

И, пожалуй, главная проблема, в которую обычно всегда все упирается, это недостаток средств.

– Мы со своей стороны инициируем внесение изменений в расчет субвенций, чтобы финансовая составляющая была увеличена. Но тут нам необходимо консолидировать силы министерства образования, министерства труда и соцзащиты и муниципальных органов исполнительной власти для того, чтобы образование детей-инвалидов было доступным и качественным, – подытожила Наталья Якимова.

По окончании конференции Маргарита Колпащикова поделилась с «Республикой» своими впечатлениями о результатах проведенной работы.

– Я удовлетворена не только качеством, но и масштабностью и результативностью конференции. Произошедшие в последние годы изменения в отношении к инклюзивному образованию очевидны, – уверена председатель КРО ВОИ. – На конференции было порядка 80 выступавших. Это свидетельствует о том, что нам уже есть о чем рассказать и чем поделиться. Много вопросов задавали родители, их предложения тоже будут внесены в резолюцию. На площадке межведомственного взаимодействия приняли участие представители минстроя, мин-здрава, минобразования, минтруда, депутаты Госсовета Коми. Говорили о том, как нам саккумулировать усилия, чтобы качество жизни детей с инвалидностью росло. Пришли к выводу, что необходимо разработать и принять республиканскую программу «Инклюзивное образование», куда войдут многие из поднятых на конференции вопросов. Мне очень понравилось искреннее желание сотрудничать со стороны исполнительной власти и председателя комитета по соцполитике Надежды Дорофеевой. В былые годы, когда мы просили, чтобы в качестве сопровождающих для детей с инвалидностью выступали соцработники, мы встречали сопротивление. Но сегодня встретили полное понимание со стороны министра Екатерины Грибковой, которая с готовностью согласилась эти вопросы обсуждать и решать.

Галина ГАЕВА

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Инклюзия выходит на новый уровень"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.