Общая ответственность и неформальный подход

Дефицит бюджета не может служить основанием для невыполнения обязательств региона при подготовке к новому учебному году. Вопросы безопасности школ и детских садов, проживания учащихся в интернатах и общежитиях, приведения в порядок дорог, по которым ездят школьные автобусы, должны быть в приоритете, и если потребуется, республика будет привлекать на эти цели заемные средства. Такое заявление сделал глава Коми Владимир Уйба на заседании правительства, посвященном подготовке образовательных учреждений к началу нового учебного года.

Открывая заседание, руководитель региона подчеркнул, что подготовка включает в себя множество направлений – ремонт зданий и помещений, укрепление материально-технической базы, транспортную доступность, организацию питания, и это общая ответственность – не только министерства образования, но и сопредельных ведомств, персональную ответственность также несут главы городов и районов.

– Подход должен быть абсолютно неформальным, – подчеркнул Владимир Уйба.

Финансовое обеспечение

О том, как идет подготовка к новому учебному году, доложила министр образования, науки и молодежной политики Наталья Якимова. В настоящее время во всех образовательных организациях республики обучается и воспитывается более 177 тысяч детей и молодежи. В предстоящем 2021-2022 учебном году в детские сады пойдут около 10 тысяч малышей, школы примут 10,6 тысячи первоклассников.

– Особенностью подготовки отрасли к будущему учебному году, как и в текущем, станет обеспечение безопасности детей в условиях коронавирусной пандемии, – напомнила министр.

В 2021 году бюджет отрасли образования составляет 29 миллиардов рублей, из которых 1,6 миллиарда – федеральные средства, 20,4 миллиарда – средства республиканской казны, семь миллиардов – средства муниципалитетов.

На подготовку к новому учебному году консолидированным бюджетом Коми предусмотрено 619,7 миллиона рублей: 259,3 миллиона – из федеральной казны, 286,3 – из региональной, 64,1 миллиона – муниципальные средства, еще 10 миллионов – из внебюджетных источников.

Деньги распределены по следующим направлениям: 257,44 миллиона – на капитальные и текущие ремонты, устранение предписаний надзорных органов; 82,222 миллиона – на создание безопасных условий; 16,6 – на учебники; 7,629 – на ремонты спортзалов, приобретение спортивного инвентаря, 255,832 миллиона – на создание и модернизацию инфраструктурных объектов в рамках нацпроекта «Образование».

Строительство новых школ и детсадов

В конце 2020 года были введены в эксплуатацию новые объекты образования, открытие которых планируется в феврале-апреле текущего года. Это детский сад на 270 мест в Эжвинском районе Сыктывкара, помещения под размещение дошкольных групп на 84 места в столице республики, средняя школа на 60 мест с дошкольными группами на 20 мест в селе Дутово Вуктыльского района и школа на 501 место в селе Визинга Сысольского района.

До конца нынешнего года должны быть введены в эксплуатацию еще четыре новых объекта образования: школа в селе Помоздино Усть-Куломского района и три детсада – один в Сыктывдинском районе и два в Усинском. Это 400 ученических мест и почти 400 мест в детских садах. На эти цели с учетом средств прошлых лет направлено порядка 1143,7 миллиона рублей, в том числе 334,1 миллиона – за счет федерального бюджета, а также средств социальных партнеров.

В текущем году планируется начать строительство трех школ: в Троицко-Печорском, Прилузском и Ижемском районах на 770 ученических мест и 60 мест в дошкольных группах. Сроки завершения – 2022 и 2023 годы.

До конца этого года будет проведен капремонт в школе поселка Вухтым Прилузского района. Всего же на проведение капитальных и текущих ремонтов в образовательных организациях Коми в 2021 году выделено 142,2 миллиона рублей.

Безопасность

Вопросам безопасности уделяется особое внимание. В первую очередь это выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности на объектах образования.

– Приоритетной задачей видим поэтапное приведение систем пожарной автоматики на объектах образования в соответствие современным нормативным требованиям, – отметила министр и привела данные: – За 2018-2020 годы выполнено свыше двух тысяч мероприятий на объектах образования по повышению уровня их защищенности от угроз криминального и террористического характера. Системами видеонаблюдения обеспечено 81,6 процента объектов, 73,7 процента оснащено системами контроля и управления доступом. Все образовательные организации, находящиеся в зоне действия централизованной охраны вневедомственной охраны, оснащены кнопками экстренного вызова полиции.

Организация перевозок детей

В Коми ежедневным подвозом к месту учебы охвачено 5,6 тысячи школьников. Ребят подвозят в 144 общеобразовательные организации на 228 школьных автобусах по 236 маршрутам.

По поручению главы региона в 2020 году из республиканского бюджета были выделены 113,5 миллиона рублей на покупку 49 новых школьных автобусов, которые пришли на замену устаревшим и технически неисправным. Еще 27 автобусов поступило в Коми по федеральной программе. Таким образом, потребность в школьных автобусах на 2020 год закрыта полностью (52 из 52), однако остается потребность в двух автобусах на 2021 год. Транспорт нужен для Хабарицкой школы и гимназии иностранных языков.

При этом не учтена потребность в новом автобусе для Бакуринской школы имени Филиппова Ижемского района. Как напомнила докладчик, новый автобус был передан в 2020 году, но сгорел в гараже в декабре того же года.

Позже в ходе обсуждения доклада глава республики раскритиковал руководителя администрации Ижемского района Игоря Норкина за этот вопиющий инцидент.

– Зачем вы жжете автобусы? Если мы так будем жечь школьные автобусы, то транспорта не напасемся. Республика получила новый транспорт для детей, вы взяли и сожгли дотла, – возмутился Владимир Уйба.

Горячее питание

В соответствии с задачей, поставленной президентом страны в послании Федеральному Собранию, все учащиеся младших классов должны быть обеспечены горячим питанием не реже одного раза в день. В Коми организовано бесплатное горячее питание для всех учеников 1-4 классов. На эти цели на 2021 год запланировано 561,4 миллиона рублей.

Контроль за качеством питания школьников усилен: открыты горячие линии, на портале госуслуг родители и школьники могут подать обращение по поводу организации питания в конкретной школе.

Кадровое обеспечение

Как отметила министр, вопрос кадровой потребности и омолаживания педагогического корпуса остается по-прежнему актуальным. Наибольшая потребность – в учителях иностранного, русского языков, математики. На начало 2021/2022 учебного года прогнозируется 225 вакантных ставок в школах республики, 96 ставок в детских садах, 16 ставок в организациях дополнительного образования, 36 ставок в профессиональных образовательных организациях.

Вакантные места восполняются за счет прибывающих из других территорий педагогов, молодых специалистов и распределения учебной нагрузки. В 2020 году в республику прибыло 34 (13 процентов) молодых педагога из-за пределов региона и 218 молодых специалистов – выпускников вузов и ссузов (131 и 87 человек соответственно).

Учителя, переехавшие работать в сельскую местность и поселки городского типа, получают единовременную компенсационную выплату в один миллион рублей.

По итогам конкурсного отбора в рамках программы «Земский учитель» 16 учителей по самым востребованным предметам: математике, русскому языку и литературе, иностранному языку, начальных классов, а также учитель истории и обществознания переехали в Усть-Цилемский, Троицко-Печорский, Усть-Куломский, Корткеросский, Прилузский, Койгородский, Княжпогостский, Печорский районы, поселки городских округов «Ухта» и «Сыктывкар». Учителя также прибыли из Кировской, Волгоградской, Омской, Нижегородской, Ростовской областей, Алтайского и Пермского края.

Что касается возраста педагогов, то самому молодому учителю 25 лет, самому старшему 54 года.

В 2020 году 16 земских учителей, заключивших в августе-сентябре 2020 года трудовой договор с общеобразовательными организациями, получили единовременную компенсационную выплату в размере одного миллиона рублей. В этом году открыты 104 учительские вакансии.

На единовременные компенсационные выплаты предусмотрено 14 миллионов рублей.

Оплата труда

– По итогам 2020 года в сфере оплаты труда работников учреждений образования, несмотря на отклонения (в пределах пяти процентов) от целевых значений, определенных майскими указами президента страны в сферах дошкольного и дополнительного образования, задача по сохранению достигнутых значений выполнена. Так, в системе дошкольного образования рост уровня заработной платы педагогов составил четыре процента к уровню 2019 года, или на 1,6 тысячи рублей, в системе дополнительного образования – 4,1 процент, или на 1,9 тысячи рублей, – доложила министр.

По итогам 2020 года средняя зарплата педагогов в республике составила: в организациях общего образования 50,7 тысячи рублей, в организациях дошкольного образования 41,6 тысячи, в организациях среднего профессионального образования – 50,7 тысячи, допобразования – 49,8 тысячи, в вузах – 101,4 тысячи рублей, в учреждениях, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, – 51,3 тысячи рублей.

С 1 сентября 2020 года за счет средств федерального бюджета дополнительно к действующим выплатам учителям полагаются ежемесячные выплаты за классное руководство в размере пяти тысяч рублей с применением процентной надбавки и районного коэффициента. На эти цели в 2020 году было предусмотрено 250,8 миллиона рублей, в 2021 и плановом периоде 2022 и 2023 годов – по 752,3 миллиона рублей ежегодно.

Воспитание

– В современной жизни в условиях глобализации, увеличивающейся роли интернета и виртуальной среды в повседневной жизни наблюдается тенденция обезличивания, в связи с чем вопрос необходимости принятия дополнительных мер по воспитанию обучающихся является актуальным, – отметила Наталья Якимова. – Молодежная среда – наиболее уязвима, в ней легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Именно поэтому молодежь активно используют в своих политических интересах. Участие в этом детей вызывает необходимость усиления деятельности со стороны субъектов воспитания.

В детской и подростковой среде наблюдается увеличение фактов деструктивного поведения, буллинга, агрессивности, употребления снюсов, насилия, правонарушений. Для решения этих проблем необходимо разработать новую программу воспитания, которая нацелена по формирование интересной и событийно насыщенной жизни детей и их родителей, педагогов, в свободное от учебы время и профилактики антисоциального поведения школьников. Важна демонстрация примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.

В ходе обсуждения доклада Владимир Уйба дал поручение первому заместителю председателя правительства Коми Игорю Булатову тщательно проработать вопрос жизнеобеспечения образовательных организаций. В первую очередь это касается безопасности проживания в школах-интернатах, общежитиях, а также ремонта дорог, по которым школьные автобусы перевозят детей.

– Отговорок на нехватку средств здесь быть не может, ведь речь идет о безопасности детей. Раз не хватает средств на устранение предписаний надзорных органов, придется брать займы. Необходимо выделить приоритеты и именно ими заниматься, – подчеркнул глава республики.

Галина ВЛАДИС

Фото rkomi.ru

Оставьте первый комментарий для "Общая ответственность и неформальный подход"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.