Противодействие идеологии терроризма в школе

Уже более двадцати лет ежегодно 16 ноября отмечается Международный день толерантности, которую, как считается, надо воспитывать с детства. В школах необходимо постоянно вести разъяснительную работу, а в помощь педагогам Республики Коми выпустили методические рекомендации по профилактике идеологии терроризма и экстремизма в детской и молодежной среде. Методичка подготовлена специалистами Коми республиканского института развития образования по решению Антитеррористической комиссии в регионе.

В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности обычно становятся молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко – несовершеннолетние лица 14-18 лет. По статистике, большинство преступлений экстремистской направленности совершается несовершеннолетними. В целях пресечения роста террористической и экстремистской преступности в Российской Федерации и обуздания криминальной ситуации в данной сфере представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди несовершеннолетних путем проведения мер воспитательно-профилактического характера уже со школьной скамьи.

В подготовленных методических рекомендациях представлены материалы для проведения в образовательных организациях уроков, классных часов и внеурочных занятий по профилактике терроризма, преступлений против личности, общества и государства.

В частности, в сборнике представлены конспекты занятий для обучающихся 1-4 классов по темам: «Россия – наша Родина», «Защитники Отечества», «Солнце земли Русской», «Поле русской славы», «Что такое Отчизна?», конспект урока, посвященного Дню солидарности в борьбе с терроризмом, в начальной школе и конспект классного часа по теме «Профилактика экстремизма и терроризма в начальной школе».

Конспекты занятий для обучающихся 5-8 классов включают конспект урока ОБЖ по теме «Терроризм – угроза обществу», конспекты занятий «Наше родное Отечество», «Защитник Отечества», конспект внеклассного мероприятия «Поле русской славы» и конспект классного часа «Образ Родины моей».

Для работы со старшеклассниками подготовлены конспект урока ОБЖ по теме «Терроризм – угроза обществу» в девятом классе, конспект урока обществознания «Терроризм – глобальная проблема общества» и конспект классного часа «Образ Родины моей». Также для старшеклассников представлены воспитательное мероприятие «Нет терроризму!» и классный час на тему «3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом». Завершается сборник паспортом проекта «Терроризму – нет».

Методические рекомендации по профилактике идеологии терроризма и экстремизма в детской и молодежной среде составлены для учителей начальных классов, истории и обществознания, педагогов по основам безопасности жизнедеятельности, классных руководителей, а также для педагогических работников общеобразовательных организаций, на которых возложены обязанности по проведению мероприятий в области профилактики экстремизма и терроризма.

Основные особенности экстремизма в молодежной среде:
1. Экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.
2. Экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.
3. Экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.
4. Данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.
5. Экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

Разработчиками предлагаются рекомендации по проведению практических заданий и методические рекомендации для проведения в образовательных организациях уроков, классных часов и внеурочных занятий по профилактике терроризма, преступлений против личности, общества и государства.

Как указано во введении к сборнику, Федеральные государственные стандарты основного общего образования, в соответствии с которыми организуется деятельность школы, направлены на формирование российской гражданской идентичности обучающихся, на становление таких личностных характеристик выпускника, как: «любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; уважающий других людей».

Таким образом, деятельность образовательных организаций направлена на формирование личности обучающегося, не приемлющей идеологии экстремизма и терроризма.

В настоящее время мировое сообщество рассматривает терроризм как одну из опаснейших глобальных проблем современности. В России получили распространение различные проявления экстремизма и терроризма, которые провоцируют состояние нестабильности в обществе. Сегодня терроризм является вызовом национальной безопасности, источником рисков и угроз для общества в целом и для каждого отдельного человека. В этой связи формирование антитеррористической идеологии, антитеррористических знаний и навыков, необходимых для обеспечения личной и общественной безопасности, это важнейшая задача, стоящая перед российским обществом.

На современном этапе приобретают актуальность формирование и развитие антитеррористического мировоззрения обучающихся путем информирования их об угрозах и рисках безопасности, которые несет терроризм, воспитания уважительного отношения к различным культурам и религиям, гражданственности и патриотизма.

Терроризм и экстремизм – проблемы, злободневные для России, которые угрожают не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни людей, целостности многонациональной страны. Важнейшая задача современного образования – содействие полноценному личностному развитию детей, формирование человека – носителя взглядов, идей в межэтнических отношениях. Результаты террористической деятельности в Российской Федерации и во всем мире говорят о том, что терроризм – это зло. Террористические акты приводят к массовым человеческим жертвам, несут угрозу жизни и здоровью населения. В ходе преступлений повреждаются и уничтожаются материальные и духовные ценности, наносится огромный ущерб окружающей природной среде.

Терроризм – явление многоплановое: сюда входят политические, правовые, психологические, философские, исторические, технологические и иные аспекты жизни современного общества. Но прежде всего терроризм направлен против мирных граждан, женщин и детей. Его главная цель – убивая людей, вызвать в обществе ужас и заставить политиков принимать нужные террористам решения.

Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. Анализ данных за последние пять лет показывает, что возраст четырех из пяти лиц, преступная деятельность которых пресечена, составляет не более 30 лет. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности в основном являются молодые люди в возрасте до 30 лет, и в том числе нередко несовершеннолетние лица 14-18 лет.

В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать, например, такой: для преодоления всех политических и экономических проблем в стране необходимо создание «национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз.

Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами.

Достаточно много преступлений экстремистской направленности совершается несовершеннолетними. Поэтому в целях пресечения экстремистской преступности и обуздания криминальной ситуации в данной сфере представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди молодежи, в том числе несовершеннолетних, путем проведения мер воспитательно-профилактического характера. Подросткам следует прививать основы толерантности путем организации, например, уроков толерантности, просветительских программ и семинаров по вопросам толерантности.

– В современных условиях терроризм является одной из основных угроз национальной безопасности Российской Федерации, что определяет необходимость противодействия ему на всех направлениях, – рассказал «Республике» начальник отдела по профилактике терроризма и проведению эвакуационных мероприятий Антитеррористической комиссии в Республике Коми Владислав Бадер. – Вопросы противодействия терроризму и экстремизму регулируются различными отраслями российского законодательства и базируются на положениях Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации.

Согласно концепции, общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Правовая основа противодействия терроризму, основные его принципы определены Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Приоритетным направлением противодействия терроризму в России является предупреждение (профилактика) терроризма, которое обеспечивается в том числе путем создания системы противодействия идеологии терроризма. Профилактика терроризма представляет собой совокупность мер политического, социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений террористической направленности, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения ими указанных преступлений.

Артур АРТЕЕВ

Фото content-29.foto.my.mail.ru

Оставьте первый комментарий для "Противодействие идеологии терроризма в школе"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.