Под знаменем бессмертия

В Коми отпраздновали 74-летие Великой Победы

С каждым годом все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны, но память о них – вечна. Мемориальные мероприятия в честь Дня Победы прошли в России в 74-й раз. Главным из них уже в восьмой раз стала всенародная акция «Бессмертный полк». В этом году ее поддержало более 65 тысяч жителей нашего региона. Ежегодно это количество увеличивается. Только в Сыктывкаре портреты близких пронесли двенадцать тысяч человек. 

Традиционно в столице Коми празднование Дня Победы началось с возложения цветов в память о павших к мемориалу «Вечная слава». После колонна фронтовиков, тружеников тыла и детей войны направилась по улице Коммунистической к Стефановской площади. Колонну возглавляли руководители республики, члены правительства, депутаты Госсовета Коми, духовенство. На площади с трибуны выступил глава Коми Сергей Гапликов:

– С Днем славы нашего народа, победившего фашизм, остановившего в мире страшную угрозу! Наши отцы, деды и прадеды отстояли свободу и независимость нашей Родины. Миллионами жизней заплатила наша страна за победу в Великой Отечественной войне. В нашей стране нет семьи, которой бы не коснулась эта война. В каждом доме чтят и помнят своих героев. Дорогие ветераны, ваш фронтовой и трудовой подвиг будет жить в веках. Вы сражались, не щадя жизни, насмерть стояли за каждый клочок родной земли. Вы работали на пределе сил и возможностей. Вы подняли страну из руин и создали сильное государство. Мы преклоняемся перед вашим мужеством и силой духа. Низко кланяемся вам – поколению победителей – фронтовикам и труженикам тыла, вдовам и детям войны. Мы стараемся сделать все для того, чтобы те страшные события больше никогда не повторились, чтобы небо над нашей Родиной всегда было мирным. С праздником, друзья! С Днем Великой Победы!

Из Коми за годы войны на фронт ушли более 170 тысяч человек, треть из них не вернулись назад. Память павших героев на полях сражений почтили минутой молчания. После митинга на Стефановской площади состоялся торжественный парад, в котором приняли участие военнослужащие Сыктывкарского гарнизона, солдаты и офицеры войсковой части № 5134, юнармейцы, сотрудники силовых министерств и ведомств. Сильная жара во время парада привела к тому, что некоторым его участникам становилось плохо. Людей брали под руки, вели в тень и оказывали помощь.

Главной частью празднования стала акция «Бессмертный полк». С каждым годом в ней участвуют все больше людей, городов и стран. В Сыктывкаре шествие объединило двенадцать тысяч человек. Глава Коми Сергей Гапликов прошел с портретом своего дедушки, участника Великой Отечественной войны Гавриила Гузева.

Чтобы пройти в рядах «Бессмертного полка», люди с раннего утра съезжались в центр города на машинах, паркуя их у стадиона и на близлежащих улицах, или целыми семьями шли пешком, неся в руках портеры героев. Можно было увидеть, как родители вручают детям портреты, рассказывая об их героических дедушках и бабушках. Чувствовалось, что люди очень спокойно и сосредоточенно готовятся к чему-то действительно важному. Вокруг царила атмосфера всеобщего единения.

Когда видишь нескончаемый поток людей с портретами тех, кто выковал для человечества победу над «коричневой чумой», понимаешь, что память поистине сильнее смерти. На этих фотографиях есть молодые и полные сил солдаты, чьи портреты несут люди преклонных лет, а есть и те, кто, пройдя войну, прожил еще большую жизнь, – и их портреты в маленьких неокрепших руках их правнуков, что не менее трогательно. За шествием просто невозможно наблюдать равнодушно, это потрясающая акция.

Прокопий Жижин.

Прокопий Жижин участвует в акции ежегодно, говорит, что и его внуки с детьми тоже несут портрет его отца Серафима, но в других городах. Он рассказал, что Серафим Жижин служил в морской пехоте и погиб в боях под Сталинградом в 1942-м:

– Отец был из крестьянской семьи, 1904 года рождения. Работал везде, занимался лесом в Кировской области. Когда началась война, день был такой же прекрасный, как сегодня, тепло, солнышко. Отец сидел на крыше около трубы, чинил что-то, и его первые слова: «Ну, пойдем фашистов бить!» Мы тогда были так все воспитаны, воспитаны на патриотических песнях, например, на таких, как «Если завтра война» и «Три танкиста». Нас было пять детей в семье. Отца забрали в морскую пехоту, на фото он на сборах в Архангельской области. Мне был десятый год, я уже работал пастухом. Прекрасно помню все, что тогда было. Старшего брата взяли в армию в 1943-м, ему еще не исполнилось и 17 лет. Он в войне не участвовал, но несколько лет бил бандеровцев на Западной Украине. Сам я живу с 1958 года в Сыктывкаре. Меня перевели сюда из Ухты. В 1950-м поступил в горный техникум в Ухте, окончил его через три года и полтора года работал на нефтешахтах, потом три года служил в армии. После армии вернулся на шахту и потом через совнархоз попал в Сыктывкар. В строю «Бессмертного полка» хожу с самого начала, пока мы помним – они живы.

В Сыктывкаре колонна участников «Бессмертного полка» прошла по улице Коммунистической от Театральной площади, через Стефановскую площадь по улице Ленина, до Свято-Стефановского собора, где состоялась лития по погибшим.

После парада и шествия «Бессмертного полка» люди гуляли по центру города, где их ждали различные мероприятия, в том числе спортивные конкурсы и концерты. Для ветеранов за памятником Ленину организовали военно-полевую кухню, со сцены в живом исполнении звучали фронтовые песни. В сквере у памятника Ленину действовала живая экспозиция «Помню, горжусь!», где можно было послушать лекции специалистов по военной реконструкции на тематических площадках. Работали площадки «Штыковой бой», «Медико-санитарный батальон» и другие. На площадке, посвященной военной форме, люди увлеченно слушали о том, как в течение боевых действий на фронте менялись солдатские погоны, маскхалаты, головные уборы и многое другое. Эти изменения специалисты демонстрировали наглядно – на аутентичных образцах формы. Например, можно было узнать, где предусматривалось место для гранат в маскхалате или то, что в начале войны маскхалаты делали вручную, вплетая туда мочало:

– Такой костюм безразмерный, размеры регулировались путем затягивания шнурка. Мы испытывали их и на человеке миниатюрном, и на двухметровом гиганте – подходит всем. Производство было трудоемкое, фактически нужно было двенадцать часов, чтобы сделать один такой костюм, поэтому потом отказались от мочала и начали наносить уже всем нам знакомые пятна, и появился так называемый камуфляж «Амеба». Но костюмы старого образца использовались аж до 1944 года, этому есть фотосвидетельства.

К концу 1942 года перестали использовать петлицы, и им на смену пришли погоны. Для немцев это стало полной неожиданностью: вроде бы привыкли уже различать советских солдат по петлицам, а теперь надо привыкать к погонам. Фактически произошло возвращение к той же системе знаков различия, какая была в царской армии, причем в оборот вернулось и слово «офицер», которое поначалу также ассоциировалось с прежним режимом.

– Многие солдаты протестовали, мол, мы сражались с «погонниками», а теперь сами ими стали. К переубеждению подключались политруки. К лету 43-го практически все подразделения перешли на погоны.

В дальнейшем форма упрощалась, у рядового состава убрали нагрудные карманы. Бойцам это было неудобно, и они часто вспарывали с рукава налокотники и делали из них карманы, но в итоге гимнастерки быстро приходили в негодность. В 1945 году гимнастерки без карманов снова заменили прежними. В 1942 году ввели отличительные нагрудные знаки за ранения: нашивали красную и золотую полосы, которые означали, что боец получил легкое или тяжелое ранение.

Празднование Дня Победы в Сыктывкаре завершилось десятиминутным салютом. В этом году его запускали с запасного поля республиканского стадиона.

Ярослав СЕВРУК

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Под знаменем бессмертия"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.